Основатель 1-ого направления – Ф. Бэкон

Проблему онтологии он рассматривал с позиции материализма, т. е. все материальные процессы отождествлял с формой конкретных вещей, т. е. субстанция есть вещь. ОН выступил против взглядов Демокрита, что атомы движутся в пустоте, т. е. форма вещи (или субстанция)определяют вид движения материи. Это позволило дать характеристики 19 видам форм движения (колебания, сопротивление, напряжение, переживание и т. д.) и отсюда делает вывод - впервые в истории философии связывает движение с субстанцией или материей.

Основным методом познания считал наблюдение и эксперимент, т.е. истинные знания мы получаем в опыте.

Как достигается опыт? В работе «Новый органон» (у Аристотеля «Органон») он отмечает что человек только собирает и пользуется собранным. Подобно пауку из самих себя создает ткань познания. Этим занимаются рационалисты.

Что бы успешно пользоваться этими методами, исследователь должен отрицать существующие догматы которые он унаследовал из прошлого, к ним он относит 4 метода (которые нужно опровергнуть:

1) идол «рода» - ложные представления о вещах обусловленные несовершенством органов чувств и ограниченностью разума т. е. человек отражает мир подобно кривому зеркалу в основном субъективно

2) идол пещеры – каждый смотрит на мир из своей пещеры исходя из своего воспитания и образования, а также преклонения перед авторитетами

3) идол рынка – неправильные представления людей, связанные с неправильным употреблением слов

4) идол театра – неправильные представления, заимствованные из различных философских систем

Таким образом сознание человека должно быть очищено от ложных представлений и для этого следует опирается на опыт и эксперимент с помощью индуктивного метода то есть движение мысли от конкретных фактов к теоретическим выводам. Всю философию он делит на 3 части:

1) естественную теологию

2) естественную философию

3) учение о человеке

Естественная философия включает – изучение физики, метафизики. Учение о человеке – науки изучающие тело, душу то есть медицина, логика, психология и политология

Главным орудием познания является память, которая включает в себя изучение естественной и гражданской истории, память опирается на воображение, что связано с литературой и поэзией, на рассудок опирается философия, математика, медицина.

Память исследования позволила сформировать Бекону три основные задачи медицины:

1) собрание здоровье

2) излечение болезней

3) продление жизни

Рационалистическая теория – второе направление связано с французскими учеными которые занимаются медициной, математикой, физикой. Декарт сформулировал исходные идеи атомистической геометрии, в механике открыт фундаментальные законы – сохранения количества движения, закон преломления света – основывая научную космогонию, пытаясь объяснить возникновение солнечной системы естественными причинами.

В основе онтологии Декарта признавали наличие 2-х субстанций (материальная которая обладает протяжностью и духовностью, которая не обладает протяжность, а только мышлением) следовательно в вопросах онтологии Декарт стал на позиции дуализма.

Проблема познания связана у Декарта с методом дедукции (от общего к частому) то есть единственной наукой, которая в состоянии дать истинные знания явилась математика, наиболее развитая наука в 17 веке. Математика позволяет избежать ошибок в рассуждении. Главные рассуждения должны строится исходя из принципа сомнения «Я должен сомневаться во всем, кроме самого акта мышления», «Мыслю - следовательно существую». Что бы не сомневаться в познании необходимо пользоваться следующими правилами:

1) Следует принимать за истину, что воспринимается за истинное, что воспринимается ясно и отчетливо и это не дает право сомневаться.

2) Каждую сложную вещь, явление надо делить на простые составляющие, доводя до самоочевидных вещей.

3) В познании надо идти от простых, элементарных вещей к более сложным (значит не отрицая индукции)

4) Нужно систематизировать как познанное, так и не познанное, чтобы быть уверенным в том, что ничего не пропущено.

Таким образом Декарт считал, что процесс познания есть постоянная поточная линия и это главное в философии Декарта.

Учение Декарта оказало большое влияние на развитие телесной субстанции, осознавая несостоятельность анатомических и физиологических сведений, он проводил собственные эксперименты, подробно исследовал строение зародышей на разных стадиях развития, первым предпринял попытку проникнуть в сущность непроизвольных и произвольных движений, описав схему рефлекторных реакций.

Изучая организм человека он связывает душe и тело, т. е. материальную субстанцию (тело) и нематериальную (мышление), помещая их в шишковидную железу мозга. Таким образом философия Декарта с позиции дуализма позволяет ему прийти к материалистским выводам. Рассматривая мир как материальную систему Декарт считает, что мир развивается согласно законам механики и эти механические часы мира завел Бог и в этом заключается его участие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: