Схема управления проектом
Управление проектом | ФИО ответственных |
Ответственные за создание и защиту проекта | Малиновский Артем Иванович, 9 класс, объединение «Юный эколог-краевед» |
Ответственные за подготовку проекта | Учащиеся объединения «Юный эколог-краевед» |
Координатор проекта | Толстенко Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования |
Реализация проекта | Учащиеся объединения «Юный эколог-краевед», учащиеся МБУ ДО «Станция юных натуралистов», обучающиеся МБОУ «Верхососенская СОШ», учителя, педагоги, жители села Верхососна, города Бирюч |
Партнёры проекта
Партнёры | Роль в проекте |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района | Информирование |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхососенская средняя общеобразовательная школа» | Пункты сбора батареек |
Местные жители | Непосредственное участие |
Модельный Дом культуры села Верхососна | Пункты сбора батареек |
Заместитель главного редактора газеты «Знамя труда» Тимашова Ж. Е. | Освещение в прессе |
План мероприятий по реализации проекта
№ | Мероприятия | Ответственный |
I. Подготовительный этап | ||
Изучение проблемы «Вред, который наносят природе обычные батарейки» | учащиеся объединения «Юный эколог-краевед», руководитель объединения | |
Подбор информационного материала: - Что находится внутри батарейки и как она работает? - Разумно ли выбрасывать батарейки? - Как правильно поступать с использованными батарейками? - Как перерабатывают батарейки? | учащиеся объединения «Юный эколог-краевед», руководитель объединения | |
Опрос учащихся, педагогов, родителей и местного населения | учащиеся объединения «Юный эколог-краевед» | |
Решение проблемы утилизации использованных батареек: Изготовление контейнеров для сбора батареек | учащиеся объединения «Юный эколог-краевед» | |
II. Основной этап | ||
Беседы с обучающимися: «Знакомьтесь, батарейка!» Чем опасно попадание веществ из батарейки в организм человека? Путешествие батарейки Технология переработки батареек | Толстенко Светлана Николаевна, Малиновский Артем, | |
«Батарейка в ваших руках» «Опасность тяжелых материалов» | Кирилова Алина, Поздняков Никита | |
Изготовление и распространение закладок, календарей, листовок, буклетов | Учащиеся объединения «Юный эколог-краевед» | |
Проведение конкурса и выставки рисунков «Как помочь Ежику» | Толстенко Светлана Николаевна | |
Подготовка статей в СМИ | Толстенко Георгий | |
III. Заключительный этап | ||
Подведение итогов о реализации проекта: «Сдай батарейку – спаси Ёжика»: сколько утилизировано батареек, как мы помогли природе. | Учащиеся объединения «Юный эколог-краевед» |
Смета расходов
№ п/п | Цена (в руб.) | Количество | Сумма (в руб.) | |
Бумага | ||||
Краски | ||||
Пластиковые банки | - | - | ||
Заправка картриджа | ||||
Двусторонний скотч | ||||
Клей | ||||
ИТОГО |
Реализация проекта
На первом этапе нами была изучена проблема «Вред, наносимый природе».
Батарейки или, как их ещё называют, элементы питания, обычно начинают свою жизнь в каком либо телефоне, другом бытовом приборе, но заканчивают свой путь в мусорном ведре. И не многие знают вред, который наносит обыкновенная пальчиковая батарейка, неразумно выкинутая в мусорное ведро. Изучив литературу по данной теме, мы узнали, что, на лампочках и батарейках имеется знак, предупреждающий, что они подлежат утилизации особым способом. Об этом должен знать каждый. Батарейки бывают разных видов, и каждая из них может навредить природе: зайцам, дождевым червям, ежикам… Мы выбрасываем бумагу, пластик, стекло, остатки металлов в мусорную корзину и их отправляем на свалку, сами не понимая насколько это опасно.
Захоронение и сжигание - не лучшие способы борьбы с мусором.
А ведь на упаковке многих товаров встречаются знаки экологической маркировки. Мало кто обращает на это свое внимание. Беспечно выброшенная в мусорное ведро батарейка попадает на свалку, где каждое лето с другим мусором возгорается и тлеет, с клубами дыма выпуская тучи ядов. Если же не сгорела, то спустя несколько недель, металлический корпус её ржавеет и яд попадает в почву и в воду. Это представляет основную опасность для окружающей среды.
Знак «Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт по утилизации» указывает на необходимость отдельного сбора и выброса использованных источников питания (батареек и аккумуляторов), содержащих некоторые опасные вещества, в том числе ртуть, кадмий, свинец.
Известно, что одна пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами около 20 куб.м. почвы или 400 л грунтовых вод. В лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей.
Изучив такую информацию, перед нами стал вопрос: А что знают взрослые о данной проблеме?
Нами был проведен соцопрос родителей, педагогов и местного населения, мы задавали следующие вопросы:
1) Количество батареек у вас дома?
2) Как вы утилизируете батарейки?
3) Знаете ли вы, как правильно утилизировать батарейки?
Данные опроса показали, что:
- за полгода в каждой семье накапливается от 10 до 30 батареек, да плюс ещё и на работе до 10 батареек;
- 95% опрошенных взрослых выбрасывают их с обычным мусором, а 5% знают, что батарейки нельзя выбрасывать просто так, но они не знают куда;
|
Удивило и то, что большинство опрошенных не слышали о вреде батареек и не задумывались о данной проблеме. А вот о специальных контейнерах слышали единицы.
Мы задали те же вопросы и обучающимся нашей школы и Станции юннатов. Ответы наших сверстников удивили ещё больше: большинство из опрошенных не знают, что батарейка может нанести какой-либо вред природе, не говоря уже о человеке.
Проанализировав данные опроса, решили, что проблема актуальна на сегодняшний день, и её необходимо решать.
Прежде чем приступить к действиям обратились к директору Станции юннатов Литвиновой Наталье Николаевне с просьбой помочь в реализации проекта. Учащиеся объединения «Юный эколог-краевед» составили коллективное обращение к директору МБОУ «Верхососенская СОШ» и директору Верхососенского сельского модельного Дома культуры (далее – Дома культуры), с просьбой разрешить установить на базе школы и Дома культуры самодельные контейнеры для сбора использованных батареек. (Приложение 1)
После того как получили одобрение от администрации начали реализовывать наш проект на практике. Совместно с педагогом изготовили контейнеры для сбора батареек, напечатали буклеты, объявления, сделали закладки для книг. (Приложение 2)
Наш руководитель, Толстенко С.Н., выступила с сообщением на педагогическом совете, на родительском собрании, и довела до сведения взрослых полученную нами информацию. (Приложение 3) Таким образом, они узнали, что: «Одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!».
В свою очередь учащиеся объединения провели беседы с учащимися других объединений, обучающимися начальных, средних и старших классов Верхососенской школы, рассказали о том, какой вред наносят батарейки природе и нам, людям (Приложение 4); поместили объявление, плакаты и пластиковый контейнер для сбора отработанных элементов питания в рекреации Станции юннатов, школы и Дома культуры. Буклеты, листовки раздали не только детям, но и местному населению. (Приложение 5) Был проведен конкурс рисунков «Как помочь ежику». (Приложение 6)
Чтобы привлечь внимание к данной проблеме поместили информацию на сайте нашего учреждения. https://vk.com/al_feed.php (Приложение 7)
Весь процесс реализации проекта освещался в средствах массовой информации. (Приложение 8)
В газете нашего учреждения «Зеленый остров», а затем и в районной газете Знамя труда поместили заметку «Спаси ежика», в которой обратились к жителям нашего города и района поддержать нас, не выбрасывать в мусор отработанные батарейки. Мы предложили всем вместе участвовать в сохранении окружающей среды. Хотелось бы, чтобы для каждого человека эта фраза стала девизом: «Лучше сделать мало, чем не сделать ничего».
Как бы ответом на нашу статью в районной газете вышла еще одна – «Специальная утилизация» (Приложение 9), где указывались адреса установленных пунктов сбора отработанных энергосберегающих ламп, батареек и ртутных термометров на территории центральных округов в городском и сельских поселениях нашего района. И это наша реальная победа - практическое решение проблемы на уровне города и района. Изучив эту статью, уточнили информацию: оказалось, что специализированный контейнер конкретно для батареек установлен только в городе Бирюч. (Приложение 10) По селам установлены контейнеры для сбора термометров и лампочек.
Положительным результатом и стимулом для дальнейшей работы учащихся объединения стало активное включение в проект жителей города. (Приложение 11). Радует и то, что, п о мнению губернатора (об этом мы узнали из Интернета), сдавать старые лампы и батарейки жители Белгородской области должны там же, где их и покупали, а также через систему управляющих компаний.
Основная часть работы над проектом была направлена на активизацию внимания окружающих к проблеме загрязнения окружающей среды.
Над контейнером вывесили плакаты «Сдай батарейку и спаси Ёжика», где каждый, кто сдал батарейку, мог «спасти» - разместить на плакате ёжика, крота или дерево. (Приложение 12) Под плакатом поместили лист, где отмечали, сколько «ежиков» спасли пропорционально сданным батарейкам.
В мае месяце 2017 года приняли участие во Всероссийском конкурсе детского экологического плаката, проводимого в рамках Акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»» со своим плакатом «Большое путешествие маленькой батарейки» (Приложение 13)
В период реализации нашего проекта постарались собрать как можно больше информации о том, где можно сдать батарейки в Белгородской области, и во что они смогут превратиться после переработки.
В Белгородской области приём и утилизацию ртутьсодержащей продукции ведут две компании: ИТЦ в Шебекино и «СпецЭнергоМонтаж» в Волоконовке. А вот утилизатор использованных батареек в России единственный - челябинская компания «Мегаполис - ресурс».
В Белгородской области до недавнего времени действовало шесть пунктов сбора отработанных батареек: в кинотеатре «Русич» и пяти магазинах «Эльдорадо». В настоящее время действует единственный пункт (Приложение 14):
Компания | Адрес | Телефон |
«МЕГА ГРИНН» | г. Белгород, пр-т Богдана Хмельницкого, 137Т | +7 (472) 27-87-200 |
Результаты нашего проекта:
• собрано 510 батареек;
• спасено от загрязнения тяжелыми металлами около 10200 м3 почвы или 204000 л грунтовых вод;
• спасено 1020 деревьев, 510 ежиков, 1020 кротов и несколько тысяч дождевых червей;
• установлены самодельные специальные контейнеры в Верхососенской средней школе, на Станции юннатов, в Верхососенском модельном Доме культуры;
• проведено 15 бесед с обучающимися и 2 - со взрослыми;
• создано и распространено 50 листовок, 100 закладок;
Для утилизации батареек было решено использовать спецконтейнер, который расположен в городе Бирюч. (Приложение 15)
Проект завершился, но работа по данной проблеме не закончилась: наполненные контейнеры (пластиковые бутылки) нами были освобождены, но они останутся стоять там, где стояли, желающие могут приносить использованные батарейки и сдавать их нам, тем самым будем продолжать формировать у детей и родителей ответственное отношение к природе.
Выводы:
Реализация проекта охватила весь коллектив МБОУ «Верхососенская СОШ», МБУ ДО «Станция юных натуралистов», Верхососенского сельского модельного Дома культуры, сблизила педагогов, родителей и детей. В свою очередь родители обучающихся привлекли к этой акции своих коллег, соседей. Все участники проекта активно обсуждали проблему дома в кругу семьи. Спасти планету - это глобальная проблема не совсем понятная, а спасти какого-либо животного - это актуально.
Я надеюсь, что реализация данного проекта позволит обучающимся, педагогам, родителям и жителям села Верхососна, города Бирюча, а возможно и жителям всего Красногвардейского района стать ближе к живой природе, поможет сформировать осознанное отношение к окружающей среде.
Список использованных источников
1. Чумакова И., Кольовска А. Батарейка в ваших руках: Методическая разработка игровых интерактивных занятий для школьников / Инга Чумакова, Алина Кольовска (при участии Лидии Беляевой и Веры Горбуновой). - М: Центр экономии ресурсов, 2016. - 48 с.
Приложение 1
Директору