Трудовая теория стоимости: авторы, время возникновения, основные положения. Журналистская проблематика вопроса

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ — разработанная экономистами-классиками (А. Смитом и Д. Рикардо) теория, базирующаяся на положении, что меновая (денежная) стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для производства этого блага.

Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях.

1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость.

2. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других. Стало быть, стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.

3. Труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный) труд.

4. Сам труд измеряется с помощью рабочего времени.

5. На изготовление одного и того же вида продукта работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства, отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности трудовых усилий. Поэтому товары одного и того же вида и качества, обычно имеют разную по величине индивидуальную стоимость.

Но на рынке товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого их владельца. На рынке на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость. Стало быть, трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле "товаропроизводитель - общественный труд - товар - общественная стоимость - рыночная цена".

Журналистская проблематика вопроса:

На сегодняшний день журналисты мало уделяют внимание этому вопросу, так как не всегда стоимость товара зависит от труда, необходимого для его производства. Часто рынок завышает цену по каким-либо причинам. Товар стоит дороже из – за его марки или производители поступают некрасиво, говоря, что его качество очень хорошее, и он сделан из натуральных материалов, хотя это неправда.

Ф. КЕНЕ: годы жизни, основные труды, концептуальные положения, теории, высказывания, оказавшие влияние на развитие экономики.

Франсуа́ Кенэ́ (1694 — 1774) — знаменитый французский экономист, основоположник школы физиократов.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

· Очевидность (с. 45-86);

· Фермеры (с. 87-121);

· Зерно (с. 122-182);

· Население (с. 183-241);

· Налоги (с. 242-278);

· Объяснение «Экономической таблицы» (с. 279-287);

· Философия земледелия (с. 288-326);

· Естественное право (с. 327-339);

 

  Дайте определение терминам и понятиям «товар», «услуга», «человек экономический - Homo economics», «экономический агент», «закон убывающего плодородия почв».
  Нетрудовая теория стоимости: авторы, время возникновения, основные положения. Журналистская проблематика вопроса.
  А. МАРШАЛЛ: годы жизни, основные труды, концептуальные положения, теории, высказывания, оказавшие влияние на развитие экономики.
   
   

Билет №10

Товар - продукт труда, произведённый для продажи. Обмен продуктов как Т. возникает в определённых исторических условиях: на основе общественного разделения труда, когда продукты производятся отдельными, обособленными производителями, специализирующимися на производстве одного какого-либо продукта. Удовлетворение общественных потребностей осуществляется через куплю-продажу Т. на рынке. В начале развития человеческого общества продукты труда поступали в собственное потребление производителей и не были Т. Но уже в эпоху первобытнообщинного строя на границах соприкосновения отдельных общин возник обмен продуктами труда. По мере разложения первобытного общества появляется и развивается частная собственность, которая и является в досоциалистическую эпоху формой экономического обособления производителей. В рабовладельческом и феодальном обществах производство продуктов как Т. не было господствующим, так как в этих условиях хозяйство в своей основе оставалось натуральным. Только при капитализме производство продуктов как Т. становится всеобщей и господствующей экономической формой; Т. становится и рабочая сила человека. Производство продуктов как Т. — явление, свойственное различным способам производства. В каждом из них оно имеет свою специфику.

Всякий Т. обладает 2 свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью. Потребительская стоимость — способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, то есть её полезность. Одни вещи удовлетворяют человеческие потребности непосредственно, как предметы потребления (например, хлеб, одежда и т.п.); другие — косвенно, как средства производства (станки, сырьё и т.п.).

 

Услуга — совершённое одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица действие или деятельность. Услуги — действия, направленные непосредственно на потребителя.

  • Услуги — виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта.
  • Услуги — блага, предоставляемые в форме деятельности.
  • Услуги (в экономической теории) — товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно.
  • Услуги — кратковременное пользование материальным благом без права безвременного владения им.

Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника. Услуги могут быть: частные или коммерческие, добровольные или вынужденные, взаимные и анонимные и "государственные" т. д. Материальные услуги — услуги, обусловленные обслуживанием процесса производства, доведением готовых продуктов до потребителя: транспортировка, заготовка, хранение и др.

Нематериальные услуги — услуги, не связанные с товаром в его материальной форме. Затраты труда на осуществление нематериальных услуг не учитываются в стоимости товара: здравоохранение, образование, консультационные и банковские услуги и т. д.

"ГОМО ЭКОНОМИКУС" (лат. Homo economicus) — 1) человек с высокой экономической интуицией и познаниями, принимающий рациональные варианты экономических решений; 2) человек, стремящийся к получению наибольшей выгоды.

 

Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. При всем разнообразии экономических агентов следует выделить три основных типа:

Домохозяйства — домашние хозяйства (индивиды и их семьи), занимающие в экономике двойственное положение. Как агенты предложения они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая за это денежные доходы, необходимые для потребления товаров и услуг.

Предприятия — это учреждения в виде фабрик, ферм, шахт, магазинов и т. п., которые выполняют несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг. Что касается фирмы, то это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения — предлагают на рынке произведенные товары и услуги.

Государство как экономический агент является непосредственным участником экономического кругооборота, прямо или косвенно вмешиваясь в ход этого кругооборота.

Закон убывающего плодородия почв - закон, согласно которому на определенном этапе добавочные вложения труда и капитала в землю не сопровождаются соответствующим увеличением количества добываемого сельскохозяйственного продукта и всякий дополнительный эффект становится невозможным.
1) естеств. закон снижения плодородия почвенного покрова после каждого изъятия урожая и (дополнительно) нарушения процессов почвообразования на культивируемых землях. Потери плодородия почвы восполняются частично самой почвой, внесением удобрений, соблюдением надлежащих агротехнических правил при ее обработке; 2) сформулированный в 1798 английским экономистом Т. Р. Мальтусом в работе “Опыт о законе народонаселения” закон, согласно которому, природные ресурсы не могут удовлетворить потребности возрастающего народонаселения, плодородие почвы убывает пропорционально росту народонаселения. В. И. Ленин указал на то, что предложенный Мальтусом “...закон убывающего плодородия почвы вовсе не применим к тем случаям, когда техника прогрессирует, когда способы производства преобразуются; он имеет лишь весьма относительное и условное применение к тем случаям, когда техника остается неизменной”. Многовековой опыт ведения сельского хозяйства, современные достижения технологии возделывания почвы подтверждают это ленинское положение. В то же время следует отметить, что отсутствие или игнорирование научно обоснованной технологии возделывания земли может привести к снижению плодородия почвы в связи с изъятием урожая и нарушением таким образом естественных процессов почвообразования на культивируемых землях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: