Раздел 1. Основные компоненты системы национальной безопасности РФ. Система национальной безопасности и система обеспечения национальной безопасности: соотношение понятий

Содержание

Оглавление

Содержание. 2

Введение. 2

Раздел 1. Основные компоненты системы национальной безопасности РФ. Система национальной безопасности и система обеспечения национальной безопасности: соотношение понятий. 4

Раздел 2. Государственная и негосударственная системы обеспечения национальной безопасности РФ.. 10

Раздел 3. Уровни обеспечения национальной безопасности: общегосударственный, региональный и местный. 20

Заключение. 24

Список использованых источников. 26

 

 

 

 

 

Введение

Безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства как от внутренних, так и от внешних угроз. К жизненно важным интересам повсеместно относят всю известную совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает и существование, и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав, свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества заключаются в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержания правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Совокупность удовлетворения всех интересов в полной мере образует понятие «национальная безопасность».

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, значимостью проблемы государственной безопасности России в нынешний период.

Переживаемый государством системный кризис, охвативший почти все стороны финансовой, социально-политической и остальных сторон жизни, поставил под угрозу ее национальную безопасность. Острота проблем безопасности в истинное время настолько велика, что их невозможно оставить без внимания. В настоящей реальности они считаются предметом почти всех дискуссий, политических споров, теоретических исследований. Успешное развитие и само существование России как суверенного государства невозможно без обеспечения ее национальной безопасности. Право не может и не должно оставаться в стороне от решения проблем безопасности государства. Более того, в этом ему должна принадлежать ведущая роль. Как право может способствовать укреплению национальной безопасности России?

Актуальность темы представленного изучения также связана с политическими и общественно-финансовыми переменами внутри самой РФ. Переход Российской Федерации на либерально-демократические ориентиры в социально-политическом развитии выдвинул в число приоритетных задач абстрактное обоснование сохранности персоны, сообщества и страны, стезей согласования их интересов в общественно-политической деятельности.

Цель работы: теоретико-прикладное изучение проблемы конституционно-правовой основы системы национальной безопасности Российской Федерации и выработка на этой основе предложений по совершенствованию конституционного законодательства и практики его применения,рассмотреть основные компоненты системы национальной безопасности в РФ с теоретической точки зрения.

Задачи исследования: дать характеристику основным компонентам системы национальной безопасности, увидеть проблемы, и предложить пути их решения.

 

 

Раздел 1. Основные компоненты системы национальной безопасности РФ. Система национальной безопасности и система обеспечения национальной безопасности: соотношение понятий

Основные компоненты системы национальной безопасности РФ.

Основополагающим документом в области безопасности государства является стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.В соответствии с существующей в России законодательной и нормативно-правовой базой "национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивает конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.[1]

Следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая – это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, а вторая – это система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

Для осуществления политической стратегии государства в области национальной безопасности национальные ценности должны быть выражены в предметной форме. Ее они обретают в национальных интересах.

Под национальными интересами РФ понимается объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. Национальные интересы реализуются во внешнеэкономических, внешнеполитических и военных доктринах, различного рода концепциях, программах и т.д. Для каждого государства существует определенный набор критических параметров, нарушив которые оно утрачивает свою самостоятельность и даже может перестать существовать. Эти критические параметры охватывают области, в наибольшей степени связанные с проблемой выживания, к которым относятся, прежде всего, международные, внутригосударственные политические и социальные отношения, экономика, экология, здравоохранение, культура и др.

На основе национальных интересов соответствующие институты и органы государственного управления вырабатывают и формулируют цели государственной политики, отражающие интересы граждан, общества и государства. Для их осуществления руководство страны вырабатывает и осуществляет специальные меры.

Особое место в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации занимают так называемые "силовые структуры" - специальные силы, посредством которых обеспечивается безопасность в Российской Федерации, в их числе: Вооруженные Силы; федеральные органы безопасности; органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения охраны органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, органы гражданской обороны и обеспечения защиты населения в чрезвычайных ситуациях, а также ряд других органов. Рассмотрим, прежде всего роль "силовых структур" в обеспечении национальной безопасности России.[2]

В Законе РФ "О безопасности" (ст. 8) указывается на два элемента, образующих систему безопасности:

органы государства, общественные и иные организации, а также граждане, принимающие в соответствии с законом участие в обеспечении безопасности;

законодательство, регламентирующее отношение в данной сфере.

Представляется, что необходимым элементом системы безопасности является также третий - концептуальный элемент, представляющий собой исходную теоретическую и политико-организационную основу формирования и развития двух упомянутых выше элементов системы.

Система национальной безопасности Российской Федерации

Концептуальный элемент

Нормативно-правовой элемент

Органы государства, общественные и иные организации, граждане

Системой обеспечения национальной безопасности - организационная система сил, средств, различных организаций, граждан, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.[3]

Система национальной безопасности и система обеспечения национальной безопасности: соотношение понятий система обеспечения национальной безопасности - силы и средства обеспечения национальной безопасности. Под системой обеспечения национальной безопасности мы будем понимать специально созданную в стране совокупность взаимодейс­твующих субъектов, их официальных взглядов, концепций и доктрин, за­крепленных соответствующими правовыми нормами, а также сил, средств, способов и направлений, гарантирующих качественную определенность со­циума, его структур и институтов в параметрах надежности существования и устойчивости развития посредствам исключения опасностей и угроз[4]. Таким образом, современная СОНБ Российской Федерации является постоянно изменяющейся системой, которую необходимо совершенствовать на основе развивающегося законодательства. Прежде всего необходимо разработать Федеральный закон (Федеральный конституционный закон) "О национальной безопасности Российской Федерации", в котором на уровне закона определить национальную безопасность (ее виды) и другие основные понятия, прокурорский надзор за законностью деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности, роль общественных объединений и граждан.

Цель системы обеспечения национальной безопасности состоит в том, чтобы создать механизм, позволяющий вырабатывать политику и стратегию государства и общества в этой области и реализовывать ее в конкретных функциях сил, отдельных органов и лиц. В самом общем виде формирование

в государстве системы обеспечения национальной безопасности служит для противодействия угрозам национальным интересам. Параметры такой системы – надежность, обеспечивающая выполнение целей системы в полном объеме; разумная достаточность сил и средств, ограниченная возможностями государства формировать и содержать систему; соответствие органов, сил, средств, принципов системы ее функциональному предназначению (целям).[5]

Система обеспечения НБ включает в себя соответствующие организационные структуры, которые имеют определенные связи и отношения и обеспечивают выполнение целевых задач.

Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрали-зации;

- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безо-пасности;

- управление силами и средствами обеспечения безопасности в повсе-дневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление системы мер по восстановлению нормального функ-ционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в ре-зультате возникновения чрезвычайной ситуации;

- участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Компоненты системы национальной безопасности отражают основные связи структурных компонентов, возникающие в процессе ее функционирования. Среди них можно выделить:

- организаторский - реализацию какого-либо управляющего воздействия на элементы системы с целью придания согласованности действиям;

- коммуникативный - установление целесооб­разного взаимодействия между структурными компонентами системы в процессе ее функционирования при помощи передачи информации;

- конструктивный - отбор и композиционное построение воздействия на систему на каждом этапе достижения целей, а также определение особенностей деятельности по обеспечению конкретного вида безопасности в конкретных исторических условиях;

- проектировочный, включающий программирование и прогнозирование деятельности для достижения целей системы включаю­щий программирование и прогнозирование деятельности для достижения целей системы;

- гностический - накопление и анализ новых знаний.

Основные принципы обеспечения НБ:

- законность;

- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению НБ;

- интеграция с международными системами безопасности;

- единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

- сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: