Для выполнения коллективных творческих работ на уроках технологии выбрана тема«Русский народный костюм». Так как изучение и сохранение народного искусства, которое развивается как коллективное творчество на основе традиций, является важнейшим средством воспитания учащихся. На уроках технологии в рамках регионального компонента дети изучают русский народный костюм.
Уроки по изучению русского народного костюма:
- помогут приобщить детей к истории русской народной культуры, к духовно-нравственным,эстетическим и художественным ценностям;
- позволят знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей;
- способствуют развитию познавательной и творческой активности при изучении народного искусства, в целях повышения независимого творческого поиска в решении художественных задач;
-познакомят учащихся с образами русского женского костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета;
-познакомят с конструктивными особенностями костюма.
|
|
Для дальнейшей технологической обработки изделийнужно дать понятие о соединительных, краевых, отделочных машинных швах, видах ручных стежков и строчек, а также о влажно-тепловой обработки различных тканей.
Данные занятия позволяют познакомить учащихся с традициями русского народного костюма не только на уроках технологии, но и на кружках кройки и шитья. По программе представленный урок возможно проводить в 8-х классах в третьейучебной четверти, при изучении раздела конструирование и моделирование швейных изделий.
В таблицах3.1, 3.2 представленатехнологическая карта урока №1 на тему «Русский народный костюм». В приложении №12 продолжение авторской разработки уроков по данной теме.
Технологическая карта урока – это новая современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам, позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД):
|
|
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Таблица 3.1
Технологическая карта урока № 1
Тема | Русский народный костюм(2 часа) |
Педагогическая цель: | - ознакомить учащихся с историей русского (в т.ч. Архангельского) костюма, его конструктивными элементами, декоративным оформлением; - воспитать интерес к истории родного края, традициям русского народа. - способствовать развитию творческой и познавательной активности. |
Тип урока | Урок изучения нового материала усвоения новых знаний |
Планируемые результаты (предметные ПР) | - уметь зарисовывать эскиз костюма; - уметь выполнять колористическое решение костюма; - выбирать соответствующую конструкцию изделия; - передавать выражения чувств, настроения, характера в разных народных костюмах; - оценивать работы товарищей. |
Личностные (ЛР) | - уважительно относиться к культуре народного искусства, в том числе к народным костюмам и одежде в целом; - понимать роль народного костюма в жизни человека; - уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - узнавать, называть, сравнивать комплексы и детали одежды; - выбирать наиболее эффективные способы решения задачи (оригинальность); - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - коллективно находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций. Регулятивные УУД: - определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; - определять наиболее рациональные способы выполнения изделия; - формулировать и удерживать учебную задачу; - уметь работать с дополнительной информацией. |
Основное содержание темы, термины. | Русский народный женский костюм Архангельской области, состоящий из рубахи, юбки, полушубка, повязки. |
Образовательные ресурсы. | Презентация на тему «Русский народный костюм», компьютер, проектор. |
Таблица 3.2
Ход урока
Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающихся | |||
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.Оценка, самооценка). | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2. Актуализация знаний, мотивация. | Осознание необходимости получения новых знаний. | Определение границ знания и незнания. | Беседа о народном костюме в России. | Предполагают из какой одежды мог состоять народный женский и мужской костюм. Какие ткани и цвета использовались для пошива изделий, орнамент. Также перечисляют головные уборы, обувь. |
3. Постановка учебной задачи. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | -Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Каких знаний нам не хватает для изготовления русского народного костюма? | Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
4. Решение учебной задачи. | Новое знание: Общее различие народных костюмов Южной и Северной России, составляющие костюмов, значение костюма и его орнаментальной вышивки. | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | Знакомство с русским народным костюмом, значением. (Презентация.Рассматривание и беседа по иллюстрациям). Рассказ о русском народном костюме, о его обязательных элементах, значении символов, отношении людей к костюму, хранении, обсуждениетканей, цвета, вышивки. | Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы. Анализируют новые сведения о русском народном костюме. Рассказывают, где возможно встретить народные костюмы в наше время. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | - На базе полученных знаний, предлагаю разделиться на две группы. Первой группе выполнить эскиз костюма, подобрав соответствующую цветовую гамму. Второй группе выполнить творческий проект в рисунке «Русский платок». Украсить белые листы бумаги русскими народными орнаментами. Для выполнения задания использовать цветные карандаши, краски, ластик. | Распределение выполнения заданий между собой. |
6. Оценка. | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. | -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) | Самооценивание. Просмотр и обсуждение выполненной работы. |
7. Итог. Рефлексия деятельности. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Беседа по вопросам: - Почему люди бережно относились к одежде? Какую функцию выполняла вышивка на костюме? Перечислите, какой орнамент мог использоваться? Какие виды вышивания вы знаете? Где обычно она располагалась в костюме? | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
8. Домашнее задание. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранeе усвоенных ЗУН | Подобрать орнамент вышивки к народному костюму Архангельской области, найти варианты выкройки полушубка. | Запись д/з в дневник. |
|
|
|
|