Анализ внутренней среды

 

Внутренняя среда организации – эта та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Срезы внутренней среды

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:

§ взаимодействие менеджеров и рабочих;

§ наем, обучение и продвижение кадров;

§ оценка результатов труда и стимулирование;

§ создание и поддержание отношений между рабочими и т.п.

Организационный срез включает:

§ коммуникационные процессы;

§ организационные структуры;

§ нормы, правила, процедуры;

§ распределение прав и ответственности;

§ иерархию подчинения.

В производственный срез входят:

§ изготовление продукта;

§ снабжение и ведение складского хозяйства;

§ обслуживание технического парка;

§ осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:

§ стратегия продукта, стратегия ценообразования;

§ стратегия продвижения продукта на рынке;

§ выбор рынков сбыта и систем распределения.

§ Финансовый срез включает:

§ процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:

§ поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;

§ создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.

Сильные и слабые стороны организации

Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Внутренняя среда исследуемого предприятия характеризуется следующими моментами:

Кадры

На предприятии существует командно-административный стиль управления. Непонятно, что является доминантой в системе ценностей высшего руководства.

Квалификация менеджеров среднего уровня имеет средний уровень, что позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля. Недостаток предприятия состоит в том, что данных специалистов на предприятии не хватает.

Квалификация персонала соответствует текущим и будущим задачам предприятия. Однако руководство не задумывается о будущем предприятия, не обучает специалистов.

Руководство мотивирует рабочих только финансово, другие методы мотивации на предприятии не используются.

Уровень зарплаты на предприятии выше, чем в среднем по району.

Организация общего управления

На предприятии четко распределены права и обязанности работников.

Существующая организационная структура на предприятии достаточно эффективна, но я бы немного изменил схему отдела сбыта.

В отделе сбыта как показала практика, не хватает специалистов, а имеющиеся работники незаменимы и при неожиданном выбытия работника в случае болезни, командировки, отпуска страдает сбыт предприятия. Существующая структура отдела сбыта изображена на рис.3.1.

На предприятии существует практика снижения управленческих издержек. На данный момент в компьютерной сети предприятия внедряется компьютерная программа «1-С Бухгалтерия», что позволит во-первых, уменьшить количество работников, а во-вторых, сделает более эффективным контроль за отпускаемой продукцией.

 

Директор по сбыту
Начальник отдела сбыта
Менеджер по отгрузке по ж/д
Менеджер по отгрузке автотранспортом
Менеджер выписывающий разрешение на отгрузку

Рисунок 3.1Схема существующего отдела сбыта ООО «Новые технологии»

 

Высшее руководство имеет достаточно высокую квалификацию. Достаточно сказать, что команда управленцев из Москвы прошли курсы при Президенте РФ и имеют определенный опыт работы в данном направлении.

Производство

Технология предприятия отвечают конкурентным требованиям сегодняшнего дня.

Контроль качества продукции осуществляется силами собственной лаборатории. Контроль за процессом изготовления цемента осуществляется регулярно.

Вместе с тем качество продукции нашего предприятия оставляет желать лучшего. В менеджменте существует высказывание: «качество продукции не надо повышать, им надо управлять». Однако качество металлопродукции ООО «Новые технологии» как раз надо повышать.

Издержки предприятия средние по отрасли, но выше, чем у основного конкурента – ОАО «Металлсервис».

Предприятие имеет сложности в техпроцессе с точки зрения зависимости от имеющегося оборудования и при поломке какого-либо оборудования может остановиться весь техпроцесс предприятия.

Маркетинг

На предприятии имеется отдел маркетинга во главе с начальником отдела маркетинга. Отдел маркетинга занимается изучением рынка, маркетинговыми исследованиями. На рынке металлопродукции существует много маленьких фирм посредников.

Доля рынка нашего предприятия составляет около 5% (см.рис.3.2).

 

Рисунок 3.2Рынок производства металлопродукции, на котором действует ООО «Новые технологии».

 

50% - доля рынка занятая ОАО «Металлсервисом»

45% - доля рынка занятая другими предприятиями

5% - доля рынка занятая ООО «Новые технологии»

Предприятие ООО «Новые технологии» является ценовым последователем. Ценовым лидером на рынке является ОАО «Метпром»

Наше предприятие имеет возможность производить и выйти на рынок с другими продуктами – изделиями из черного и цветного металла. Также предприятие имеет возможность для выхода на перспективные рынки Пермской и Челябинской областей, где местные заводы находятся в кризисном состоянии.

Имидж нашего предприятия оставляет желать лучшего. В основном это касается вопроса о качестве и надежности как партнера.

 

 

Финансы и учет

Предприятие имеет возможности привлечение долгосрочного и краткосрочного капитала. Оно осуществляет разумную налоговую политику – задолженности по налогам практически не имеет.

Предприятие использует две системы оплаты за продукцию. В основном это предоплата. Но для постоянных клиентов существует отсрочка платежа.

С 2007 года на предприятии внедрена система жесткого бюджетирования. То есть на месяц составляются все доходы и расходы предприятия, проводится планирование поступления и выбытия денежных средств.

Слабым местом финансового состояния предприятия является то, что кредиторская задолженность превышает дебиторскую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: