Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Философия»

1. Роль философии в формировании и развитии европейской культурной традиции. Мышление и рефлексия.

2. Миф как древнейшая форма сознания и мышления человека. Основные концепции мифа в науке 19-20 го веков. Миф как «похищение языка» в «Мифологиях» Р.Барта

3. «От мифа к логосу». Общая характеристика античной философии, мифо-поэтические предпосылки ее возникновения и развития.

4. Что значит «мыслить по-гречески?». Натурфилософия и ее место в развитии античной философии: Милетская школа, диалектика Гераклита, Элейская школа, атомистика Демокрита (по выбору)..

5. Система объективного идеализма Платона. Характеристика диалога Платона «Апология Сократа».

 

6. Учение Платона об идеальном государстве и его роль в развитии европейской социально-политической мысли.

 

7. Философия Аристотеля, учение об энтелехии.

 

8. Проблема человека в философии эпохи эллинизма. Неоплатонизм о Бытии и духовном мире человека.

 

9. Основные особенности и проблемы философской мысли Средневековья.

 

10. «Исповедь» Аврелия Августина о самопознании, Боге и человеке. Основные принципы христианской антропологии.

 

11. Схоластика. Фома Аквинский о доказательствах бытия Бога.

 

12. Закат Средневековья. Возрождение: Принцип гуманизма как предпосылка европейского мышления Нового времени. Реформация: проблема спасения.

13. Истоки мышления эпохи Нового времени. Философия Ф. Бэкона о научном познании, его методах и роли в развитии общества. «Новый Органон».

 

14.. Философия Р. Декарта. Принцип методического сомнения и «Cogito - ergo sum».

 

15. Полемика эмпиризма и рационализма в европейской философии 17-18 веков.

 

16. Философия Просвещения.

 

17. Общий замысел критической философии И. Канта. Основные задачи критики познания.

 

18. Зачем нужна история? Историческое объяснение и телеологическая метафора. /По работе И.Канта «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане»/.

19. Трансцендентальное единство апперцепции, антиномии чистого разума и проблема субъекта исторического развития.

20. Категорический императив и принцип автономии воли.

 

21. Система объективного идеализма Гегеля.

 

22. «Феноменология духа» Гегеля, диалектика раба и господина.

 

23. Проблема непрерывности исторического развития в немецкой классической философии.

 

24. Проблема исторического развития в философии К. Маркса. Соотношение идеологии, истины и власти в классическом марксизме.

 

25. Ф. Ницше о становлении, воле к власти, сверхчеловеке в истории западного человека..

26. Проблема истории человека в психоанализе З. Фрейда. Психоанализ как «наука о смысле».

 

27. Формирование предпосылок современной философии в творчестве К. Маркса, Ф. Ницше и З. Фрейда.

 

28. Основные черты и направления русской философии 19-20 веков.

 

29. Антропологический поворот в философии 20 -го века.

 

30. Социальное действие: проблема соотношения истории и психологии. /по М. Веберу/.

 

31. Человек и власть. Легитимация господства. Типология господства.

 

32. Рационально-бюрократическое господство как идеальная машина управления.

 

33. Общество в пространстве транзита от «идеальной машины управления» к клиники власти.

 

34. Дисциплинарные пространства повседневности: от принуждения к признанию и самоконтролю.

 

35. Рационализация и целе-рациональное действие. Исторические истоки европейской культурной традиции, человека европейского типа: римское право, греческая логика, христианский аскетизм.

 

36. Работа и призвание. / по работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера/.

 

37. Проблема происхождения человека и общества. Современные представления о начале человеческой истории.

 

38. Человек как продукт труда и коммуникации. «Я» и «Другой»: диалектика признания.

 

39. История человека и смысл техники.

 

40. Речь, Язык и Дискурс. «Лингвистический поворот» в современной философии.

 

41. Основные направления философии языка: герменевтика, философия «обыденного языка», психоанализ.

 

42. Язык и понимание в герменевтике Г. Г. Гадамера. Лирическое стихотворение как парадигма языка.

 

43. Философия языка Л. Витгенштейна. Значение как употребление языка. Концепция «языковых игр» и «семейных сходств» в философии языка Л.Витгенштейна.

 

44. Значение как употребление языка. Концепция «языковых игр» и «семейных сходств» в философии языка Л.Витгенштейна.

 

45. Л. Витгенштейн о достоверности как языковой игре (по работе «О достоверности»)

46. Концепция неопределенности значения в психоанализе. Речь и желание. Проблема происхождения и развития сознания.

 

47. Проблема происхождения языка и речи. От высказывания к тексту.

 

48. Целе-рациональное действие и «книжная чувственность». Процесс «разволшебствования мира» в истории европейской культуры.

 

49. Истоки, структура, динамика субъективной жизни человека в информационном обществе. Отчуждение, идентификация, субъекция.

 

50. Массовая культура как производство желания. Феномен мифа в условиях массовой культуры.

 

51. Труд и производство в эпоху общества потребления и массовой культуры. От подделки к симуляции (по работе Ж. Бодрийяра «Символический обмен и смерть»).

52. Основная проблематика работы Р. Барта «Мифологии». Почему в названии «Мифологии» Р. Барт использует множественное число?

 

53. Проблема истоков символического. Р. Барт о культурно – исторических механизмах мифологизации лица человека. (См.: «Лицо Греты Гарбо»)

 

54. Наука как феномен культуры. Наука и техника. Научно-технические перспективы европейской цивилизации.

 

55. Общая характеристика работы М. Хайдеггера «Европейский нигилизм». Значение работы М.Хайдеггера «Европейский нигилизм» для понимания европейской истории.

 

56. Проблема переоценки ценностей в европейской философии. Феномен обесценивания мира, жизни и человека. Отчуждение, аномия и депрессия в эпоху переоценки ценностей. (по работе М. Хайдеггера «Европейский нигилизм»).

 

57. Хайдеггер о философии Ф. Ницше. Сущность и происхождение нигилизма. Три условия возникновения, три формы нигилизма (по Ф. Ницще).

58. Франкфуртская школа о фундаментальной неудаче европейской истории

 

59. Герменевтика исторического опыта (по работе Г. Г. Гадамера «Введение к работе Мартина Хайдеггера «Исток художественного творения»)

 

60. Трансформация форм отчуждения человека в информационном обществе: критика логоцентризма в грамматологии Ж. Деррида.

 

61. Эстетическое сознание. Произведение искусства как трансисторический феномен. Проект исторической герменевтики Г. Гадамера.

 

62. Особенности цивилизационного процесса в России.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: