Постмодернизм как духовное состояние и образ жизни

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления и массмедиа, основные характеристики которого выглядят аморфными, размытыми и неопределёнными. В нём нет чётко выраженной социально-классовой структуры. Уровень материального потребления выступает основным критерием деления на социальные слои. Это общество всеобщего конформизма и компромисса. К нему всё труднее применять понятие «народ», поскольку последний всё больше превращается в безликий «электорат», в аморфную массу «потребителей» и «клиентов».

В ещё большей степени это касается интеллигенции, которая уступила место интеллектуалам, представляющим собой просто лиц умственного труда. Число таких лиц возросло многократно, однако их социально-политическая и духовная роль в жизни общества стала почти незаметной. Интеллектуалы уже не претендуют на роль властителей дум, довольствуясь исполнением более скромных функций. В наши дни писатель и художник, творец вообще, уступают место журналисту и эксперту.

В постмодерном обществе весьма типичной и распространенной фигурой выступает «яппи», что в буквальном смысле означает «молодой горожанин-профессионал». Это преуспевающий представитель среднего слоя, лишённый каких бы то ни было «интеллигентских комплексов», целиком принимающий удобства современной цивилизации, умеющий наслаждаться жизнью, хотя и не совсем уверенный в своём благополучии.

Ещё более распространённой фигурой является «зомби», представляющий собой запрограммированное существо, лишённое личностных свойств, неспособное к самостоятельному мышлению. Это в полном смысле слова массовый человек, его нередко сравнивают с магнитофоном, подключенным к телевизору, без которого он теряет жизнеспособность.

Постмодерный человек отказывается от самоограничения. Он склонен жить одним днём, не слишком задумываясь о дне завтрашнем и тем более о далёком будущем. Главным стимулом для него становятся профессиональный и финансовый успех. Причём этот успех должен прийти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради этого постмодерный человек готов поступиться любыми принципами.

Мировоззрение постмодерного человека лишено прочной опоры, потому что все формы идеологии выглядят размытыми и неопределёнными. Они как бы поражены внутренним безволием. Такую идеологию иногда называют «софт-идеологией», т.е. мягкой и нежной, в ней мирно уживается то, что раньше считалось несовместимым. Такое положение вещей во многом объясняется тем, что постмодернистское мировоззрение во многом лишено вполне устойчивого внутреннего ядра. В античности таковым выступала мифология, в средние века – религия, в эпоху модерна – сначала философия, затем наука. Постмодернизм развенчал престиж и авторитет науки, но ничего не предложил взамен, усложнив человеку проблему ориентации в мире.

В целом мировоззрение постмодернистского человека можно определить как неофатализм - человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всём полагается на самого себя, всем обязан самому себе. Видимо поэтому получили такое широкое распространение всякого рода лотереи.

Постмодерное общество теряет интерес к целям – не только великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестаёт быть важной ценностью (гипертрофия средств и атрофия целей). Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях, в исчезновении будущего, которое оказалось как бы украденным. Всё это ведёт к усилению нигилизма и цинизма. Цинизм постмодерна проявляется в отказе от многих прежних нравственных ценностей и норм. Этика в постмодерном обществе уступает место этике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.

В культурной сфере господствующее положение занимает массовая культура, а в ней – мода и реклама. Мода всё освящает, обосновывает и узаконивает. Всё, что не прошло через моду, не узаконено ею, не имеет право на существование, не может стать элементом культуры. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутренних достоинств, сколько от внешней эффектности и привлекательности. Однако мода, как известно, капризна, мимолётна и непредсказуема. Эта её особенность оставляет печать на всей постмодерной жизни, что делает её всё более неустойчивой, неуловимой и эфемерной.

Важную черту постмодерна составляет театрализация. Практически все сколько-нибудь существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу. Театрализация пронизывает политическую жизнь. Политика при этом перестаёт быть местом активной и серьёзной деятельности человека-гражданина, но всё больше превращается в шумное зрелище, становится местом эмоциональной разрядки. В некотором смысле политика становится религией.

Некоторые постмодернисты призывают к отказу от христианства и возврату к дохристианским верованиям и даже отказу от веры вообще. Однако в целом преобладает положительный взгляд на религию. Постмодернизм всячески стремится восстановить прежнее, традиционное положение религии, возвысить её роль и авторитет, возродить религиозные корни культуры, вернуть Бога как высшую ценность.

Наука в концепциях постмодернистов перестаёт быть привилегированным способом познания, лишается прежних претензий на монопольное обладание истиной. Постмодернизм отвергает её возможность давать объективное, достоверное знание, открывать закономерности и причинные связи, выявлять предсказуемые тенденции. Наука подвергается критике за то, что абсолютизирует рациональные способы познания, игнорирует другие способы и методы – интуицию и воображение. Она стремится к познанию общего и существенного, оставляя в стороне особенности единичного и случайного. Всё это обрекает науку на упрощенное и неадекватное знание о мире.

Многие существенные черты постмодернизма получают наиболее зримое воплощение в постмодернистском искусстве. Отвергается страсть к экспериментированию, погоня за новизной, устремлённость в будущее. Всему этому противопоставляется эклектизм, смешение всех существующих форм, стилей и манер, для этого используются приёмы цитирования, коллажа, повторения. Утверждается пессимизм, ностальгия по прошлому, гедонизм настоящего. Реабилитируется эстетика китча.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: