УРОК 10. Урок -обобщения

 

Задачи:

обучения: систематизировать знания учеников по периодизации истории Беларуси древнейших времен, а также закрепить знания учащихся об исторических процессах, происходивших на территории Беларуси при первобытном строе

развития: продолжить работу, направленную на формирование у школьников умений работы с исторической картой, определения последовательности и продолжительности исторических периодов, описания и сравнения исторических событий, раскрытия причинно-следственных связей, сравнения исторических фактов и явлений;

воспитания: на основе более глубокого осмысления изученного материала воспитывать у шестиклассников интерес к историческому прошлому нашей | Родины.

Оборудование: политико-административная карта Республики Беларусь, карты «Каменный век...», «Бронзовый век...» и «Железный век...», атлас (4 кл.), учебное пособие, рабочая тетрадь.

 

ХОД УРОКА I.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Проводится в зависимости от выбранного учителем варианта урока по теме «Наш край».

Вариант А

Учитель подводит итоги двух творческих (конкурсных) заданий: ми- ни-сочинений «Археологический памятник моего края» и мини-очерков «Легенда, которую мне рассказали земляки». Лучшие работы учеников получают право находиться в архиве школьного музея или кабинета истории. Участникам конкурса выставляются отметки.

Вариант Б

Учитель проводит беседу по вопросам, которые задавались учащимся в качестве домашнего задания. По результатам беседы выставляются отметки.

Затем проверяется выполнение заданий повышенной сложности. Школьники, которые их получили, делают сообщения. Лучшие работы оцениваются.

Задание 1. Обращается внимание на использование легенд истори­ческих карт, знание и выполнение учениками правил показа объектов на карте и комментирование школьниками своих действий. Выполняется задание 4 на с. 133/30 рабочих тетрадей. При ответе на данный воп­рос учитывается знание учащимися определений понятий «стоянка» и «селище». Если речь идет о стоянках, связанных с кочующим образом жизни, то они не являлись свидетельством перехода к оседлому образу жизни.

Задание 2. После заполнения таблицы желательно предложить шес­тиклассникам сравнение двух периодизаций и поиск в них общих и от­личительных черт. Ученики выполняют задание 2 на с. 133/29 рабочих тетрадей.

Задание 3. После проверки выполнения этого задания учащимся предлагается уточнить, в какие века истории древнейших времен про­исходили перечисленные в задании события и явления.

Задание 4. Задание выполняется «по цепочке». Школьники один за другим дают определения понятиям. Они также выполняют задание 6 на с. 134/30 рабочих тетрадей с опорой на иллюстрацию. Ответ на это задание будет связан с определением производящего хозяйства и от­цовской родовой общины, которые имеют соответствующие признаки, отраженные на рисунке: занятие земледелием, животноводство, муж­чина с мотыгой и прирученной собакой.

Задание 8. Ученикам раздаются карточки, в которых они цифрами обозначают последовательность возникновения природных и исто­рических явлений. Проверка выполнения задания осуществляется коллективно.

Задание 9. Его выполнение осуществляется учащимися по выбо­ру. Им по желанию также предлагается выполнить задания 5 и 8 на с. 133—134/30—31 рабочих тетрадей. Представленный орнамент может быть связан с солнцем, от которого зависела результативность работы земледельца. Украшение на шее древней женщины, в качестве которого использованы зубы или когти какого-то животного, играет роль оберега (амулета), хранящего жизнь первобытного человека.


Задание 12. При выполнении данного задания следует использо­вать задание 7 на с. 134/31 рабочих тетрадей. Самая древняя глиняная посуда в каменном веке делалась остродонной, чтобы горшки можно было воткнуть в землю, так как пола (в обычном смысле этого слова) на первобытной стоянке не было.

Задание 13. Оно относится к числу заданий повышенной сложности и его правильное выполнение оценивается самым высоким баллом.

После выполнения заданий учитель подводит итоги обобщения изученного материала и выставляет ученикам отметки.

Вариант Б

Проводится турнир знатоков истории первобытного строя.

Подготовка к турниру осуществляется накануне под руководством учителя. Создается жюри из числа учащихся старших классов, жела­тельно из тех, которые увлекаются историей и имеют отличные знания по этому предмету. На должность председателя жюри приглашается учитель истории или географии. Ученики класса делятся на две коман­ды по личному желанию, однако с учетом своих учебных способностей. Каждая команда выбирает капитана, подбирает название, например «Историки», «Археологи», и придумывает свой лозунг (девиз).

Командам даются домашние задания.

Домашнее задание 1. Составить рассказ объемом около 50 слов на одну из тем по выбору: «Охота на мамонта», «Первобытная стоянка», «Движение ледника», «Строительство городища», «Выплавка железа в печи-домнице», «Изготовление глиняной посуды».

Домашнее задание 2. Команда 1: составить список изобретений перво­бытных людей. Команда 2: составить список орудий труда первобытных людей.

Домашнее задание 3. Подготовить рисунок на тему «Жизнь перво­бытных людей».

Конкурсные задания оцениваются в зависимости от степени их сложности по 10-балльной системе. Оценки объявляются после выпол­нения каждого задания. В середине турнира подводятся промежуточные итоги, а в конце — окончательные, с объявлением команды-победитель­ницы турнира.

В ходе турнира последовательность выполнения заданий командами может меняться.

Ведет турнир учитель истории.

На экран проецируется материал слайдов, иллюстрирующих жизнь людей при первобытном строе. Ведущий представляет команды и их капитанов, жюри и его председателя. Команды рассаживаются за столы, поставленные так, чтобы было удобно работать. Капитаны докладывают

о готовности к турниру и называют лозунги (девизы), под которыми команды будут сражаться за победу. Соревнование начинается.

Конкурсное задание 1. Разминка для команд. Ведущий называет каж­дой команде пять понятий из перечня, размещенного на с. 34 учебного пособия, а члены команды формулируют их определения.

Конкурсное задание 2. Разминка для капитанов. Капитаны команд по очереди подходят к историческим картам («Каменный век...» и «Же­лезный век...») и показывают на них по одному объекту из числа тех, которые имеются в легенде карты.

Конкурсное задание 3. Представители команд читают составленные в качестве домашнего задания рассказы.

Конкурсное задание 4. Командам раздаются карточки с таблицами (см. задание 2 на с. 34 учебного пособия). Материал этих таблиц следует дополнить. На выполнение задания отводится 2 минуты.

Конкурсное задание 5. Капитаны команд по очереди озвучивают спис­ки изобретений и орудий труда первобытных людей, подготовленные в качестве домашнего задания, и передают их жюри для оценки.

Конкурсное задание 6. «Кто лучше знает хронологию?» (см. задания 3 и 7 на с. 34—35 учебного пособия). На выполнение задания отводится 3 минуты.

После выполнения этих конкурсных заданий жюри подводит про­межуточные итоги турнира.

Конкурсное задание 7. «Кто лучше умеет систематизировать исто­рические понятия?» (см. задания 4 и 5 на с. 34—35 учебного пособия). Команда 1: хозяйственная деятельность. Команда 2: общественные отношения. Результаты систематизации сообщают капитаны.

Конкурсное задание 8. Представители команд прикрепляют к классной доске рисунки, подготовленные в качестве домашнего задания, и ком­ментируют их содержание.

Конкурсное задание 9. «Кто лучше знает последовательность исторических событий и явлений?» Команды получают карточки (см. задание 8 на с. 35 учебного пособия). Им необходимо цифрами обозна­чить последовательность событий и явлений. Карточки передаются жюри.

Конкурсное задание 10. Задание для капитанов. Команда 1: сравнить присваивающее и производящее хозяйства и выявить различия между ними. Команда 2: сравнить подсечно-огневое и пахотное земледелие и выявить различия между ними.


В классе, где есть творческие ученики и многие увлекаются изуч-ннем истории, учитель может предложить подготовку внеконкурсные заданий;

а) придумать загадки о жизни первобытных людей;

б) составить кроссворд с включением в его содержание исторических понятий;

в) сочинить легенду о кургане, валуне, городище;

г) написать стихотворение на историческую тематику: работа ар.хеологов. первобытный охотинк, добывание огня, поклонение солнцу

I камень-следовик и др.

Такие задания можно реализовать в межконкурсный промежуток времени, когда жюри проверяет задания и занимается подсчетом баллов После проведения турнира учителю следует выставить учащимся от­метки. Наиболее объективно это можно сделать в отношении капитанов команд и тех учеников, которые выполняли индивидуальные задания например комментировали рисунки и готовили внеконкурсные задания творческого характера.

III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Оно определяется учителем с учетом пробелов в знаниях шестиклассников, выявленных при обобщении изученного материала. Желательно, чтобы задания для повторения имели индивидуальный характер. Ученики предупреждаются о проведении тестовой проверки знаний по материалу раздела I на следующем уроке.

Жизнь населения белорусских земель в Раннем средневековье (V—IX вв.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: