№
| ТЕМА УРОКА
| К-во
| ДАТА
| ПРИМЕЧАНИЕ
|
|
| план
| факт
|
|
|
| 1 четверть
|
|
|
|
|
|
| ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
|
|
|
|
|
|
| Человек – главный объект изображения художественной литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям.
Теория литературы. Развитие понятий о художественной литературе.
|
|
|
|
|
|
| ь
|
|
|
|
|
|
| Русские былины.Возникновение и бытование былин. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда в былине.
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины.Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя. Богатырская сила и моральное превосходство Ильи Муромца над Соловьём Разбойником.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.Тема торговли и социальногоустройства новгородского общества в былине. Конфликт между бедным гусляром Садко и богатыми новгородскими купцами.
Теория литературы. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет).
|
|
|
| НАИЗУСТЬ
(отрывок из былины по выбору учителя и обчу-ся)
|
|
| КАРЕЛО-ФИНСКИЙ ЭПОС. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
Теория литературы. Развитие понятия об эпосе.
|
|
|
|
|
|
| «Песнь о Роланде»(французский народный эпос; фрагменты — по выбору учителя). «Песнь о Роланде» – героический эпос эпохи средневековья. Воплощение в Роланде героико-патриотического идеала французского народа. Монументальность образов, гиперболизация.
Теория литературы. Развитие понятия об эпосе.
|
|
|
|
|
|
| Пословицы и поговорки.Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира.
Теория литературы. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
|
|
|
|
|
|
| ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).
|
|
|
|
|
|
| ВЧ 1.Из «Повести временных лет» («Сказание о Кожемяке», «Похвала князю Ярославу и книгам», «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Поучение Владимира Мономаха»), «Повесть о Горе-Злочастии».
|
|
|
|
|
|
| КР 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИКТАНТ
|
|
|
|
|
|
| ТЕМА 2. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (А.С.ПУШКИН, М.Ю.ЛЕРМОНТОВ, Н.В.ГОГОЛЬ, И.С.ТУРГЕНЕВ, Н.А.НЕКРАСОВ).
|
|
|
|
|
|
| Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765). «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
|
|
|
| НАИЗУСТЬ
«Ода на день восшествия…» (отрывок).
|
|
| Гавриил Романович ДЕРЖАВИН (1743-1816). «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
|
|
|
|
|
|
| Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837). «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине.
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения.
2 четверть
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести.
Теория литературы. Понятие о композиции произведения. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений).
|
|
|
| НАИЗУСТЬ
«Полтава» (отрывок).
«Медный всадник» (отрывок).
«Песнь о вещем Олеге» (отрывок).
|
|
| Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841). «Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Образы гусляров.
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. «Когда волнуется желтеющая нива».Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы.
Теория литературы. Понятие о лирическом герое. Развитие понятий о композиции произведения, художественных средствах (эпитеты, сравнения и др.). Фольклоризм литературы (развитие представлений). Поэма (развитие представлений).
|
|
|
| НАИЗУСТЬ
(1 стих-е по выбору обуч-ся)
«Песня про… удалого купца Калашникова» (отрывок)
|
|
| ТЕМА 3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (Н.В.ГОГОЛЬ, И.С.ТУРГЕНЕВ, Н.А.НЕКРАСОВ).
|
|
|
|
|
|
| Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1 852). «Тарас Бульба» (главы из повести). Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом. Патриотический пафос произведения.
Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства.
Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей.
Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. Мастерство писателя в раскрытии характеров героев.
Массовые сцены и их значение. Картины природы. Особенности гоголевской прозы.
Теория литературы. Развитие понятий о повести (героическая повесть) и характере литературного героя. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия)
|
|
|
| НАИЗУСТЬ
(Один отрывок из повести: описание степи (глава II) или «Речь Тараса о товариществе» (глава IX), или описание гибели Тараса Бульбы (глава XIII))
|
|
| РР 1.Анализ эпизода из повести «Тарас Бульба».
|
|
|
|
|
|
| КР 2. КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ. Сочинение по изученной повести.
|
|
|
|
|
|
| Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1 883). «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ.
Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении.Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре.
|
|
|
|
|
|
| Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821-1878). «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.
Теория литературы. Поэма (развитие пон ятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
|
|
|
| НАИЗУСТЬ
«Размышления у парадного подъезда» (отрывок)
|
|
| 3 четверть
|
|
|
|
|
|
| ТЕМА 4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (А.К.ТОЛСТОЙ, М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, Л.Н.ТОЛСТОЙ, А.П.ЧЕХОВ).
|
|
|
|
|
|
| Алексей Константинович ТОЛСТОЙ (1817-1875).Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского«рыцарства», противостоящего самовластию.
|
|
|
|
|
|
| Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889). «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
|
|
|
|
|
|
| Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Сюжет и композиция художественного произведения. Портрет в художественном произведении.
|
|
|
| НАИЗУСТЬ
(отрывок по выбору учителя)
|
|
| Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904). «Хамелеон». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказе «Хамелеон».
«Злоумышленник». Проблема необразованности, невежества, отсталости российского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ векаКомический эффект рассказа. Смысл названия произведения.
Теория литературы. Понятия об антитезе и художественной детали. Развитие понятия о рассказе. Антитеза. Художественная деталь.
|
|
|
|
|
|
| ТЕМА 5. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (И.А.БУНИН, М.ГОРЬКИЙ, Л.Н.АНДРЕЕВ)
|
|
|
|
|
|
| Иван Алексеевич БУНИН (1870-1953). «Цифры». Пристальное внимание автора к внутреннему миру маленького героя. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Идея доброты и человеческой чуткости.
Теория литературы. Понятие о рассказе (обогащение знаний).
|
|
|
|
|
|
| Максим ГОРЬКИЙ (1868-1936). «Детство». Автобиографический характер повести.
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).
Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет.
|
|
|
| НАИЗУСТЬ
«Легенда о Данко» (отрывок)
|
|
| РР 2.Составление индивидуальной и сравнительной характеристики героев.
|
|
|
|
|
|
| КР 3. КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ
|
|
|
|
|
|
| Леонид Николаевич АНДРЕЕВ (1871-1919). «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
|
|
|
|
|
|
| ТЕМА 9. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (В.В.МАЯКОВСКИЙ, А.П.ПЛАТОНОВ, Б.Л.ПАСТЕРНАК, А.Т.ТВАРДОВСКИЙ)
|
|
|
|
|
|
| Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ (1893-1930). «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразиестихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
|
|
|
|
|
|
| Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (Климентов) (1899-1951). «Юшка». «Величие простых сердец» в рассказе А.П. Платонова. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.
Теория литературы. Развитие понятия о рассказе. Портрет героя (развитие представлений).
|
|
|
|
|
|
| Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (1890-1960). «Никого не будет дома...», «Июль». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представления)
|
|
|
| НАИЗУСТЬ
(1 стих-е по выбору обуч-ся)
|
|
| 4 четверть
|
|
|
|
|
|
| Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ (1910-1971). «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
|
|
|
| НАИЗУСТЬ
(1 стих-е по выбору обуч-ся)
|
|
| ЧАС МУЖЕСТВА.Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
|
|
|
| НАИЗУСТЬ
(1 стих-е)
|
|
| ВЧ 2.Б. Васильев«Завтра была война», В. Быков«Сотников», А.Лиханов «Последние холода», Э.Умеров «Одиночество».
|
|
|
|
|
|
| ТЕМА 10. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (Ф.А.АБРАМОВ, Е.И.НОСОВ, Ю.П.КАЗАКОВ, Д.С.ЛИХАЧЕВ, М.ЗОЩЕНКО). ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА.
|
|
|
|
|
|
| Федор Александрович АБРАМОВ (1920-1983).Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
|
|
|
|
|
|
| Евгений Иванович НОСОВ (1925-2002).Краткий рассказ описателе. «Кукла» («Акимыч»). Сила внутренней, духовной красоты человека.
«Живое пламя». Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.
|
|
|
|
|
|
| Юрий Павлович КАЗАКОВ (1927-1982).Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.
|
|
|
|
|
|
| Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ (1906-1999). «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
|
|
|
|
|
|
| «ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ». Михаил ЗОЩЕНКО (1895-1958).Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
|
|
|
|
|
|
| «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА...». Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег». Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой...». С.Есенин «Топи да болота...». Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой...». Н.Рубцов «Тихая моя родина».
|
|
|
| НАИЗУСТЬ
(1 стих-е)
|
|
| ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА. И.А. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге...». А.Н. Вертинский «Доченьки».
|
|
|
| НАИЗУСТЬ
(1 песня)
|
|
| ТЕМА 11. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
|
|
|
|
|
| Роберт БЕРНС (1759-1796).Краткие сведения о шотландском поэте XVIII века. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности, неиссякаемое жизнелюбие, воплощенные в стихотворении. Своеобразие ритмики, близость к народной песне.
Теория литературы. Понятие о жанрах литературных произведений.
|
|
|
|
|
|
| Джордж Гордон БАЙРОН (1788-1824).Краткие сведения о жизни и творчестве английского поэта. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Настроения эпохи, отразившиеся в стихотворении. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
|
|
|
|
|
|
| ИЗ ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ.Японские трехстишия (хокку). Мацуо БАСЁ (1644-1694). Кобаяси ИССА (1763-1827)Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
|
|
|
|
|
|
| О. ГЕНРИ (Уильям Сидни Портер) (1862-1910).Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов». Мир большого города и судьба маленького человека в нём. Романтика и сила любви («Дары волхвов»).
Теория литературы. Понятие о новелле.
|
|
|
|
|
|
| Рей Дуглас БРЭДБЕРИ (1920-2012).Краткие сведения о писателе. «Каникулы». Фантастический мир рассказов Р. Брэдбери.
Теория литературы. Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе.
|
|
|
|
|
|
| КР 4. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
|
|
|
|
|
|
| ЛРК. Тема цветов в творчестве поэтов Донбасса: Анатолий Кравченко «Цветы». Борис Белаш «Георгин». Леонтий Кирвяков «Каждый язык - цветок». Жанна Левитина «Одуванчики». Людмила Прокопова «Лепесток». Елена Стопина «Цветок».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|