Результаты исследования

«Библиотека в жизни села»

Фундаментальные изменения, вызванные развитием прогресса, затрагивают в числе прочих и сферу функционирования библиотек: к организации деятельности этих учреждений культуры предъявляются новые требования и стандарты. И перспективу своего развития библиотека видит не в узком приоритете деятельности (краеведение, экология и др.), а в том, чтобы стать центром социально-культурной жизни для жителей посёлка. Сельская библиотека, обладая огромным духовным богатством, связывает человека со всем миром. Через книгу она открывает ему путь к знаниям, даёт возможность для развития, образования и самообразования.

Для получения достоверной информации о том, какую роль играет библиотека в жизни нашего посёлка в сентября 2017 года библиотекой № 18 пос. Северный Колчим проведено исследование общественного мнения «Библиотека в жизни села». Его цель – усовершенствование обслуживания, изучение потребностей пользователей, изучение эффективности деятельности библиотеки. Одной из основных задач исследования было определить качество обслуживания в пос. Северный Колчим. Мы планировали оценить взаимоотношения между сотрудником и читателями, комфортность условий.

В опросе приняло участие 50 человек разных возрастных групп: учащиеся – 23, пенсионеры – 7, работающие – 20. Из них среднее образование имеют 25, среднее специальное – 18, высшее – 7. Читательский стаж основной части респондентов составляет от 2-х до 10 лет.

Респондентам предложили ответить на 16 вопросов.

Часто ли вы посещаете библиотеку?

Чуть меньше половины респондентов ответили, что бывают в библиотеке несколько раз в месяц. 26 % опрошенных – несколько раз в год, 18 % - приходят за книгами 1 раз в неделю. Небольшая часть опрошенных заявили, что посещают библиотеку несколько раз в неделю. В большинстве своем респонденты являются достаточно активными читателями.

 

Лично для вас библиотека – это…? Респонденты могли выбирать от 1 до 2 ответов из 4 предложенных вариантов. В итоге 80 % опрошенных сошлись во мнении, что это «источник информирования и знаний». Ещё 38 % назвали её «храмом культуры». Такое же количество согласились с тем, что это «центр межличностного общения». Делаем вывод: библиотека– это прежде всего культурный и информационный центр посёлка.

 

С какой целью Вы приходите в библиотеку?

На этот вопрос ответы поделились почти поровну. 38 % участников опроса написали, что им это нужно для удовлетворения интересов по увлечениям. Ещё 34 % читателей приходят к нам за литературой в помощь учёбе, чуть меньше (24 %) – приходят с целью самообразования. Как-то провести свободное время ходят 8 % опрошенных, столько же - пополнить профессиональные знания. Только 6 % заявили, что посещают библиотеку для знакомства с новинками литературы. В связи с финансовой ситуацией в районе поступления новой литературы и периодических изданий в библиотеку практически нет. Для успешной работы библиотека вынуждена привлекать дополнительное финансирование для приобретения новой литературы, использовать обменно-резервный фонд.

 

Что мешает активно пользоваться услугами библиотеки?

Нехваткой свободного времени страдает больше половины опрошенных. Слабая материально-техническая база библиотеки не устраивает 20 % респондентов. 6 % опрошенных пользуются домашней библиотекой, столько же респондентов не нашли у себя потребность читать. 10 % - пользуются библиотекой по месту работы или учёбы. Один респондент пожаловался на эстетическую неприглядность библиотеки.

 

Посещая библиотеку, обращаетесь ли Вы за помощью к библиотекарю?

Практически все участников опроса сошлись во мнении, что библиотекарь помогает им ориентироваться в фонде. В ответе читателей прослеживается доброе и доверительное отношение к сельским специалистам. Они приходят к нему как к другу, каждый со своими интересами, заботами, а библиотекарь всегда готов прийти на помощь в выборе литературы, посоветовать, поделиться частицей своих знаний.

 

Посещаете ли Вы мероприятия, проводимые библиотекой?

76 % респондентов являются постоянными посетителями библиотечных мероприятий. 4 % иногда посещают мероприятия. 20 % опрошенных не посещают массовые мероприятия. Возможно, недостаточно проводится информирование пользователей или нужно усилить рекламу мероприятий.

 

Если вы посещаете массовые мероприятия, то какие их формы наиболее интересны?

На этот вопрос можно было выбрать от 1 до 2 ответов. Среди ответов лидировали: встречи с интересными людьми (38 %), библиотечные посиделки (34%), игровые формы, в том числе интеллектуальные игры (30 %), праздники книги и народные праздники выбрали 22 % опрошенных. Часы общения и информации, заседания клубов заинтересовали только 34 %.

Чаще всего называли формы, которые не требуют от зрителей активного участия и предварительной подготовки. На таких мероприятиях можно отдохнуть, поговорить, развлечься.

Когда сельский читатель приходит на библиотечное мероприятие, он стремится к тому, чтобы приятно провести досуг, и это необходимо учитывать. Важно сделать так, чтобы вечера не проходили в пустую, для галочки, чтобы каждый имел свою аудиторию, отвечал её запросам и интересам, нёс не только нужную и полезную информацию, но и заряд духовной энергии.

Знаете ли Вы, какие клубы по интересам работают в библиотеке?

Большинство респондентов (66 %) знакомы с работой клубов по интересам. К сожалению, 22 % опрошенных не знают о существовании клубов, а 10 % никогда об этом не задумывались.

По – видимому, такой результат сложился в связи с тем, что в библиотеке работает клуб по интересам для пожилых людей, и молодёжь и учащиеся не могут знать о работе такого клуба.

 

Как вы себя чувствуете в библиотеке?

На этот вопрос 52 % уверенно ответили: «Как в доме, где работают добрые, внимательные люди». 40 % назвали её «местом для общения». Примерно пятая часть респондентов сказали: «Меня здесь ждут».16 % чувствуют себя в библиотеке, как в родном доме.

 

Как работает библиотека в течение трёх последних лет?

Отвечая на этот вопрос, 76 % респондентов ответили: «Очень хорошо» и «Лучше», имея в виду сотрудников. Но, анализируя материально-техническую базу, комплектование и подписку, небольшая часть опрошенных считает, что ничего не изменилось.

 

Что положительного Вы можете отметить в работе библиотеки?

На предложенные четыре варианта респонденты выбирали от 1 до 2 ответов. Они распределили следующим образом:

Доброжелательная атмосфера (48 %)

Добросовестное отношение библиотекаря к своим обязанностям (60 %)

Поиск новых форм работы (20 %)

Внедрение новых информационных технологий (18 %).

Такая высокая оценка вполне объяснима: сельский читатель знает, с какими трудностями приходится сталкиваться этому учреждению культуры. Здесь нет поступлений новой литературы, мизерная подписка на периодические издания, проблемы с ремонтом и отоплением, не полный рабочий день и т.п. Поэтому многие благодарны уже за то, что библиотека у нас сохранена и продолжает работать даже в таких условиях.

 

Какие проблемы, на Ваш взгляд необходимо решить библиотеке для улучшения деятельности в отсутствии финансирования?

Многие участники опроса (42 %) предложили «активно искать спонсоров для улучшения материальной базы» и «оказать посильную помощь» (40 %). 18 % респондентов предлагают «активизировать сотрудничество с администрацией поселения».

 

В глазах сельского читателя библиотека является не только информационным центром, но и центром общественной и культурной жизни людей посёлка, каждодневно доказывая свою значимость в деле формирования и обновления социокультурной среды.

Опрос показал положительное отношение к поселковой библиотеке, которое можно расценивать как кредит доверия. Посетители чувствуют себя здесь комфортно в основном благодаря усилиям сотрудников библиотеки. К сожалению, зачастую пользователи не находя нужную информацию, их совсем не устраивает материально-технический уровень. Многие пользователи испытывают недостаток в новой художественной, учебной и отраслевой литературе, но они не винят в этом библиотекаря. Наоборот, поддерживают его во всех начинаниях. Сельчанам нужна оперативная и разнообразная информация, поэтому без хорошего фонда, постоянного обновляемого и пополняемого, без качественного подбора периодики не может быть современной библиотеки. Сельским жителям нужны библиотеки, ориентированные на расширение доступа сельского населения к информации, необходима компьютеризация библиотек, соответствие текущего комплектования фондов библиотек запросам пользователей. Поэтому основной задачей должно стать не только сохранение её в существующем виде, но и развитие деятельности по всем направлениям. Библиотеке следует в обслуживании читателей главное внимание уделять качественному профессиональному обслуживанию с применением современных методов работы, новейшим информационно-компьютерным технологиям. Привлекать дополнительное финансирование для приобретения новой литературы и журналов, в том числе привлечение спонсорской помощи, участие в социально – культурных проектах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: