Рассмотрим порядок определения параметров асинхронного двигателя посредством круговой диаграммы (рис 1) при нагрузке, определяемой током статора I1.
Токи. Из точки О в масштабе токов (мм) отложить вектор тока статора I1 так, чтобы конец этого вектора (точка D) лежал на окружности токов OD = I1/ mi. Затем, соединить точку D с точкой Н, получим треугольник токов ОDН, стороны которого определяют токи: I0 = mi ∙OH; I = mi ∙HD; I1 = mi OD. Кроме того, опустив перпендикуляр из точки D на ось абсцисс (Dа), получим прямоугольный треугольник ODa, из которого определяем активную и реактивную составляющие тока статора
I1а = mi Da; I1р = mi ∙Oa.
Подведенная мощность Р1. Известно, что Р1 = m1 U1∙I1∙Cosφ1. Но так как
U1 = const. a I1 ∙ Cosφ1 = I1а, то мощность Р1 пропорциональна активной составляющей тока статора (Р1 I1а). На круговой диаграмме величина I1а определяется отрезком Da, поэтому подведенная мощность P1 = mp ∙Da,где mp = m1∙U1ном mi — масштаб мощности, Вт/мм. Подведенную мощность отсчитывают от оси абсцисс, которую называют линией подведенной мощности P1, до заданной точки на окружности токов.
|
|
Полезная мощность Р2 Полезную мощность на круговой диаграмме отсчитывают по вертикали от окружности токов до прямой, соединяющей точки на окружности токов, в которых полезная мощность равна нулю. Одной из таких точек является точка х.х. Н, другой - точка к. з. К. Таким образом, линия НК, является линией полезной мощности P2. Для заданной точки на окружности токов Р2 = mp ∙D∙b
Электромагнитная мощность и электромагнитный момент. Величину электромагнитной мощности на круговой диаграмме определяют положением линии электромагнитной мощности Рэм. Для построения этой линии необходимо провести прямую через точки на окружности токов, в которых электромагнитная мощность (т.е. мощность, передаваемая вращающимся полем со статора на ротор) равна нулю. Такими точками являются Н и Т.
Линия НТ называется линией электромагнитной мощности Рэм. Первая точка соответствует скольжению s» 0, вторая - s = ± ¥. Но если точка Н может быть получена по данным опыта холостого хода, то точку Т экспериментально получить нельзя. Поэтому линию электромагнитной мощности строим по точкам Н и К причем точку К2 определяют делением отрезка КК3 на две части в отношении КК3/(К2К3) = rк/r1, где rк = Рк/(m1∙I12ном) - активное сопротивление одной фазы двигателя при опыте короткого замыканиия; r1 - активное сопротивление одной фазы обмотки статора. Для заданной точки D на окружности токов электромагнитная мощность Рэм = mp∙Dс.
Электромагнитный момент двигателя М = Рэм/w1 = 30∙Рэм/(p∙n1) = 30 mp∙Dc/(p∙n1), или M = mм∙Dc, где m м = 30∙mp/(p∙n1), Н • м/мм или
|
|
m м = 0,975∙mp/n1, кГм/мм - масштаб моментов. Линию НТ называют также линией моментов M.
Коэффициент мощности. Для определения коэффициента мощности cosj1 на оси ординат строят полуокружность произвольного диаметра. Тогда для заданной точки D на окружности токов имеем cosj1 = Oh/Of.
Для удобства расчетов целесообразно диаметр полуокружности принять равным 100 мм. В этом случае cosj1 = Oh/100.
Скольжение. Скольжение s на круговой диаграмме определяют по шкале скольжения, для построения которой в точке Н0 на оси абсцисс проводят перпендикуляр H0Q, проходящий через Н. Затем из точки Q параллельно линии электромагнитной мощности проводят прямую QE до пересечения с продолжением линии полезной мощности. Отрезок QE делят на сто равных частей и получают шкалу скольжений. Для заданной точки D на окружности токов скольжение определяют продолжением линии HD до пересечения со шкалой скольжения в точке е. Соответствующая этой точке цифра на шкале скольжений выражает величину скольжения.
Участок шкалы QE, соответствующий дуге окружности токов HqK, определяет скольжение для двигательного режима асинхронной машины (0 < s < 1); участок шкалы вправо от точки Е, соответствующий дуге окружности токов КТ, определяет скольжение для тормозного режима (1 < s < +¥); участок шкалы влево от точки Q, соответствующий дуге окружности токов, содержащей нижнюю половину окружности и отрезок ТС верхней половины окружности, определяет скольжение для генераторного режима (0 > s > -¥).
К. п. д. двигателя. Известно, что η = Р2/Р1. На круговой диаграммe
P2 = Db∙mр, P1 = Da∙mp, тогда η = Db/Da.
Определение к. п. д. двигателя указанным способом дает погрешность, так как при этом не учитываются все виды потерь. Сумма механических и магнитных потерь в стали статора. Рмех + PМ1 = P01 – m1∙I02∙r1, где r1 - активное сопротивление фазной обмотки статора, приведенное к расчетной рабочей температуре машины. Добавочные потери Рд согласно ГОСТ 183 — 66 при работе в номинальном режиме составляют 0,5% от подводимой к двигателю мощности; принято считать, что добавочные потери пропорциональны квадрату тока I1, тогда величина добавочных потерь при неноминальном режиме Рд = Рд.ном.(I1/I1ном.)2
Перегрузочная способность двигателя l. Для определения максимального момента двигателя следует из точки О1 опустить перпендикуляр на линию электромагнитной мощности и продолжить его до пересечения с окружностью токов (точка q). Из точки q проведем прямую параллельную оси ординат, до пересечения с линией электромагнитной мощности (точка n). Тогда отрезок qn в масштабе моментов определит величину максимального момента
Ммакс = mм∙qn. Если точка D на окружности токов соответствует номинальному режиму работы, то перегрузочная способность двигателя Ммакс/Мном = qn/Dc.
Начальный пусковой момент. Начальный пусковой, момент двигателя определяется положением на окружности токов точки, соответствующей скольжению s = 1. Такой точкой является точка К. Тогда, начальный пусковой момент МП = mM∙KK2.