Также существует непроизвольное и произвольное мышление

Конспект проведения урока в ССУЗе по предмету «Общая психология» на тему «Мышление».

Тема урока: «Мышление».

Тип урока: комбинированный.

Цели:

1. Познакомить студентов с понятием «мышление», с его физиологической основой и с основными свойствами и характеристиками.

2. Совершенствовать диалогическую речь студентов в период обмена мнениями, умение анализировать выводы.

3. Воспитывать профессиональную готовность и понимание необходимости и серьёзной подготовки к работе с детьми.

Структура урока: (45 минут)

1. Вводная часть (4 минуты): организационный момент - 4 минуты.

2. Основная часть (35минут): проверка домашнего задания - 10 минут; изложение нового материала - 20 минут; закрепление пройденного материала - 5 минут.

3. Заключительная часть (6минут): подведение итогов урока - 6 минут.

Основные методы, применяемые на уроке: словесные (рассказ, объяснение), практический (упражнение).

Оборудование урока: раздаточный материал - схема на парту, доска, мел.

 

Рекомендуемая литература:

1. Введение в психологию./ под ред. А.В. Петровского. - М., 1995. - С 432 - 450.

2. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. уч. - М.: Просвещение, 1980. - 352с., ил.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для высш. пед. учеб. заведений: В 3кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Кн.1: Общие основы психологии. - 688с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 512с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. - М., 1989. - Т.2. - С.211 - 232.

6. Вайнштейн, Л.А. Общая психология:учебник/ Л.А.Вайнштейн, в.А. Поликарпов, И.А.Фурманов.- Минск: Соврем.шк.,2009.- 512с.

 

Ход урока:

Вводная часть.

Здравствуйте! Садитесь! Сегодня урок проведу у вас я, студентка Гомельского государственного университета имени Константина Франциска Скорины, меня зовут Марина Ивановна Кукса.

Староста напишите фамилия студентов, которые отсутствуют на уроке. Спасибо!

Основная часть.

В качестве домашнего задания вам на предыдущем уроке была задана лекция на тему «Механизмы памяти». Проверить ваши знания я предлагаю с помощью устного опроса.

Первый вопрос:

1. Что такое механизмы памяти? (Процессы, свойственные человеку, запоминающему нужную информацию и впоследствии воспроизводящему ее).

2. Назовите основные процессы памяти. (Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание).

3. Что такое произвольное и непроизвольное запоминание? (Произвольное – при наличии волевого усилия, непроизвольное – протекает независимо от воли человека).

4. Перечислите виды ассоциаций. (Ассоциации по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по контрасту).

5. Назовите виды воспроизведения. (Узнавание, собственно воспроизведение, припоминание.

6. Что такое забывание? (Процесс, противоположный сохранению).

Кто отвечал на вопросы, на перемене подойдите ко мне я поставлю вам отметку за домашнее задание.

Та картина мира, которую ежедневно дают ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания. Здесь необходим переход от чувственного познания к познанию рациональному. Это достигается с помощью мышления.

Тема сегодняшнего урока «Мышление». Запишите план:

1. Понятие «мышление».

2. Социальная природа мышления.

3. Мышление как процесс.

Понятие мышление.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.

Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители Вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Виды мышления.

Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией.

Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным.

Критическое мышление – представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Пралогическое мышление - понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.

При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе партиципации, а не логического мышления)

Вербально логическое мышление один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Пространственное мышление – совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.

Интуитивное мышление – один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.

Также существует непроизвольное и произвольное мышление.

2. Социальная природа мышления.

Мышление тесно связано с речью, которая является орудием нашей мыслительной деятельности. Когда человек думает, он свою мысль как бы проговаривает.

Иногда это делается в форме развернутых фраз, произносимых про себя, но чаще мысль оформляется словами и предложениями в сокращенном, свернутой виде, так что мы не всегда и замечаем это внутреннее проговаривание.

Мыслительная деятельность человека имеет социальный характер. В процессе своего исторического развития, в процессе изготовления орудий труда и в ходе их применения люди испытывали потребность делиться своими мыслями друг с другом, и в этом общении вырабатывалась способность думать и говорить.

Paзвитие второй сигнальной системы, а следовательно и мышления происходило и происходит в условиях социальной жизни человека. Благодаря речи оказались возможными преемственность продуктов мышления, сообщение их следующим поколениям.

Без передачи этого опыта (особенно в виде печатных трудов) человеческая мысль не могла бы создать науку, технику и культуру.

Закрепление итогов мышления в устной и письменной речи дает возможность успешно обучать детей, передавая им в готовом виде добытые ранее знания и побуждая их самих к самостоятельной мыслительной деятельности

 

Мышление как процесс

Главное отличие мышления от других познавательных процессов в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, которую надо решить. Мышление – это отражение бытия в виде отдельных вещей, явлений, их свойств и связей между ними в обобщенной форме, в виде законов, сущностей. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, присутствует во всех других познавательных процессах. Мышление раскрывает суть вещей.

Формы мышления:

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Бывают: конкретные и абстрактные; единичные и общие.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Бывают общими, частными и единичными; истинными или ложными.

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями) в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение.

Эмоции не только могут искажать, но и стимулировать мышление. Они выполняют эвристическую и регулятивную функцию.

Логические операции: Сравнение. Анализ. Синтез. Абстрагирование. Обобщение. Конкретизация. Систематизация. Классификация. Индукция – движение знания от единичных утверждений к обобщенным положениям. Дедукция – движение мысли от более общего суждения к частному и единичному.

Заключительная часть.

В конце урока учащимся предлагаю вспомнить основные понятия, изучен-ные на уроке, а также определить свой тип мышления с помощью методики Г.В. Резапкиной.

Задание на дом

1. Повторить изученный материал.

2. Найти высказывания великих людей о процессе познания, мышления, о разуме.

3. Найти в словарях определение понятия «интеллект».

 

На уроке хорошо работали (перечисляю, фамилия студентов), они получают отличные оценки за работу на уроке. Мне было приятно работать с вашей группой. Спасибо! До свидания!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: