Внутренняя среда организации – эта та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Срезы внутренней среды
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
§ взаимодействие менеджеров и рабочих;
§ наем, обучение и продвижение кадров;
§ оценка результатов труда и стимулирование;
§ создание и поддержание отношений между рабочими и т.п.
Организационный срез включает:
§ коммуникационные процессы;
§ организационные структуры;
§ нормы, правила, процедуры;
§ распределение прав и ответственности;
§ иерархию подчинения.
В производственный срез входят:
§ изготовление продукта;
§ снабжение и ведение складского хозяйства;
§ обслуживание технического парка;
§ осуществление исследований и разработок.
|
|
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:
§ стратегия продукта, стратегия ценообразования;
§ стратегия продвижения продукта на рынке;
§ выбор рынков сбыта и систем распределения.
§ Финансовый срез включает:
§ процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:
§ поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;
§ создание инвестиционных возможностей и т.п.
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.
Сильные и слабые стороны организации
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Внутренняя среда исследуемого предприятия характеризуется следующими моментами:
Кадры
На предприятии существует командно-административный стиль управления. Непонятно, что является доминантой в системе ценностей высшего руководства.
Квалификация менеджеров среднего уровня имеет средний уровень, что позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля. Недостаток предприятия состоит в том, что данных специалистов на предприятии не хватает.
|
|
Квалификация персонала соответствует текущим и будущим задачам предприятия. Однако руководство не задумывается о будущем предприятия, не обучает специалистов.
Руководство мотивирует рабочих только финансово, другие методы мотивации на предприятии не используются.
Уровень зарплаты на предприятии выше, чем в среднем по району.
Организация общего управления
На предприятии четко распределены права и обязанности работников.
Существующая организационная структура на предприятии достаточно эффективна, но я бы немного изменил схему отдела сбыта.
В отделе сбыта как показала практика, не хватает специалистов, а имеющиеся работники незаменимы и при неожиданном выбытия работника в случае болезни, командировки, отпуска страдает сбыт предприятия. Существующая структура отдела сбыта изображена на рис.3.1.
На предприятии существует практика снижения управленческих издержек. На данный момент в компьютерной сети предприятия внедряется компьютерная программа «1-С Бухгалтерия», что позволит во-первых, уменьшить количество работников, а во-вторых, сделает более эффективным контроль за отпускаемой продукцией.
Директор по сбыту |
Начальник отдела сбыта |
Менеджер по отгрузке по ж/д |
Менеджер по отгрузке автотранспортом |
Менеджер выписывающий разрешение на отгрузку |
Рисунок 3.1Схема существующего отдела сбыта ООО «Новые технологии»
Высшее руководство имеет достаточно высокую квалификацию. Достаточно сказать, что команда управленцев из Москвы прошли курсы при Президенте РФ и имеют определенный опыт работы в данном направлении.
Производство
Технология предприятия отвечают конкурентным требованиям сегодняшнего дня.
Контроль качества продукции осуществляется силами собственной лаборатории. Контроль за процессом изготовления цемента осуществляется регулярно.
Вместе с тем качество продукции нашего предприятия оставляет желать лучшего. В менеджменте существует высказывание: «качество продукции не надо повышать, им надо управлять». Однако качество металлопродукции ООО «Новые технологии» как раз надо повышать.
Издержки предприятия средние по отрасли, но выше, чем у основного конкурента – ОАО «Металлсервис».
Предприятие имеет сложности в техпроцессе с точки зрения зависимости от имеющегося оборудования и при поломке какого-либо оборудования может остановиться весь техпроцесс предприятия.
Маркетинг
На предприятии имеется отдел маркетинга во главе с начальником отдела маркетинга. Отдел маркетинга занимается изучением рынка, маркетинговыми исследованиями. На рынке металлопродукции существует много маленьких фирм посредников.
Доля рынка нашего предприятия составляет около 5% (см.рис.3.2).
Рисунок 3.2Рынок производства металлопродукции, на котором действует ООО «Новые технологии».
50% - доля рынка занятая ОАО «Металлсервисом»
45% - доля рынка занятая другими предприятиями
5% - доля рынка занятая ООО «Новые технологии»
Предприятие ООО «Новые технологии» является ценовым последователем. Ценовым лидером на рынке является ОАО «Метпром»
Наше предприятие имеет возможность производить и выйти на рынок с другими продуктами – изделиями из черного и цветного металла. Также предприятие имеет возможность для выхода на перспективные рынки Пермской и Челябинской областей, где местные заводы находятся в кризисном состоянии.
Имидж нашего предприятия оставляет желать лучшего. В основном это касается вопроса о качестве и надежности как партнера.
Финансы и учет
Предприятие имеет возможности привлечение долгосрочного и краткосрочного капитала. Оно осуществляет разумную налоговую политику – задолженности по налогам практически не имеет.
|
|
Предприятие использует две системы оплаты за продукцию. В основном это предоплата. Но для постоянных клиентов существует отсрочка платежа.
С 2007 года на предприятии внедрена система жесткого бюджетирования. То есть на месяц составляются все доходы и расходы предприятия, проводится планирование поступления и выбытия денежных средств.
Слабым местом финансового состояния предприятия является то, что кредиторская задолженность превышает дебиторскую.