Бхакти-шастры
Цель курса — дать основу, которую человек будет углублять последующим знанием.
Адхикар (квалификация) для понимания Бхагавад-гиты — теоретически понять, что Кришна - это личность.
Цель Бхагавад-гиты — научить человека бхакти-йоге и помочь ему вернуться в духовный мир.
Шестая глава
День первый
Связь между пятой и шестой главами: в пятой главе Кришна объяснил, что нет разницы между результатами, которых достигают человек, идущий путём бхакти-йоги, и человек, идущий путём дхьяна-йоги. Шестая глава ставит точку в этом вопросе, утверждая, что бхакти-йога практичнее, проще и возвышеннее, чем путь дхьяна-йоги.
Домашнее задание:
Прочитать стихи с 1 по 16 и ответить на вопросы:
— Кто может жить в отречении?
— В чём заключается главная работа для йога?
— Кто такой йогарурукшу? Кто такой йогарудха?
— Перечислите ступени йоги, объясните их.
— Почему дхьяна-йога не практична? Приведите примеры.
Раздел — Кто может заниматься дхьяна-йогой
1–4 стихи. Тот, кто думает о материальном, не может быть йогом. Санньяса — это отречение от плодов.
Санньяса — это йога (связь с Богом). Вся работа в йоге — это работа по воспитанию ума. Ум — спутник души. Он всегда хочет к чему-нибудь привязаться. Ум — враг, когда он привязан к нехорошим (материальным) вещам. Ум — друг, когда он привязан к хорошим (духовным) вещам. Практика йоги — это практика, когда мы даём уму духовный (высший) вкус (перепрограммируем ум).
Раздел — Два уровня йоги. Как достичь высокого уровня в йоге
5–9 стихи. Описание ступеней: йогарудха и йогарурукшу. Дхьяна-йога начинается со ступени йогарудха.
6 стих. Определение ума, который друг – обузданный (связанный) ум. Йогарудха начинается со ступени дхьяна.
7 стих. Увидеть Параматму можно только тогда, когда человек обуздал ум. Волю Бога можно понять только тогда, когда ум спокоен.
7–9 стихи. Признаки спокойного ума.
10–32 стихи. Описание практики достижения йогарудхи:
— йог один (не общается с материальным миром);
— йог не накапливает вещи;
— чистое место (храм);
— циновка из травы куша, шкура оленя;
— не высоко, не низко;
— очистить ум от грязных мыслей;
— держать голову, шею и корпус на одной линии;
— избавиться от страха и стремления к половой жизни;
— сосредоточиться на Кришне;
— усмирить ум.
День второй
Домашнее задание:
Прочитать стихи с 17 по 47 и ответить на вопросы:
— С помощью чего можно обуздать ум?
— Объясните пример со светильником.
— Почему бхакти-йога лучше, чем путь дхьяна-йоги?
16–17 стихи. Практика йоги включает в себя питание и сон (слишком много – отупение, слишком мало — злость).
18 стих. Описывает пратьяхару. Комментарий: начинающий преданный с помощью арчаны достигает пратьяхары.
20–23 стихи. После пратьяхары йог восходит на следующую ступень — самадхи. Есть два вида самадхи: сампрагьята — уровень, на который поднимается человек при помощи философских изысканий, и асампрагьята — на этом уровне человек не испытывает материальных желаний.
24–26 стихи. Как надо заниматься йогой: с энтузиазмом, решимостью, терпением. Практика заключается в том, что ум всегда надо возвращать под контроль разума. Таким образом, постепенно, шаг за шагом, йог двигается к цели.
28–32 стихи. Достигнув самадхи, человек видит могущество Сверхдуши. Понимает, как она действует через других живых существ. Видя всё это, человек начинает заниматься преданным служением.
раздел — Бхакти-йога — лучшая система йоги
33–36 стихи. Арджуна отказывается от дхьяна-йоги как от не практичной системы йоги. Ум беспокоен и упрям. Но его можно обуздать с помощью практики (абхьясы) и отречения (вайрагьи). 36 стих: с развращенным умом невозможно заниматься духовной практикой.
37–45 стихи. Судьба йога-неудачника. Падение означает смену цели жизни.
Кришна успокаивает Арджуну: «Тот, кто начинает заниматься духовной практикой, никогда ничего не теряет» (раскрытие стиха 2.40).
Кришна описывает два вида йогов.
1) Йог, который сошёл с пути ради материальных наслаждений.
2) Йог, практику которого прервала смерть.
46–47 стихи. Описание самого лучшего йога. Лучший йог — это бхакти-йог.
Вывод: Йога медитации не практична. Практикуя бхакти-йогу, человек быстрее достигает высшей ступени (стих 2.47).
Стихи наизусть:
6.47
йогинам апи сарвешам
мад-гатенантар-атмана
шраддхаван бхаджате йо мам
са ме юктатамо матах
A из всех йогов тот, кто всегда погружен в мысли обо Мне, пребывающем в его сердце, и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и служит Мне с любовью, связан со Мной самыми тесными узами и достиг высшей ступени совершенства. Таково Мое мнение.