Характеристика функционального стиля научной и технической литературы

 

Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследова-ния фактов действительности. Для того чтобы рассуждение было убедитель-ным, мысли должны располагаться в такой последовательности, при которой одно положение вытекало бы из предыдущего и подготовляло бы к понима-нию последующего. Такой способ выражения исключает эксплицитную (вы-раженную) эмоциональность и образность.

 


Язык науки нужен, чтобы описывать результаты исследований, обсуж-дать их и доказывать их истинность, т.е. передавать информацию и убеждать в ее объективности. Для этого необходимы языковые средства, раскрываю-щие движение мысли, подчеркивающие логичность и точность мышления, делающие мысль строго аргументированной.1

Клише в тексте научной работы 2

 

При написании курсовых и квалификационных работ могут быть ис-пользованы следующие стандартные выражения:

 

в документе (статье,монографии,коллективной монографии,книге,брошюре, сборнике, работе, этом произведении);

в первой (второй,третьей,этой,данной)главе(документа,статьи,мо-нографии);

в первом ( втором,третьем,этом,данном)разделе,параграфе(книги,брошюры, сборника);

 

анализируется/ются (какая)проблема,теория,эволюция,развитие,структура, деятельность, природа, воздействие, метод, круг проблем; про-блема, теория, эволюция, развитие, структура, деятельность, природа, воз-действие, метод, круг проблем (чего); основные проблемы, такие проблемы, как, такие теории, как, различного рода взгляды, (характерные) рассуждения, особенности, (основные) закономерности, направления, (главные) тенденции; структура и деятельность, факторы, принципы, причины, результаты, итоги, факты, методы способы (чего);

 

дается/ются теория, (общая)постановка проблемы,полный анализ,теоретическая основа, интерпретация, истолкование, попытка (подробного) истолкования, (теоретическое) объяснение, (научное) освещение, (подроб-ное) описание, (теоретическое) обоснование, (научное) определение, дефи-ниция (чего), понятие (о чем), классификация, (полное) представление (о чем), критика, (критическая) оценка, (сравнительная, поэтапная, краткая, полная) характеристика, характеристика основных черт, (аргументирован-ный) отпор, (краткий, подробный) очерк, (краткий, обстоятельный, деталь-ный, исчерпывающий, хронологический, критический) обзор, (обобщающая) картина, (огромный) материал, ряд (ценных) данных, (научно обоснованный) ответ, обобщение, заключение, принципы; результаты, (теоретические) осно-вы, примеры, (некоторые) рекомендации;

 

излагается/ются теория,история(возникновения,формирования,за-рождения, развития, создания), предмет, метод, методика исследования, со-держание, план; проблемы, такие проблемы, как; (основные) положения,

 

 

1 См. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной рабо-ты: Учебное пособие. М.: Русский язык, 1997. С. 41-49.

2 Использованы модели, предлагаемые в кн.: Винниченко Т.В., Петрова Т.В. Курсовая и квалифика-ционная работа в вузе: Учебно-методические рекомендации. Архангельск: Изд-во Поморск. ун-та, 2006. С.

35-41.

 


правила, принципы, идеи, (общие) идеи, категории, основы теории, взгляды, задачи исследования, цели исследования, причины.

 

исследуется/ются проблема,вопрос,комплекс вопросов,процесс,влияние, взаимодействие, зависимость, применение; проблемы, вопросы происхождения, исторические корни, процессы, свойства, явления, случаи, (новые) материалы и документы;

 

классифицируются факты;

 

обосновывается/ются (выдвинутая)гипотеза,теория,данное положе-ние, круг проблем, необходимость, тезис; взгляды, выводы, способы, методы.

 

обобщается/ются опыт;выводы,данные,не только данные,но и мате-риалы, полученные) результаты, (некоторые) явление, частные случаи. Опи-сывается/ются теория, метод, методика, способ, система, ход, явление, ряд фактов, (основные) закономерности, особенности, виды, результаты, свойст-ва, принципы, факты.

 

освещается/ются проблема, (широкий)круг проблем,теория.Данныйвопрос, основная) закономерность, принцип, метод; (общие, некоторые) про-блемы, аспекты, теории, основные закономерности, принципы, цели, задачи, формы, методы.

 

показывается/ются (творческий)характер, (основная)идея, (важная)роль, огромное значения, влияние, сущность, теоретическая недостаточность, возможности и результаты, подвергается критике теория, рассмотрению, изучению, анализу; критике характерные представления, критике концепции, анализу результаты.

 

приводится/ятся (обширный статистический)материал,анализ,харак-теристика, исследование; сведения, данные, факты, примеры, доказательства, результаты.

 

разбирается/ются проблема,вопрос,пример,явление; (основные)на-правления, тенденции.

 

раскрывается/ются проблема,ряд проблем,содержание,сущность,суть; (основные, коренные) положения, проблемы.

 

рассматривается/ются проблема,теория,вопрос,сущность,метод,определение, принцип, зависимость, значение, частный случай, пример; за-кономерности, основные принципы, тенденции и направления, особенности категории; правила, факторы, (способствующие, обуславливающие) свойст-ва, основы, данные, выводы, (два, три) этапа, место и роль.

 

содержится/атся изложение теории,критика анализ; (основные)по-ложения, принципы, закономерности, результаты.

 

сопоставляются полученные данные,результаты,факты,возможно-сти, точки зрения, понятия.

 

характеризуется/ются исследование,сущность,состояние,ряд про-блем; основные направления; предмет, место и задачи; свойства, возможно-сти, результаты.

 

устанавливается/ются закономерность,закон,тенденция, (новое)по-нятие, основные, закономерности, законы, критерии, следующие положения.

 

 


Способы выражения отношения к рассматриваемой проблеме:

 

Рассмотрим позицию (кого); Важное (фундаментальное, теоретическое) значение (весомый вклад,

 

актуальная значимость) достоинства видятся в...

 

Убедительные доводы; интересны соображения;

 

Одна из удачных попыток (описаний, решений)

 

Нельзя не согласиться, нельзя не упомянуть, вслед за А.А. Ивановым...

 

Во многом верно (особенно интересно, точно) замечено; Не совсем полно (точно, убедительно); не достаточно разработано; достаточно спорно; иначе рассматривается (трактуется); не учитывается;

 

Нет достаточных оснований; иное понимание; Сопоставим позиции (кого);

 

С других (иных) позиций рассматривается; с других (иных) позиций подходит к...

 

Осталось за пределами описания; Критически рассматривая взгляды (кого), отметим;

 

разбирая взгляды (кого), в частности заметим (что); сопоставив различные точки зрения, далее изложим свой подход (к чему).

 

Ссылки на высказывания, имена, источники:

 

Как полагает (считает, утверждает, высказывается А.А. Иванов: «...» [ссылка];

 

по мнению (мысли) А.А. Иванова: «...»[ссылка]; эта мысль выражена (высказана, изложена) А.А. Ивановым: «...» [ссыл-

 

ка];

этой позиции придерживаются многие исследователи [ссылка].

 

Ссылки на предыдущее или последующее высказывание:

 

Как было сказано (показано, упомянуто, отмечено, установлено, полу-чено, обнаружено);

 

Как будет сказано (показано, упомянуто, отмечено, установлено, полу-чено, обнаружено);

 

Как говорилось (указывалось, отмечалось, подчеркивалось) выше; Согласно (сообразно, соответственно) этому; В связи с вышеизложенным; с учетом вышеизложенного необходимо (что);

 

Далее будет сказано, от чего зависит (что); будут исследованы вопросы, которые; Будем исходить из того, что;

 


вопрос о (чем) следует освещать в контексте (чего); В соответствии с этим, в связи с этим.

 

Иллюстрация сказанного:

 

Данный тезис подтверждается, например, тем, что; этот тезис проиллюстрируем (чем); Примером может служить; примером (чего) могут служить (что);

 

Приведем данные, наглядно показывающие, как; Например, так, в качестве примера;

 

такой как (например); приведем несколько примеров;

 

На конкретных примерах покажем возможности (чего); На примере (чего) покажем, как; на большом фактическом материале покажем;

 

обобщив многочисленные примеры, покажем; приведенные данные наглядно показывают, как;

 

Свои рассуждения проиллюстрируем следующими примерами (факта-

ми);

 

Это положение подкрепляется, в частности, (чем); этот вывод подкрепляется анализом (чего); о чем можно судить, что очевидно.

 

 

Введение новой информации:

 

Рассмотрим следующие случаи; коснемся следующих проблем; Затронем также вопрос (о чем); приведем доказательства (чего); Раскроем понимание (чего); Выявим объективные причины (чего); коснемся различий (чего);

 

Выделим следующие основные черты (чего); Выделим (2, 3, 4) периода (чего, в чем); Соответственно, мы видим свою задачу в том, чтобы; Выделим (выявим) следующие особенности (чего);

 

Последовательно рассмотрим предпосылки (чего, для чего); Остановимся подробно на таких проблемах, как; основные преимущества этого метода;

 

Характеризуя данную классификацию, рассмотрим вопрос (о чем), от-метим, что;

 

Некоторые дополнительные замечания; кратко изложим историю (чего);

 

Завершим главу (параграф) рассмотрением чего;

 


выделим две основные тенденции (чего); Подробно остановимся на разработке (чего); прослеживая особенности (чего), отметим, что;

 

В работе проведена следующая классификация (чего); классифицируем (что, по чему):

 

Сделаем следующее замечание; исходя (из чего), рассмотрим (что) с точки зрения; Касаясь (чего), покажем (что); опираясь (на что), исследуем (что);

В заключение кратко разберем (что);

 

несколько слов о перспективах исследования.

 

Привлечение внимания, подчеркивание:

 

Анализ (чего) следует сфокусировать на рассмотрении (чего); Следует акцентировать внимание (на чем); акцентируем внимание (на чем); Основное внимание следует уделить (чему), выявлению роли (чего); Здесь подчеркнем, что; подчеркнем важность (чего);

 

Подчеркивая актуальность (чего), обратим внимание (на что); Отмечая (что), подчеркнем (что); говоря (о чем), выделим (что);

 

Останавливаясь (на чем), подчеркнем (что); подробно остановимся (на чем);

 

При этом, учитывая (что), особое внимание уделяем (чему);

 

В данной (этой) связи выделим (что), коснемся (чего);

В связи с этим особое внимание следует уделить (чему);

В частности, следует обратить внимание на то, что;

 

(Какую) проблему, вопрос (о чем) следует рассмотреть отдельно; Отметим сложность и противоречивость (чего); Необходимо различать два (три) основных значения (чего); здесь нужно подчеркнуть, что; В частности, выделим значение (чего);

 

под (чем) будем подразумевать (что);

 

Обобщение, вывод:

 

Проведенный (во 2 главе, в 3 параграфе) анализ приводит к выводу о том, что;

 

Завершим главу (параграф) рассмотрением, анализом, характеристикой (чего);

 

Исследуя (что), приходим к выводу, что; на базе анализа (чего) приходим к выводу, что;

 

Это позволяет сделать вывод; делаем вывод о том, что; в итоге сделаем такой вывод;

 


Отсюда (из этого) следует (вытекает, понятно, ясно); В числе главных выводов назовем следующее; Это сводится к следующему; это свидетельствует;

 

Анализ завершим выводом о том, что; Завершает изложение, подытоживая сказанное; исходя из сказанного (изложенного выше);

 

Из изложенного выше вытекает (следует, очевидно), что...

 

Прослеживаются две основные тенденции: одна из них отражает (что) и сводится к тому, чтобы...;

 

вторая тенденция прослеживается главным образом в (чем)

В результате, в итоге, наконец, в заключение; в конечном счете.

 

Выражения, демонстрирующие связность текста:

 

Предметом рассмотрения (исследования, анализа) является (станет); В работе предпринимается попытка; анализируя (что), остановимся (на чем); (к чему) следует отнести (что); необходимо проследить логику (чего); Раскрывая содержание (понятие) (чего); раскрывая соотношение (чего и чего); разграничим понятия (чего и чего); раскроем связь (чего с чем);

 

 

Содержание работы состоит из двух разнородных по своему характеру частей: в первой из них, представляющей собой (что), раскрываются роль, значение и главные особенности (чего); во второй – излагается (что);

 

Определяя цели и задачи своего исследования, отметим; Обосновав актуальность и целесообразность (чего), укажем (на что);

 

В истории международных отношений (в литературе по, в работах по, в исследованиях по, в работе А.А.Иванова) описаны (имеются, изложены, трактуются, перечислены);

 

В (первой) главе рассматривается (что), основное внимание уделяется

(чему);

 

В первой (2, 3) главе рассмотрим природу и структуру (чего);

 

Третья (вторая) глава посвящена сущности и задачам (чего); В двух (трех) параграфах проанализируем различные подходы (к чему); этот (данный) вопрос изложим в 2-х (3-х) основных аспектах; Далее осветим ход и результаты (чего), свои рассуждения (о чем),

 

Этот вопрос следует раскрывать на фоне (чего); Все эти вопросы будем рассматривать в тесной связи (с чем); Проследим эволюцию (чего); проследим этапы (чего);

 

Особо важное значение приобретает (также) решение проблемы (чего); Данный вопрос возможно раскрыть (также) с точки зрения (чего);

 


В заключение еще раз обратим внимание на то, что; Характеристики (чего), результаты (чего) представлены (в таблице);

В этой связи определим значение (чего);

 

при выяснении вопроса (о чем) выявляется значение; В параграфе первом (втором, третьем) изложим начала теории (чего);

 

Этот вопрос раскрывается (будет раскрыт) по двум основным направ-лениям;

 

В связи (с чем) вскрываются основные особенности (чего); Представляет интерес (что); затронем также вопрос (о чем); При этом под (чем) понимается (что); подробно разберем (что);

 

В этой связи (также) обращается внимание на то, что; Констатируем в этой связи (что); Выявим роль и место (чего в чем);

 

дав классификацию (чего), обратимся к анализу (чего); Изложив теорию (чего), обратимся к анализу (чего); осветив общее состояние (чего), обратимся к анализу (чего); раскрыв сущность (чего), обратимся к исследованию (чего); Таким образом, следовательно, итак.

 

Способы выражения авторского «я»

 

Употребление местоимения «я» (равно и «автор») в научной работе не рекомендуется.

 

Наиболее обычным является употребление безличных оборотов, на-пример:

 

(как) представляется (думается) вполне очевидно, что...; проблема ви-дится в том, что...

 

можно (следует, необходимо) сказать (утверждать, учитывать).

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Образец оформления титульного листа бакалаврской работы

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»

 

Институт Экономики Кафедра Бухгалтерского учета

 

К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой

 

_________(И.Б. Белозерцева)

"20" июня 2013 г.

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

 

по направлению высшего профессионального образования

 

080100.62 Экономика

 

профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: