Что такое «Хисаб»? Что такое «Каусар»?

Речь идет об определении тяжести деяний на весах.

От Ибн Габбаса (р.А.а.) передается, что он сказал: «Праведные и греховные деяния будут взвешены на весах, обладающих языком и двумя чашами, на которые и будут положены деяния[139]…» Что же касается необязанных «гайр мукаллаф», то они будут оценены по познанию (Аллаха. – п.п.). Многие аяты Корана указывают на существование весов, например, Аллах сказал: «И по справедливости в тот день будут взвешены [деяния людские]: те, чья чаша весов перетянет, окажутся в выигрыше» (7:8), «Тогда тот, чья чаша [добрых деяний] перетягивает на весах[140], будет благоденствовать, тому же, чья чаша [добрых деяний] на весах окажется легче, пристанищем будет [адская] пропасть» (101:6 – 9), «И те, у кого на весах перевесит [чаша добрых деяний], – они и будут спасены [от ада]. А те, у кого на весах [чаша добрых деяний] окажется легкой, сами навредили себе [и потому] пребудут вечно в аду» (23:102 – 103).

По этому поводу также есть множество хадисов. Например, в одном из них, переданном Анасом (р.А.а.) сказано: «Я попросил у Пророка (с.а.с.) заступиться за меня в Судный день, и он ответил: «Я сделаю это». Я спросил: «О Посланник Аллаха, а где же мне тебя искать?» Он ответил: «Ищи меня у Сырата», я спросил: «А если я тебя там не найду?» Он ответил: «Тогда ищи меня у Весов». Я спросил: «А если я и там тебя не найду?» Он ответил: “Тогда ищи у Пруда, я обязательно буду в этих трех местах”»[141].

Му‘тазилиты отвергают Весы и говорят: «Во-первых, деяния являются акциденциями, их невозможно возвратить, поскольку они имеют завершение[142]. Во-вторых, даже если признать возможность воссоздания деяний, то их не возможно взвесить, поскольку они не характеризуются тяжестью и легкостью. В-третьих, эти деяния известны Аллаху, поэтому их взвешивание было бы лишь пустой забавой».

На эти сомнения можно ответить следующим образом: «Во-первых, взвешены будут не сами деяния, а книги, в которых они записаны, а, как известно, книги могут быть охарактеризованы как легкие и тяжелые. Во-вторых, Аллаху не сложно придать деяниям тяжесть и легкость. В достоверном предании сказано о том, что в Судный день будет приведена смерть в образе белой овцы, которую заколют между Раем и Адом. В других преданиях сообщается о том, что деяния будут созданы в образе тел, имеющих массу, и люди понесут их на своих спинах. Аллах по этому поводу в Коране сказал: «Когда же внезапно постигнет их [Судный] час, они воскликнут: “О горе нам за то, чем мы пренебрегли в этом мире!” Они понесут ноши своих [деяний] на спинах. И как скверно то, что они понесут!» (6:31). В-третьих, да, Аллаху известны человеческие деяния, но несмотря на это их взвешивание не является пустой забавой, оно имеет свою мудрость[143]. Незнание нами этих мудростей еще не говорит о том, что это является пустой забавой[144]. Кроме того, природа человека такова, что он нуждается в разборе причин и следствий. Поэтому мудрость Аллаха заключается в том, чтобы представить человеку его деяния, чтобы он воочию увидел их результаты, так же как земледелец видит плоды своего труда. Тогда человек лично убедится, что получил достойное воздаяние. Было бы недостаточным, если бы человеку сказали: «Аллах знает твои деяния, а это воздаяние за них». Такова мудрость взвешивания, тем более что при этом в качестве свидетелей будут выступать и органы человека. В Коране по этому поводу сказано: «И они спросят свою кожу [и прочее]: “Почему вы свидетельствовали против нас?” Те ответят: “Нас заставил говорить Аллах, который дарует речь всему сущему”» (41:21).

Му‘тазилиты комментируют этот аят как абсолютную справедливость во всем. Мы же говорим, что такая трактовка далека от истины, на это указывают предыдущие священные тексты, от Ибн ‘Аббаса (р.А.а.) и Анаса (р.А.а.)».

Будут ли взвешены деяния неверных?

По этому поводу существует два мнения. Одни заявляют, что их деяния не будут взвешены, поскольку они неуспешны. В Коране по этому поводу сказано: «Тщетны их деяния, и в День воскресения Мы не отпустим [на весах справедливости] им никакого веса» (18:105). Другие, их мнение более приемлемо, считают, что их деяния тоже будут взвешены, что же касается предыдущего аята, то, по их мнению, речь идет о том, что Аллах не отпустит им никакого полезного веса

По этому поводу есть разногласие, идет ли речь о пруде в месте стояния или же речь идет о пруде в Раю? Подводя итог, мы можем сказать, что будет два пруда, один в месте стояния, а второй в Раю.

Существование этого пруда подтверждается словами Аллаха: «Воистину, Мы даровали тебе [Мухаммад] изобилие» (108:1). Известно, что ал-Каусар – это благо в изобилии, в данном случае речь идет о личном пруде Посланника Аллаха (с.а.с.). Также наличие пруда подтверждается словами Посланника Аллаха (с.а.с.): «Протяженность мое пруда равна месяцу, его углы равные, вода белее молока, запах приятнее миска, кубков при нем больше, чем звезд на небе, кто выпьет из этого пруда, тот никогда не будет жаждать»[149].

Из этого пруда смогут попить только верующие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: