Воля как «инстинкт свободы» (И.П. Павлов)

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит И. П. Пав­лову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активно­сти живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Павлова, воля как «инстинкт свободы» высту­пает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. «Не будь его, — писал он, — всякое малейшее препятствие, которое бы встречало живот­ное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни» (Павлов И. П.)

Для человеческого же поступка такой преградой может быть не только внешнее препятствие, ограничивающее двигательную активность, но и содержание его собственного сознания, его интересы и т. д. Таким образом, воля в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Поэтому не случайно данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев). Между тем если принять данную трактовку воли за истинную, то мы должны сделать вывод о том, что воля человека зависит от внешних условий, а следовательно, волевой акт не в полной мере зависит от человека.

Теория идеомоторного акта (У. Джеймс)

ИДЕОМОТОРИКА (англ. ideomotor act) — представление о движении, как если бы оно выполнялось реально. Несмотря на отсутствие реализации движения, в идеомоторном акте имеются не только перцептивные (в виде зрительных образов и мышечных ощущений), но и эффекторные компоненты (очень слабая мышечная динамика, иннервация мышц, соответствующая данной двигательной задаче). Между мыслью и движением существует связь – мысль о нём вызывает само движение. В научных трудах И. Сеченова, И. Тарханова, В. Бехтерева, И. Павлова есть ряд примеров тому, как яркое представление и самовнушение влияют на сосудисто-двигательную систему, различные телесные и вегетативные процессы. При воображении мороза даже в тепле появляется гусиная кожа, при мысли об ужасном дрожь и т. д.

У. Джеймс считал основой психологии биологию и доказывал необходимость рассмотрения сознания в его приспособительной функции к среде, что послужило предметом исследования психологов Чикагской школы (Дж. Дьюи, Дж. Энджелл, Дж. Г. Мид и др.).

Основу идеомоторного акта составляют двигательные представления, как бессознательно возникшие, так и сознательно вызванные. Повторное сознательное возбуждение определённых кинестезических нервных центров как при выполнении реальной работы, так и при мысленном её воспроизведении подкрепляет и усиливает межцентральные связи, что способствует более быстрому образованию двигательного стереотипа.

Можно выделить четыре основных элемента механизма идеомоторного акта:

1) предварительное восприятие движения и связанное с ним возбуждение кинестезических нервных центров;

2) возникновение образа двигательного представления и связанного с ним возбуждения, аналогичного тому, которое имело место при восприятии;

3) возбуждение в моторных нервных центрах, возникающее на основе временных связей их с кинестезическими;

4) передача возбуждения к мышце и ответная рабочая реакция.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: