Краткий словарь музыкальных терминов

Аккомпанеме́нт (фр. accompagnement — сопровождение) — музыкальный фон к основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение.

Акко́рд (ит. accordo, фр. accord — согласие) — созвучие, звучание нескольких (не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно. А. подразделяются на консонирующие и диссонирующие (см. консонанс и диссонанс).

Акт (лат. actus — действие) — относительно завершенная часть театрального представления (оперы, балета и т. д.), отделяемая от другой такой же части перерывом — антрактом. Иногда А. делится на картины.

Анса́мбль (фр. ensemble — вместе) — 1. Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере, представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов, вокальные партии которых не тождественны; по числу участников А. разделяются на дуэты, трио или терцеты, квартеты, квинтеты, секстеты и т. д. 2. Пьеса, предназначенная для совместного исполнения несколькими музыкантами, чаще всего инструменталистами. 3. Качество совместного исполнения, степень слаженности, слитности общего звучания.

Антра́кт (фр. entr’acte — букв, междудействие) — 1. Перерыв между актами театрального представления или отделениями концерта. 2. Оркестровое вступление к одному из актов, кроме первого (см. увертюра)

Арие́тта (ит. arietta) — небольшая ария.

Арио́зо (ит. arioso — вроде арии) — разновидность арии, отличающаяся более свободным построением, теснее связанная с предшествующим и последующим музыкальными эпизодами.

А́рия (ит. aria— песня) — развитой вокальный эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра, обладающий широкораспевной мелодией и завершенностью музыкальной формы. Иногда А. состоит из нескольких контрастных (см.) разделов. Разновидности А. — ариетта, ариозо, каватина, кабалетта, канцона, монолог и т. д.

Бале́т (фр. balletот ит. ballo— танец, пляска) — крупный музыкалъно- хореографический (см.) жанр, в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Б. в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью оперы.

Балла́да (фр. ballade, ит. ballare— танцевать) — первоначально название провансальской (Франция) плясовой песни; затем — литературно-поэтический жанр, связанный с народными преданиями или повествующий о событиях прошлого. С начала XIXв. — обозначение вокальных и инструментальных пьес повествовательного склада.

Барито́н (греч. barytono— тяжелозвучный) — мужской голос среднего между басом и тенором регистра; другое название — высокий бас.

Баркаро́ла (от ит. barca— лодка, barcaruola— песня лодочника) — род песни, распространенный в Венеции, а также название вокальных и инструментальных пьес созерцательного певучего характера с плавным, покачивающимся аккомпанементом; размер 6/8. Другое название Б. — гондольера (от ит. gondola— венецианская лодка).

Бас (ит. basso— низкий, греч. basis— основа) — 1. Самый низкий мужской голос. 2. Общее название низких по регистру оркестровых инструментов (виолончель, контрабас, фагот и т. д.).

Болеро́ (исп. bolero) — испанский танец, известный с конца XVIIIвека, умеренно быстрого движения, сопровождаемый ударами кастаньет; размер 3/4.

Были́на — произведение русского народного эпоса, повествование о былых временах, о подвигах народных героев-богатырей. Б. носит характер неторопливого плавного речитатива, подобного напевной речи; иногда сопровождается игрой на гуслях и других музыкальных инструментах.

Вальс (фр. valse, нем. Walzer) — танец, происшедший от австрийских, немецких и чешских народных танцев. В. танцуется парами в плавном круговом движении; размер 3/4 или 3/8, темп различный — от очень медленного до самого быстрого. Благодаря особым образно-выразительным возможностям В. получил с середины XIXвека широкое распространение не только как танцевальный и концертный (см.) жанр, но и как важная составная часть музыки оперы, балета, симфонии и даже камерныхсольных и ансамблевых (см.) произведений.

Вариа́ции (лат. variatio— изменение) — музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале темы, в ходе которого первоначальный образ развивается и обогащается, не теряя своих существенных черт.

Виртуо́з (ит. virtuoso— букв. доблестный, мужественный) — музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность — мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения. Виртуозная музыка — музыка, изобилующая техническими трудностями, требующая блестящего, эффектного исполнения.

Водеви́ль (фр. voixdeville— голос города) — веселая театральная пьеса, обычно комедийного содержания, включающая отдельные вокальные и танцевальные номера.

Вокали́з (от лат. vox— голос) — музыкальная пьеса для пения без слов, чаще всего представляющая собой учебное упражнение; иногда В. имеет художественное значение.

Вока́льная му́зыка (от ит. vocale— голосовой) — музыка для пения — сольного, ансамблевого или хорового (см.) с аккомпанементом или без него.

Вступле́ние — начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо вокальную или инструментальную пьесу, картину или акт музыкально-театрального представления.

Гаво́т (фр. gavotte) — старинный французский танец народного происхождения; впоследствии, с XVIIвека вошел в придворный обиход, в XVIIIвеке занял место в танцевальной сюите. Музыка Г. энергичная, умеренно быстрого движения, размер 4/4 с характерным двухчетвертным затактом.

Гармо́ния (греч harmonia— соразмерность, согласованность) — 1. Одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми (см.) сочетаниями тонов и их последованиями, сопровождающими основную мелодию. 2. Наука об аккордах, их движении и связях. 3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при характеристике их выразительности («жесткая гармония», «светлая гармония» и т. д.). 4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или иного произведения, композитора, музыкального стиля («гармония Мусоргского», «романтическая гармония» и т. д.).

Гимн (греч. hymnos) — торжественное хвалебное песнопение.

Гроте́ск (фр. grotesque— причудливо, уродливо, странно) — художественный прием, связанный с нарочитым преувеличением или искажением реальных черт образа, которое придает ему причудливый, фантастичный, часто карикатурно-юмористический, иногда устрашающий характер.

Гу́сли (от древнерусск. гусель — струна) — старинный русский народный инструмент, представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты металлические струны. Игрой на Г. обычно сопровождалось исполнение былин. Исполнитель на Г. — гусляр.

Деклама́ция — художественное чтение стихов или прозы в эмоционально приподнятой манере. Д. музыкальная — верное воспроизведение в речитативе характерных интонаций — повышений, понижений, акцентов и т. д. — выразительной человеческой речи.

Деревя́нные духовы́е инструме́нты — общее название группы инструментов, в которую входят флейта (с разновидностями флейта-пикколо и альтовая флейта), гобой (с разновидностью альтовый гобой, или английский рожок), кларнет (с разновидностями кларнет-пикколо.и бас-кларнет), фагот (с разновидностью контрафагот). Д. д. и. используются также в духовых оркестрах, различных камерных ансамблях и как солирующие (см.) инструменты. В оркестровой партитуре группа Д. д. и. занимает верхние строчки, размещаясь в указанном выше порядке.

Дина́мика (от греч. dynamikos— силовой) — 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»).

Драматурги́я — литература, предполагающая сценическое воплощение; наука о законах построения драматической пьесы. В XXвеке термин Д. стал применяться также к музыкально-театральному искусству, а затем и к крупным инструментально-симфоническим произведениям, не связанным со сценой. Д. музыкальная — совокупность принципов построения и развития музыки оперы, балета, симфонии и т. п. с целью наиболее логичного, последовательного и действенного воплощения избранного сюжета, идейного замысла.

Ду́ма, ду́мка — повествовательная украинская народная песня свободного речитативно-импровизационного склада с инструментальным сопровождением. Обычно Д. посвящена рассказу об исторических событиях, но иногда приобретает черты задушевной, печальной песни сугубо лирического содержания.

Духово́й орке́строркестр, состоящий из медных и деревянных духовых и ударных инструментов. Д. о. отличается мощной, яркой звучностью.

Духовы́е инструме́нты — инструменты, различные по форме, величине и материалу, представляющие собой трубку или набор трубок, которые звучат благодаря колебаниям заключенного в них столба воздуха. По материалу и способу звукоизвлечения Д. и. разделяются на медные и деревянные. К числу Д. и. принадлежит также орган.

Дуэ́т (от. лат. duo— два) — оперный или камерный ансамбль двух участников.

Жанр (фр. genre— тип, манера) — 1. Вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики (напр., Ж. эпический, комический), природе сюжета (напр., Ж. исторический, мифологический), составу исполнителей (напр., Ж — оперный, балетный, симфонический, вокальный (см.), инструментальный), обстоятельствам исполнения (напр., Ж. концертный, камерный (см.), бытовой), особенностям формы (напр., Ж. романса, песни, инструментальной или оркестровой миниатюры) и т. д. 2. Жанровый (в музыке) — связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров. 3. Жанровая сцена — бытовая сцена.

Запе́в — начало хоровой песни, исполняемое одним певцом — запевалой.

Зингшпи́ль (нем. Singspielот singen— петь и Spiel— игра) — род комической оперы, сочетавшей разговорные диалоги с пением и танцами; наибольшее развитие З. получил в Германии и Австрии во 2-й половине XVIIIи нач. XIXвеков.

Импровиза́ция (от лат. improvisus— непредвиденный, нечаянный) — творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.

Инструменто́вка — то же, что оркестровка.

Интерме́дия (лат. intermedia— находящаяся посередине) — 1. Небольшая музыкальная пьеса, помещаемая между более важными частями крупного произведения. 2. Вставной эпизод или сцена в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения. 3. Связующий эпизод между двумя проведениями темы в фуге, проходящий эпизод в инструментальной пьесе вообще.

Интерме́ццо (ит. intermezzo— пауза, антракт) — пьеса, связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.

Интроду́кция (лат. introductio — введение) — 1. Небольших размеров оперная увертюра, непосредственно вводящая в действие. 2. Начальный раздел какой-либо пьесы, обладающий своим темпом и характером музыки.

Кавати́на (ит. cavatina) — разновидность оперной арии, отличающаяся более свободным построением, лирической напевностью, отсутствием темповых (см.) контрастов.

Ка́мерная му́зыка (от ит. camera— комната) — музыка для солирующих (см. соло) инструментов или голосов, небольшие ансамбли, предназначенные для исполнения в небольших концертных залах.

Кано́н (греч. kanon— правило, образец) — род многоголосной музыки, основанный на поочередном вступлении голосов с одной и той же мелодией.

Кант (от лат. cantus— пение) — в русской, украинской и польской музыке XVII—XVIIIвеков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра Iраспространились приветственные К. бодрого маршеобразного (см. марш) характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.

Канта́та (от ит. cantare— петь) — большое произведение для певцов- солистов, хора и оркестра, состоящее из ряда номеров — арий, речитативов, ансамблей, хоров. От оратории К. отличается отсутствием детально и последовательно воплощенного сюжета.

Кантиле́на (лат. cantilena— распевное пение) — широкая певучая мелодия.

Канцо́на (ит. canzone— песня) — старинное название итальянской лирической песни с инструментальным сопровождением; впоследствии — название инструментальных пьес певучего лирического характера.

Канцоне́тта (ит. canzonetta— песенка) — маленькая канцона, напевная вокальная или инструментальная пьеса небольшого размера.

Карти́на — 1. В музыкально-театральном произведении часть акта, отделяемая не антрактом, а кратковременной паузой, во время которой занавес ненадолго опускается. 2. Обозначение инструментально-симфонических произведений, для которых характерна особая конкретность, наглядность музыкальных образов; иногда такие произведения принадлежат к жанру программной музыки.

Кварте́т (от лат. quartus— четвертый) — оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнный) ансамбль четырех участников.

Квинте́т (от лат. quintus— пятый) — оперно-вокальный или инструментальный ансамбль пяти участников.

Клави́р (сокр. нем. Klavierauszug— фортепианное извлечение) — переработка, переложение для фортепиано произведения, написанного для оркестра или ансамбля, а также оперы, кантаты или оратории (с сохранением вокальных партий).

Ко́да (ит. coda— хвост, конец) — заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.

Колорату́ра (ит. coloratura— раскрашивание, украшение) — расцвечивание, варьирование вокальной мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, виртуозными украшениями.

Колори́т (от лат. color— цвет) в музыке — преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных регистров, тембров, гармонических (см.) и иных выразительных средств.

Коля́дка — общее название славянских народных обрядовых песен языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).

Компози́тор (лат. compositor— сочинитель, составитель, создатель) — автор музыкального произведения.

Компози́ция (лат. compositio— составление, расположение) — 1. Музыкальное творчество, процесс создания музыкального произведения. 2. Внутреннее строение музыкального произведения, то же, что музыкальная форма. 3. Отдельное музыкальное произведение.

Контра́льто (ит. contralto) — самый низкий женский голос, то же, что в хоре альт.

Контрапу́нкт (от лат. punctumcontrapunctum— точка против точки, то есть нота против ноты) — 1. Одновременное сочетание двух или нескольких мелодически самостоятельных голосов. 2. Наука о законах сочетания одновременно звучащих мелодий, то же, что полифония.

Контра́ст (фр. contraste— противоположность) — яркое выразительное средство музыки, заключающееся в сближении и непосредственном противопоставлении несхожих, резко различающихся по характеру музыкальных эпизодов. Музыкальный образно-эмоциональный К. осуществляется при помощи темповых, динамических, тональных, регистровых, тембральных (см.) и иных противопоставлений.

Конце́рт (от лат. concertare— состязаться, ит. concerto— согласие) — 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 2. Большое, обычно трехчастное, произведение для солирующего (см.) инструмента с оркестром, блестящее, эффектное, обладающее развитыми элементами виртуозности, в некоторых случаях приближающееся по богатству и значительности идейно-художественного содержания к симфонии.

Кульмина́ция (от лат. culmen— верх, вершина) — момент высшего напряжения в музыкальном развитии.

Купле́т (фр. couplet— строфа) — повторяемая часть песни.

Купю́ра (фр. coupure— вырезка, сокращение) — сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо эпизода, в опересцены, картины или акта.

Лезги́нка — танец, распространенный у народов Кавказа, темпераментный, стремительный; размер 2/4 или 6/8.

Лейтмоти́в (нем. Leitmotiv— ведущий мотив) — музыкальная мысль, мелодия, связанная в опере с определенным персонажем, воспоминанием, переживанием, явлением или отвлеченным понятием, возникающая в музыке при его появлении или упоминании в ходе сценического действия.

Ле́ндлер (нем. Ländler) — немецкий и австрийский танец народного происхождения, предшественник вальса, живого, но не быстрого движения; размер 3/4.

Либре́тто (ит. libretto— тетрадка, книжечка) — полный литературный текст оперы, оперетты; словесное изложение содержания балета. Автор Л. — либреттист.

Мадрига́л (ит. madrigale) — европейская многоголосная светская песня XVIвека, изысканного характера, обычно любовного содержания.

Мазу́рка (от польск. mazur— житель Мазовии) — польский танец народного происхождения, оживленного характера, обладающий острым, иногда синкопированным (см.) ритмом; размер 3/4.

Марш (фр. marche— ходьба, шествие) — жанр, связанный с ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. М. бывает походный, торжественный, траурный; размер 2/4 или 4/4.

Ме́дные духовы́е инструме́нтыдуховые инструменты, изготовляемые из меди и других металлов, образующие особую группу в симфоническом оркестре, в которую входят валторны, трубы (иногда частично заменяются корнетами), тромбоны и туба. М. д. и. являются основой духового оркестра. В симфонической партитуре группа М. д. и. пишется под группой деревянных духовых инструментов, размещаясь в указанном выше порядке.

Мейстерзи́нгеры (нем. Meistersinger— мастер пения) — в средневековой Германии (XIV—XVIIвека) цеховые музыканты.

Мелодеклама́ция (от греч. melos— песнь и лат. declamatio— декламация) — выразительное чтение (чаще всего стихов), сопровождаемое музыкой.

Мело́дия (греч. melodia— пение песни от melos— песнь и ode— пение) — основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Мелодра́ма (от греч. melos— песнь и drama— действие) — 1. Часть драматического произведения, сопровождаемая музыкой. 2. Порицательная характеристика произведений или эпизодов, отличающихся преувеличенной чувствительностью, сентиментальностью, дурным вкусом.

Менуэ́т (фр. menuet) — старинный французский танец, первоначально народного происхождения, в XVIIвеке — придворный танец, в конце XVIIIвека введен в симфонический цикл (см. симфония). М. отличается плавностью и грациозностью движений; размер 3/4.

Ме́сса (фр. messe, лат. missa) — крупное многочастное произведение для хора с инструментальным сопровождением, иногда с участием певцов- солистов, написанное на религиозный латинский текст. М. — то же, что католическая обедня, литургия.

Меццо-сопра́но (от ит. mezzo— срединный и soprano) — женский голос, по регистру занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто. меццо‑сопрано в хоре — то же, что альт.

Миниатю́ра (ит. miniatura) — небольшая оркестровая, вокальная (см.) или инструментальная пьеса.

Моноло́г (от греч. monos— один, речь, произносимая одним лицом) в музыке — одна из наиболее действенных сольных вокальных форм в опере, в которой обычно запечатлен процесс напряженного переживания или размышления, приводящий к какому-либо решению. М., как правило, строится из нескольких нетождественных, контрастных эпизодов.

Моти́в (от ит. motivo— повод, побуждение, и лат. motus— движение) — 1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента — ударения. 2. В общераспространенном значении — напев, мелодия.

Музыка́льная дра́ма — первоначально то же, что опера. В распространенном значении — один из жанров оперы, для которого характерна ведущая роль напряженного драматического действия, развертывающегося на сцене и определяющего собой принципы музыкального воплощения.

Музыка́льная коме́дия — см. оперетта.

Ноктю́рн (фр. nocturne— ночной) — распространившееся в XIXвеке название сравнительно небольших инструментальных (редко — вокальных) пьес лирически-созерцательного характера с выразительной певучей мелодией.

Но́мер — наименьший, относительно законченный, допускающий отдельное, самостоятельное исполнение эпизод оперы, балета или оперетты.

О́да (греч. ode) — заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще — вокального) торжественного хвалебного характера.

Окте́т (от лат. octo— восемь) — ансамбль восьми участников.

О́пера (ит. opera— действие, произведение, от лат. opus— труд, творение) — синтетический жанр музыкального искусства, включающий драматическое действие, пение и танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой, а также живописно-декоративное оформление. Оперное произведение слагается из сольных эпизодоварий, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров (см. увертюра, антракт, интродукция). О. делится на акты и картины. Как самостоятельный жанр О. распространилась в Европе в XVIIвеке, в России — с середины XVIIIвека. Дальнейшее развитие привело к образованию различных национальных стилей и идейно-художественных типов оперного искусства (см. О. большая французская, О.-буффа, О. комическая, О. лирико-драматическая, О. лирическая французская, О. нищих, О.-сериа, О. эпическая, зингшпиль, музыкальная драма, оперетта). В итоге многообразного исторического развития О. стала наиболее демократичным жанром среди сложных монументальных жанров музыкального искусства.

О́пера больша́я францу́зская (фр. grandopéra) — разновидность, получившая распространение в середине XIXвека, для которой характерно воплощение исторических тем в монументальном, красочном, богатом действенными моментами спектакле.

О́пера-бу́ффа (ит. opera-buffa) — итальянская комическая опера, возникшая в первой половине XVIIIвека. О.-б. основывалась на бытовых сюжетах, нередко приобретавших сатирическую окраску. Развившаяся из итальянской народной «комедии масок» (comediadelarte), О.-б. отразила прогрессивные демократические тенденции конца XVIIIи первой половины XIXвека.

О́пера коми́ческая — общее видовое название оперного жанра, возникшего в Европе с середины XVIIIвека под влиянием демократических идей в противовес придворно-аристократическому искусству. О. к. в различных странах носила различные наименования: в Италии — опера-буффа, в Германии и Австрии — зингшпиль, в Испании — тонадилья, в Англии — опера нищих, или балладная, песенная опера. О. к. — общепринятое название собственно французской разновидности этого жанра, для которой характерно включение в действие разговорных диалогов.

О́пера ли́рико-драмати́ческая — разновидность, развившаяся в оперном искусстве второй половины XIXвека. Для О. л.-д. характерно выдвижение на передний план драматичных, нередко трагических личных судеб и человеческих взаимоотношений, показанных на реалистически правдивом жизненном фоне, углубленное внимание композитора к душевной жизни героев, их чувствам, психологическим противоречиям и конфликтам.

О́пера-се́риа (ит. operaseria— серьезная опера, в отличие от комической) — итальянская опера XVIIIвека, связанная с придворно-аристократической средой. Основывавшаяся, как правило, на мифологических и историко-легендарных сюжетах, О.-с. отличалась пышностью постановки, виртуозным блеском вокальных партий, но в своем развитии была скована условностью сюжетов, ситуаций и персонажей.

О́пера эпи́ческая — разновидность классической оперы, преимущественное развитие получившая в России, характерная использованием сюжетов из народного эпоса — сказаний, легенд и образцов народного песенного творчества. Сценическое действие и музыка О. э. выдерживаются в духе величественного, неторопливого повествования. К жанру О. э. примыкает также опера-сказка.

Опере́тта (ит. operetta— маленькая опера) — театральное представление, сочетающее пение и танцы в сопровождении оркестра с разговорными сценами, ведущее свое происхождение от комической оперы XVIIIвека. Европейской О. XIXвека свойственно обилие комедийных положений сатирического либо чисто развлекательного характера. В советском музыкально-театральном искусстве О. чаще именуется музыкальной комедией.

Орато́рия (от лат. oratoria— красноречие) — крупный вокально-симфонический жанр музыкального искусства, произведения которого предназначены для исполнения хором, солистами -певцами и оркестром. В основе О. лежит определенный сюжет, обобщенно повествующий об исторических или легендарных событиях народной жизни, обычно обладающий возвышенной, героической окраской. Сюжет О. воплощается в ряде завершенных сольных, хоровых и оркестровых (см.) номеров, иногда разделяемых речитативами.

Орга́н (от греч. organon— инструмент, орудие) — самый крупный из современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков. О, представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра. Управление О. осуществляется при помощи клавиатур, ручных (мануалы, доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных переключателей регистров. По мощи и красочному богатству звучания О. соперничает с симфоническим оркестром.

Орке́стр (от греч. orchestra— в древнегреческом театре место перед сценой, на котором размещался хор) — многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. В отличие от ансамбля, некоторые партии в О. исполняются одновременно несколькими музыкантами наподобие одноголосного хора. По составу инструментов О. разделяются на симфонические, духовые, народных инструментов, эстрадные, джазовые и т. д. Оперный О., так же как симфонический, состоит из четырех основных групп инструментов — групп деревянных духовых, медных духовых, ударных, струнных смычковых, а также включает некоторые единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа, изредка фортепиано, гитара и др.).

Оркестро́вка — создание оркестровой партитуры, воплощение музыкальной мысли средствами оркестровой выразительности. О. — то же, что инструментовка.

Паро́дия (греч. parodià, от para— против и ode— песнь, пение, букв, пение наоборот) — подражание с целью искажения, осмеяния.

Партиту́ра (ит. partitura— деление, распределение) — нотная запись ансамблевой, оркестровой, оперной, ораториально-кантатной (см.) и пр. музыки, требующей многих исполнителей. Число строк П. определяется количеством входящих в нее партий — инструментальных, сольно-вокальных и хоровых, которые располагаются в определенном порядке.

Па́ртия (от лат. pars— часть) — часть музыки ансамбля, оперы и т. д., исполняемая одним или группой музыкантов или певцов.

Пастора́ль (от. лат. pastoralis— пастушеский) — музыка, музыкальная пьеса или театральная сцена, выраженная в нежных, лирически мягких созерцательных тонах, рисующая спокойные картины природы и идеализированной безмятежной сельской жизни (ср. идиллия).

Пе́сня — основной вокальный жанр народного музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Для П. характерно наличие ясной, выпуклой, выразительной и стройной мелодии, обладающей обобщенным образно-эмоциональным содержанием, воплощающей чувства и мысли не отдельного человека, а народа. Совокупность этих черт входит в понятие песенности как особого средства музыкальной выразительности, особого склада музыкального мышления. Народная П., отражающая в неисчислимом многообразии разновидностей и жанров самые различные стороны жизни народа, — основной источник музыкального искусства. В развитии народной П. и высокохудожественном преломлении ее национальных особенностей наибольшая заслуга принадлежит русским композиторам-классикам. В их произведениях П. широко представлена как бытовой жанр, одновременно песенность, песенное начало явилось для них ведущим художественным приемом. В узком смысле П. — небольшая вокальная пьеса с сопровождением или без него, отличающаяся простотой и мелодически выразительной напевностью, обычно в куплетной форме, а также инструментальная пьеса аналогичного размера и характера.

Подголо́сок — более или менее самостоятельная мелодия, сопровождающая в многоголосной музыке основной напев. Наличие развитых П. — характерная особенность русской народной хоровой (см.) музыки.

Полифо́ния (от греч. poly— много и phone— голос, букв, многоголосие) — 1. Одновременное сочетание двух или нескольких независимых мелодий, обладающих самостоятельным выразительным значением. 2. Наука о музыке полифонического склада, то же, что контрапункт.

Прелю́дия, прелю́д (от лат. prae— перед и ludus— игра) — 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному эпизоду, сцене оперы, балета и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.

Премье́ра — первое представление оперы, балета, оперетты на театральной сцене; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).

Припе́в — часть песни, неизменно, вместе с одним и тем же словесным текстом, повторяющаяся после каждого ее куплета.

При́чет, причита́нияпесня -плач, один из распространенных в дореволюционной России жанров народной песни; имеет обычно характер скорбно-взволнованного речитатива.

Проло́г (от лат. prae— перед и греч. logos— слово, речь) — вступительная часть в драме, романе, опере и т. д., вводящая в повествование; иногда П. знакомит с событиями, предшествовавшими изображаемым.

Разви́тие музыка́льное — движение музыкальных образов, их изменения, столкновения, взаимопереходы, отражающие процессы, которые протекают в душевной жизни человека или героя музыкально-театрального представления, а также в окружающей реальной действительности. Р. м. — важный фактор музыкальной драматургии, направляющий внимание слушателя на наиболее существенные части повествования. Р. м. осуществляется с помощью разнообразных композиционных и выразительных приемов; в нем участвуют все средства музыкальной выразительности.

Ре́квием (от лат. requiem— покой) — монументальное произведение для хора, солистов -певцов и оркестра. Первоначально Р. — траурная католическая месса. Впоследствии, в творчестве Моцарта, Берлиоза, Верди, Р. утратил ритуально-религиозный характер, превратившись в драматичный, философски значительный музыкальный жанр, одушевленный глубокими общечеловеческими чувствами и большими мыслями.

Речитати́в (от лат. recitare— читать, декламировать) — омузыкаленная речь, наиболее гибкая форма сольного пения в опере, отличающаяся большим ритмическим (см.) разнообразием и свободой построения. Обычно Р. вводит в арию, подчеркивая ее певучую мелодичность. Часто в Р. воспроизводятся характерные интонации живой человеческой речи, благодаря чему он оказывается незаменимым средством в создании музыкального портрета действующего лица. Основные разновидности Р. — Р.-secco(«сухой», сопровождаемый редкими отрывистыми аккордами оркестра или чембало), Р.-accompagnato(«аккомпанируемый», звучащий на фоне связного аккордового сопровождения) и Р.-obligato(«обязательный», что указывает на необходимость наличия в оркестровом сопровождении самостоятельной мелодической мысли).

Ритм (от. греч. rythmos— мерное течение) — организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется тактом. Число долей в такте называется тактовым размером. Р. — важное выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела.

Рома́нс (фр. romance) — сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением, характеризуемая интимным строем чувств, индивидуализированным содержанием, особой тонкостью и выразительным разнообразием аккомпанемента. Вокальная мелодия Р. нередко включает элементы речитатива.

Ро́ндо (фр. rondeauот ronde— круглая, название старинной французской хоровой песни) — форма построения музыкальной пьесы, состоящая из нескольких (не менее трех) контрастных эпизодов, разделяемых периодически возвращающимся первым эпизодом (рефреном).

Сараба́нда (исп. zarabanda) — старинный испанский танец в характере медленного величественного шествия; размер 3/4. Жанр С. часто использовался для создания образов глубокого скорбного раздумья, траурного шествия.

Сегиди́лья (исп. seguidilla) — быстрый испанский танец, сопровождаемый прихотливым ритмом кастаньет; размер 3/4 или 3/8.

Серена́да (от. ит. sera— вечер, букв, «вечерняя песня») — первоначально в Испании и Италии любовная песня, распевавшаяся с аккомпанементом гитары или мандолины под окном возлюбленной. Затем — произведения приветственного характера для инструментальных ансамблей и оркестра. Впоследствии С. — название лирических сольных песен с инструментальным сопровождением, стилизованным в духе гитарного аккомпанемента, а также наименование лирического инструментального или оркестрового цикла.

Симфо́ния (от греч. symphonia— созвучие) — монументальное произведение для оркестра, жанр которого сложился во 2-й половине XVIIIвека. С., как правило, состоит из четырех больших разнохарактерных, контрастных частей, в которых отражается широкий круг жизненных явлений, воплощается богатство настроений и конфликтов. Первая часть С. обычно имеет конфликтно-драматический характер и выдержана в быстром движении; иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая — лирическая распевная, проникнутая настроениями раздумья. Третья — менуэт, скерцо или вальс — в оживленном танцевальном движении. Четвертая — финал, наиболее быстрая, часто праздничного, приподнятого характера. Однако встречаются и иные принципы построения. Совокупность частей, объединенных общей поэтической идеей, образует симфонический цикл.

Ске́рцо (ит. scherzo— шутка) — небольшое инструментальное или оркестровое произведение живого, задорного характера, обладающее острым, четким ритмом, иногда приобретающее драматическую окраску. С начала XIXвека С. вошло в симфонический цикл, заняв в нем место менуэта.

Скоморо́хи — носители русского народного искусства в XI—XVIIвеках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.

Со́ло (ит. solo— один, единственный) — самостоятельное выступление одного исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде, если пьеса написана для ансамбля или оркестра. Исполнитель С. — солист.

Сона́та (от ит. sonare— звучать) — 1. В XVIIвеке — название любого инструментального произведения, в отличие от вокального. 2. С XVIIIвека — название произведения для одного или двух инструментов, состоящего из трех или четырех частей определенного характера, которые образуют сонатный цикл, в общих чертах аналогичный симфоническому (см. симфония).

Сона́тное алле́гро — форма, в которой пишутся первые части сонаты и симфонии, — выдержанные в быстром (allegro) темпе. Форма С. а. складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция — изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной партиях; разработка — развитие тем главной и побочной партий, столкновение и борьба их образов; реприза — повторение экспозиции с новым соотношением образов главной и побочной партий, достигнутым в результате их борьбы в разработке. Форма С. а. наиболее действенна, динамична, она создает широкие возможности для реалистического отображения явлений объективной действительности и душевной жизни человека в их внутренней противоречивости и непрекращающемся развитии. Форма С. а. сложилась к середине XVIIIвека и вскоре получила широкое распространение не только в первых частях симфоний, сонат, квартетов, инструментальных концертов, но и в одночастных симфонических поэмах, концертных и оперных увертюрах, а в отдельных случаях и в развернутых оперных ариях (напр., ария Руслана в опере Глинки«Руслан и Людмила»).

Сопра́но (от ит. sopra— наверху, выше) — самый высокий женский голос. С. подразделяется на колоратурное, лирическое и драматическое.

Стиль (в музыке) — совокупность признаков, характеризующих творчество композиторов определенной страны, исторического периода, отдельного композитора.

Стру́нные инструме́нты — инструменты, в которых звук возникает в результате вибрации (колебания) натянутых струн. По способу звукоизвлечения С. и. делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас), клавишные (фортепиано и его предшественники, см. чембало) и щипковые (арфа, мандолина, гитара, балалайка и др.).

Сце́на (лат. scenaот греч. skene— шатер, палатка). — 1. Театральные подмостки, на которых происходит представление. 2. Часть театрального представления, отдельный эпизод акта или картины.

Сцена́рий (ит. scenario) — более или менее подробное изложение хода действия, развертывающегося на сцене в опере, балете и оперетте, схематический пересказ их сюжета. На основе С. создается либретто оперы.

Сюи́та (фр. suite— ряд, последовательность) — название многочастного циклического произведения, в котором части сопоставляются по принципу контраста и обладают менее тесной внутренней идейно-художественной связью, нежели в симфоническом цикле (см. симфония). Обычно С. представляет собой ряд танцев или описательно-иллюстративных пьес программного характера, а иногда — извлечение из крупного музыкально-драматического произведения (оперы, балета, оперетты, кинофильма).

Таранте́лла (ит. tarantella) — очень быстрый, темпераментный итальянский народный танец; размер 6/8.

Те́ма музыка́льная (греч. thema— предмет рассказа) — основная, подлежащая развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной, рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии (см. также лейтмотив).

Тембр (фр. timbre) — специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.

Темп (от ит. tempo— время) — скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Т. обозначается словами: очень медленно — ларго (largo), медленно — адажио (adagio), спокойно, плавно — анданте (andante), умеренно быстро — модерато (moderato), быстро — аллегро (allegro), очень быстро — престо (presto). Иногда Т. определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша». С середины XIXвека Т. обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных длительностей в минуту. Словесное обозначение Т. часто служит названием пьесы или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр., названия частей в сонатном цикле — allegro, andanteи т. д., балетные adagioи др.).

Те́нор (от лат. tenere— держать, направлять) — высокий мужской голос. Т, подразделяется на лирический и драматический.

Терце́т (от лат. tertius — третий) — оперно-вокальный ансамбль трех участников. Другое наименование Т. — трио, используется также для обозначения инструментальных ансамблей с тем же числом исполнителей.

Три́о (ит. trioот tre— три) — 1. В вокальной музыке то же, что терцет. 2. Инструментальный ансамбль трех исполнителей. 3. Средний раздел в марше, вальсе, менуэте, скерцо более плавного и певучего характера; это значение термина возникло в старинной инструментальной музыке, в произведениях которой средний раздел исполнялся тремя инструментами.

Трубаду́ры, труве́ры — рыцари-поэты и певцы в средневековой Франции.

Увертю́ра (фр. ouverture— открытие, начало) — 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке.

Уда́рные инструме́нты — музыкальные инструменты, из которых звук извлекается посредством удара. У. и. бывают: 1) с определенной высотой звука — литавры, колокола и колокольчики, челеста, ксилофон и 2) со звуком неопределенной высоты — тамтам, большой и малый барабаны, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты и т. д.

Факту́ра (лат. factura— букв. деление, обработка) — строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д.

Фанта́зия (греч. phantasia— воображение, вообще вымысел, выдумка) — виртуозное произведение свободной формы. 1. В XVIIвеке импровизационного характера вступление к фуге или сонате. 2. Виртуозное сочинение на темы какой-либо оперы, то же, что транскрипция (лат. transcriptio— переписывание) или парафраза (от греч. paraphrasis— описание, пересказ, перефразировка). 3. Инструментальное произведение, отличающееся причудливым, фантастическим характером музыки.

Фанфа́ра (ит. fanfara) — трубный сигнал, обычно праздничного торжественного характера.

Фина́л (ит. finale— окончательный) — заключительная часть многочастного произведения, оперы или балета.

Фолькло́р (от. англ. folk— народ и lore— учение, наука) — совокупность произведений устного литературного и музыкального народного творчества.

Фо́рма музыка́льная (лат. forma— внешний вид, очертания) — 1. Средства воплощения идейно-образного содержания, включающие мелодию, гармонию, полифонию, ритм, динамику, тембр, фактуру, а также композиционные принципы построения или Ф. в узком значении. 2. Ф. в узком значении — исторически сложившиеся и развившиеся закономерности строения музыкальных произведений, схемы расположения и взаимоотношения частей и разделов, определяющие общие контуры музыкального произведения. Наиболее распространенными являются Ф. трехчастная, куплетная, вариационная, рондо, сонатная, а также Ф. построения сюитного, сонатного и симфонического (см.) циклов.

Фортепиа́но (от ит. forte-piano— громко-тихо) — общее название клавишного струнного инструмента (рояль, пианино), позволяющего, в отличие от его предшественников — клавесина, чембало, клавикорда, получать звуки различной силы. Широта звукового диапазона и динамики, выразительность и красочное разнообразие звучания, большие виртуозно-технические возможности сделали Ф. преимущественно сольным и концертирующим (см. концерт) инструментом, а также участником многих камерно-инструментальных ансамблей.

Фрагме́нт (от. лат. fragmentum— обломок, кусок) — отрывок чего-либо.

Фра́за (греч. phrasis— оборот речи, выражение) — в музыке краткий относительно завершенный отрывок, часть мелодии, обрамленная паузами (цезурами).

Фу́га (ит. и лат. fuga— бег) — одночастное произведение, представляющее собой полифоническое (см.) изложение и последующее развитие одной мелодии, темы.

Фуге́тта (ит. fugetta— маленькая фуга) — фуга небольших размеров, с сокращенным разделом развития.

Хабане́ра (исп. habanera— букв, гаванская, от Гавана) — испанская народная песня-танец, отличающаяся сдержанным четким ритмом; размер 2/4.

Хор (от греч. choros) — 1. Крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою партию. 2. Сочинения для хора, самостоятельные или входящие в оперное произведение, в котором они являются одной из важнейших форм, часто используемых при создании массовых народных сцен.

Хора́л (от греч. choros) — 1. Церковное хоровое пение на религиозный текст, распространенное в средние века. 2. Хоровое или иное произведение или эпизод, основанные на равномерном неторопливом движении аккордами, отличающиеся возвышенно-созерцательным характером.

Хо́та (исп. jota) — испанский народный танец темпераментного живого движения, сопровождаемый песней; размер 3/4.

Ци́кл музыка́льный (от греч. kyklos— круг, кругооборот) — совокупность частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определенном порядке. В основе Ц. лежит принцип контраста. Главные разновидности — сонатно-симфонический Ц., сюитный Ц. (см. симфония, сюита); к числу циклических принадлежат также формы мессы и реквиема.

Чемба́ло (ит. cembalo, claviecembalo) — итальянское название клавесина, предшественника современного фортепиано. В XVII—XVIII веках Ч. входило в состав оперного или ораториального оркестра, сопровождая исполнение речитативов.

Экосе́з (фр. écossaise— «шотландка») — шотландский народный танец быстрого движения; размер 2/4.

Экспре́ссия (от лат. expressio — выражение) в музыке — повышенная выразительность.

Эле́гия (греч. elegiaот elegos— жалоба) — пьеса печального, задумчивого характера.

Эпи́граф (греч. epigraphe— бувк. надпись на памятнике) — заимствованное из литературы фигуральное название начальной музыкальной фразы, темы или отрывка, определяющего собой преобладающий характер, ведущую мысль всего произведения.

Эпизо́д (греч. epeisodion— происшествие, событие) — небольшая часть музыкально-театрального действия; иногда введенный в музыкальное произведение раздел, имеющий характер отступления.

Эпило́г (греч. epilogos от epi — после и logos — слово, речь) — заключительная часть произведения, подводящая итог событиям, иногда рассказывающая о событиях, происшедших спустя некоторое время.

Эпита́фия (греч. epitaphios) — надгробное слово.

Отечественные композиторы Зарубежные композиторы Композиторы и музыкальные деятели КБР
Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Пётр Ильич Чайковский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Порфирьевич Бородин, Александр Сергеевич Даргомыжский, Александр Львович Гурилёв, Анатолий Константинович Лядов, Александр Николаевич Скрябин, Александр Тихонович Гречанинов, Максим Созонтович Березовский, Павел Григорьевич Чесноков, Антон Григорьевич Рубинштейн, Сергей Иванович Танеев, Игорь Фёдорович Стравинский, Дмитрий Борисович Кабалевский, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Альфред Гарриевич Шнитке Георгий Васильевич Свиридов, Арам Хачатурян Исаак Дунаевский Иоганн Себастьян Бах, Антонио Вивальди, Клаудио Монтеверди, Никколо Паганини, Эдвард Григ, Иоганн Штраус, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Йозеф Гайдн, Георг Гендель, Жорж Бизе, Феликс Мендельсон, Фридерик Шопен Франц Шуберт, Роберт Шуман, Ференц Лист, Джордж Гершвин, Карл Орф, Клод Дебюсси, Иоганнес Брамс, Морис Равель, Камиль Сен-Санс … Юрий Темирканов Борис Темирканов Джабраил Хаупа Хасан Карданов Владимир Молов Нихат Османов Трувор Шейблер Заур Жириков Нгуен ван Нам Тамара Блаева Хажбекир Хавпачев Аслан Дауров Мухадин Балов Николай Пахомов Аслан Казанов Юрий Бицуев Мурат Кабардоков (современный композитор, руководитель «Клевер-квартета»)
Современные композиторы (20-21 века)
Александра Пахмутова Никита Богословский Андрей Петров Максим Дунаевский Эдуард Артемьев Микаэл Таривердиев Александр Зацепин Владимир Быстряков Алексей Рыбников Илья Бешевли Игорь Хабаров Ализбар Джон Уильямс Людовико Эйнауди Ханс Циммер Джеймс Хорнер Ян Тьерсен Олафур Арнальдс Ли Ру Ма Филип Гласс Мишель Легран Макс Рихтер Нино Рота Томас Ньюман Александр Деспла Эннио Морриконе Алан Сильвестри Говард Шор Джованни Марради Дастин О’Хэллоран Роберто Каччапалья Йозеф ван Виссем Эрик Вайтакр Вангелис Элизабет Наккарато Фабрицио Патерлини Жульен Маршаль Кейко Мацуи Нилс Фрам Ронан Хардиман Брайан Крейн Джон Шмидт Стивен Шарп Нельсон …….:) ……
           

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: