Майкл Портер в своей модели 5 конкурентных сил описывает 3 параметра, которые должны учитываться при анализе конкуренции на рынке:
· уровень угрозы со стороны товаров-субститутов (или товаров-заменителей);
· уровень внутри отраслевой конкуренции;
· угроза появления новых игроков, способных запустить передел рынка.
Оцените угрозы со стороны товаров-заменителей, заполнив следующую таблицу, которую вы видите на слайде.
Оцените уровень внутриотраслевой конкуренции по следующим параметрам: количество игроков, темп роста рынка, уровень дифференциации продукта на рынке, ограничения в повышении цен.
Оцените угрозу входа на рынок новых игроков с помощью оценки высоты входных барьеров.
Второй шаг: оцените рыночную власть покупателей на рынке
Данный шаг показывает, насколько клиенты привязаны к Вашему товару и насколько высок риск потери текущей клиентской базы.
Оцените угрозу потери потребителей, проанализировав следующие показатели:
· доля покупателей с большим объемом продаж;
· склонность к переключению на товары субституты;
· чувствительность к цене (с помощью эластичности спроса);
· удовлетворенность качеством товара.
Третий шаг: оцените угрозы для Вашего бизнеса со стороны поставщиков
Оцените Ваших поставщиков с точки зрения стабильности, надежности и способности к повышению цен.
Четвертый шаг: объедините результаты анализа в сводном виде и разработайте направления работ
Последним этапом анализа является обобщение результатов. Объедините все результаты анализа в одну таблицу. Посмотрите на картину в целом. Отметьте основные угрозы и разработайте конкурентоспособную стратегию.
Выводы:
Модель Портера опирается на ключевой аспект: для успешного противостояния конкурентным силам необходимо разработать такую стратегию, которая оградила бы компанию от действия конкурентных сил и обеспечила бы компании создание такой позиции, которая даст ей надежное конкурентное преимущество в отрасли.
Таким образом, применяя модель пяти сил Портера для анализа конкурентной окружающей среды, можно оценить величину каждой из пяти конкурентных сил. Согласно модели Портера, чем сильнее конкурентные силы, тем ниже прибыльность компаний, присутствующих на этом рынке, и, следовательно, конкурентная привлекательность отрасли падает.






