Разработка технологической карты урока

Для выполнения коллективных творческих работ на уроках технологии выбрана тема«Русский народный костюм». Так как изучение и сохранение народного искусства, которое развивается как коллективное творчество на основе традиций, является важнейшим средством воспитания учащихся. На уроках технологии в рамках регионального компонента дети изучают русский народный костюм.

Уроки по изучению русского народного костюма:

- помогут приобщить детей к истории русской народной культуры, к духовно-нравственным,эстетическим и художественным ценностям;

- позволят знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей;

- способствуют развитию познавательной и творческой активности при изучении народного искусства, в целях повышения независимого творческого поиска в решении художественных задач;

-познакомят учащихся с образами русского женского костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета;

-познакомят с конструктивными особенностями костюма.

Для дальнейшей технологической обработки изделийнужно дать понятие о соединительных, краевых, отделочных машинных швах, видах ручных стежков и строчек, а также о влажно-тепловой обработки различных тканей.

Данные занятия позволяют познакомить учащихся с традициями русского народного костюма не только на уроках технологии, но и на кружках кройки и шитья. По программе представленный урок возможно проводить в 8-х классах в третьейучебной четверти, при изучении раздела конструирование и моделирование швейных изделий.

В таблицах3.1, 3.2 представленатехнологическая карта урока №1 на тему «Русский народный костюм». В приложении №12 продолжение авторской разработки уроков по данной теме.

Технологическая карта урока – это новая современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам, позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Структура технологической карты включает:

- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

- цель освоения учебного содержания;

- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД):

- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

- основные понятия темы;

- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Таблица 3.1

Технологическая карта урока № 1

Тема Русский народный костюм(2 часа)
Педагогическая цель:   - ознакомить учащихся с историей русского (в т.ч. Архангельского) костюма, его конструктивными элементами, декоративным оформлением; - воспитать интерес к истории родного края, традициям русского народа. - способствовать развитию творческой и познавательной активности.  
Тип урока Урок изучения нового материала усвоения новых знаний
Планируемые результаты (предметные ПР) - уметь зарисовывать эскиз костюма; - уметь выполнять колористическое решение костюма; - выбирать соответствующую конструкцию изделия; - передавать выражения чувств, настроения, характера в разных народных костюмах; - оценивать работы товарищей.
Личностные (ЛР)   - уважительно относиться к культуре народного искусства, в том числе к народным костюмам и одежде в целом; - понимать роль народного костюма в жизни человека; - уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
УУД Метапредметные (МПР) Познавательные УУД: - узнавать, называть, сравнивать комплексы и детали одежды; - выбирать наиболее эффективные способы решения задачи (оригинальность); - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - коллективно находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций. Регулятивные УУД: - определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; - определять наиболее рациональные способы выполнения изделия; - формулировать и удерживать учебную задачу; - уметь работать с дополнительной информацией.
Основное содержание темы, термины. Русский народный женский костюм Архангельской области, состоящий из рубахи, юбки, полушубка, повязки.
Образовательные ресурсы. Презентация на тему «Русский народный костюм», компьютер, проектор.

Таблица 3.2

Ход урока

Этап урока / учебная ситуация Результат этапа Цель этапа Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога Действия обучающихся
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.Оценка, самооценка). Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок.
2. Актуализация знаний, мотивация. Осознание необходимости получения новых знаний. Определение границ знания и незнания. Беседа о народном костюме в России. Предполагают из какой одежды мог состоять народный женский и мужской костюм. Какие ткани и цвета использовались для пошива изделий, орнамент. Также перечисляют головные уборы, обувь.
3. Постановка учебной задачи. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. -Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Каких знаний нам не хватает для изготовления русского народного костюма? Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.
4. Решение учебной задачи. Новое знание: Общее различие народных костюмов Южной и Северной России, составляющие костюмов, значение костюма и его орнаментальной вышивки. Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. Знакомство с русским народным костюмом, значением. (Презентация.Рассматривание и беседа по иллюстрациям). Рассказ о русском народном костюме, о его обязательных элементах, значении символов, отношении людей к костюму, хранении, обсуждениетканей, цвета, вышивки. Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы. Анализируют новые сведения о русском народном костюме. Рассказывают, где возможно встретить народные костюмы в наше время.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. - На базе полученных знаний, предлагаю разделиться на две группы. Первой группе выполнить эскиз костюма, подобрав соответствующую цветовую гамму. Второй группе выполнить творческий проект в рисунке «Русский платок». Украсить белые листы бумаги русскими народными орнаментами. Для выполнения задания использовать цветные карандаши, краски, ластик. Распределение выполнения заданий между собой.
6. Оценка. Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)   Самооценивание. Просмотр и обсуждение выполненной работы.
7. Итог. Рефлексия деятельности. Умение соотносить результаты собственной деятельности. Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. Беседа по вопросам: - Почему люди бережно относились к одежде? Какую функцию выполняла вышивка на костюме? Перечислите, какой орнамент мог использоваться? Какие виды вышивания вы знаете? Где обычно она располагалась в костюме? Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
8. Домашнее задание. Использование нового знания в выполнении творческого задания. Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранeе усвоенных ЗУН Подобрать орнамент вышивки к народному костюму Архангельской области, найти варианты выкройки полушубка. Запись д/з в дневник.

 
 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: