класс (70 час., 2 час. в неделю)

ТЕМА УРОКА К-во ДАТА ПРИМЕЧАНИЕ
    план факт  
    1 четверть        
    ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО        
    Человек – главный объект изображения художественной литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям. Теория литературы. Развитие понятий о художественной литературе.        
    ь        
    Русские былины.Возникновение и бытование былин. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда в былине. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины.Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя. Богатырская сила и моральное превосходство Ильи Муромца над Соловьём Разбойником. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.Тема торговли и социальногоустройства новгородского общества в былине. Конфликт между бедным гусляром Садко и богатыми новгородскими купцами. Теория литературы. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет).       НАИЗУСТЬ (отрывок из былины по выбору учителя и обчу-ся)
    КАРЕЛО-ФИНСКИЙ ЭПОС. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Теория литературы. Развитие понятия об эпосе.        
    «Песнь о Роланде»(французский народный эпос; фрагменты — по выбору учителя). «Песнь о Роланде» – героический эпос эпохи средневековья. Воплощение в Роланде героико-патриотического идеала французского народа. Монументальность образов, гиперболизация. Теория литературы. Развитие понятия об эпосе.        
    Пословицы и поговорки.Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Теория литературы. Пословицы, поговорки (развитие представлений).        
    ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).        
    ВЧ 1.Из «Повести временных лет» («Сказание о Кожемяке», «Похвала князю Ярославу и книгам», «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Поучение Владимира Мономаха»), «Повесть о Горе-Злочастии».        
    КР 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИКТАНТ        
    ТЕМА 2. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (А.С.ПУШКИН, М.Ю.ЛЕРМОНТОВ, Н.В.ГОГОЛЬ, И.С.ТУРГЕНЕВ, Н.А.НЕКРАСОВ).        
    Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765). «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Теория литературы. Ода (начальные представления).       НАИЗУСТЬ «Ода на день восшествия…» (отрывок).
    Гавриил Романович ДЕРЖАВИН (1743-1816). «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.        
    Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837). «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения. 2 четверть «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести. Теория литературы. Понятие о композиции произведения. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений).       НАИЗУСТЬ «Полтава» (отрывок).   «Медный всадник» (отрывок).   «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).
    Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841). «Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Образы гусляров. Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. «Когда волнуется желтеющая нива».Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы. Теория литературы. Понятие о лирическом герое. Развитие понятий о композиции произведения, художественных средствах (эпитеты, сравнения и др.). Фольклоризм литературы (развитие представлений). Поэма (развитие представлений).       НАИЗУСТЬ (1 стих-е по выбору обуч-ся)   «Песня про… удалого купца Калашникова» (отрывок)
    ТЕМА 3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (Н.В.ГОГОЛЬ, И.С.ТУРГЕНЕВ, Н.А.НЕКРАСОВ).        
    Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1 852). «Тарас Бульба» (главы из повести). Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом. Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей. Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. Мастерство писателя в раскрытии характеров героев. Массовые сцены и их значение. Картины природы. Особенности гоголевской прозы. Теория литературы. Развитие понятий о повести (героическая повесть) и характере литературного героя. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия)       НАИЗУСТЬ (Один отрывок из повести: описание степи (глава II) или «Речь Тараса о товариществе» (глава IX), или описание гибели Тараса Бульбы (глава XIII))
    РР 1.Анализ эпизода из повести «Тарас Бульба».        
    КР 2. КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ. Сочинение по изученной повести.        
    Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1 883). «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении.Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре.        
    Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821-1878). «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. Теория литературы. Поэма (развитие пон ятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).       НАИЗУСТЬ «Размышления у парадного подъезда» (отрывок)

 

    3 четверть        
    ТЕМА 4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (А.К.ТОЛСТОЙ, М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, Л.Н.ТОЛСТОЙ, А.П.ЧЕХОВ).        
    Алексей Константинович ТОЛСТОЙ (1817-1875).Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского«рыцарства», противостоящего самовластию.        
    Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889). «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». Теория литературы. Гротеск (начальные представления).        
    Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Сюжет и композиция художественного произведения. Портрет в художественном произведении.       НАИЗУСТЬ (отрывок по выбору учителя)
    Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904). «Хамелеон». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказе «Хамелеон». «Злоумышленник». Проблема необразованности, невежества, отсталости российского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ векаКомический эффект рассказа. Смысл названия произведения. Теория литературы. Понятия об антитезе и художественной детали. Развитие понятия о рассказе. Антитеза. Художественная деталь.        
    ТЕМА 5. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (И.А.БУНИН, М.ГОРЬКИЙ, Л.Н.АНДРЕЕВ)        
    Иван Алексеевич БУНИН (1870-1953). «Цифры». Пристальное внимание автора к внутреннему миру маленького героя. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Идея доброты и человеческой чуткости. Теория литературы. Понятие о рассказе (обогащение знаний).        
    Максим ГОРЬКИЙ (1868-1936). «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет.       НАИЗУСТЬ «Легенда о Данко» (отрывок)
    РР 2.Составление индивидуальной и сравнительной характеристики героев.        
    КР 3. КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ        
    Леонид Николаевич АНДРЕЕВ (1871-1919). «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.        
    ТЕМА 9. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (В.В.МАЯКОВСКИЙ, А.П.ПЛАТОНОВ, Б.Л.ПАСТЕРНАК, А.Т.ТВАРДОВСКИЙ)        
    Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ (1893-1930). «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразиестихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).        
    Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (Климентов) (1899-1951). «Юшка». «Величие простых сердец» в рассказе А.П. Платонова. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Теория литературы. Развитие понятия о рассказе. Портрет героя (развитие представлений).        
    Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (1890-1960). «Никого не будет дома...», «Июль». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представления)       НАИЗУСТЬ (1 стих-е по выбору обуч-ся)

 

    4 четверть        
    Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ (1910-1971). «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).       НАИЗУСТЬ (1 стих-е по выбору обуч-ся)
    ЧАС МУЖЕСТВА.Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).       НАИЗУСТЬ (1 стих-е)
    ВЧ 2.Б. Васильев«Завтра была война», В. Быков«Сотников», А.Лиханов «Последние холода», Э.Умеров «Одиночество».        
    ТЕМА 10. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (Ф.А.АБРАМОВ, Е.И.НОСОВ, Ю.П.КАЗАКОВ, Д.С.ЛИХАЧЕВ, М.ЗОЩЕНКО). ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА.        
    Федор Александрович АБРАМОВ (1920-1983).Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции.        
    Евгений Иванович НОСОВ (1925-2002).Краткий рассказ описателе. «Кукла» («Акимыч»). Сила внутренней, духовной красоты человека. «Живое пламя». Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.        
    Юрий Павлович КАЗАКОВ (1927-1982).Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.        
    Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ (1906-1999). «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).        
    «ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ». Михаил ЗОЩЕНКО (1895-1958).Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.        
    «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА...». Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег». Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой...». С.Есенин «Топи да болота...». Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой...». Н.Рубцов «Тихая моя родина».       НАИЗУСТЬ (1 стих-е)
    ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА. И.А. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге...». А.Н. Вертинский «Доченьки».       НАИЗУСТЬ (1 песня)
    ТЕМА 11. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        
    Роберт БЕРНС (1759-1796).Краткие сведения о шотландском поэте XVIII века. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности, неиссякаемое жизнелюбие, воплощенные в стихотворении. Своеобразие ритмики, близость к народной песне. Теория литературы. Понятие о жанрах литературных произведений.        
    Джордж Гордон БАЙРОН (1788-1824).Краткие сведения о жизни и творчестве английского поэта. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Настроения эпохи, отразившиеся в стихотворении. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.        
    ИЗ ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ.Японские трехстишия (хокку). Мацуо БАСЁ (1644-1694). Кобаяси ИССА (1763-1827)Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).        
    О. ГЕНРИ (Уильям Сидни Портер) (1862-1910).Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов». Мир большого города и судьба маленького человека в нём. Романтика и сила любви («Дары волхвов»). Теория литературы. Понятие о новелле.        
    Рей Дуглас БРЭДБЕРИ (1920-2012).Краткие сведения о писателе. «Каникулы». Фантастический мир рассказов Р. Брэдбери. Теория литературы. Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе.        
    КР 4. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.        
    ЛРК. Тема цветов в творчестве поэтов Донбасса: Анатолий Кравченко «Цветы». Борис Белаш «Георгин». Леонтий Кирвяков «Каждый язык - цветок». Жанна Левитина «Одуванчики». Людмила Прокопова «Лепесток». Елена Стопина «Цветок».        
             

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: