Ценообразование и ценовая (тарифная) политика в электроэнергетике

Тема 3. Ценообразование на электроэнергетических рынках и рынках тепловой энергии

План лекции

1. Ценообразование и ценовая (тарифная) политика в электроэнергетике.

2. Себестоимость электроэнергии как основа формирования тарифов на электроэнергию.

3. Особенности формирования затрат в энергоснабжающих компаниях.

4. Особенности калькулирования себестоимости производства, передачи и распределения энергии.

 

Ценообразование и ценовая (тарифная) политика в электроэнергетике

 

Цена – это денежная сумма, взимаемая за конкретный товар.

Одной из разновидностей цен являются тарифы на различные виды энергии, транспортные, почтово-телеграфные, коммунальные, таможенные услуги, услуги связи.

Тариф – это система ставок, определяющая размер платы за различные услуги (т.е. тариф – это цена услуг).

Главное отличие электроэнергии, транспортных, почтово-телеграфных и других услуг – процесс производства и процесс потребления этих видов продукции совпадают во времени, т.е. происходят одновременно.

 

Ценообразование – это процесс формирования и изменения цен.

Ценообразование на электроэнергию является сложным процессом, который зависит от многих факторов.

1. В ценообразовании должна быть учтена специфика производства и распределения электроэнергии.

В частности, на электрическую энергию устанавливается цена франко потребитель, т.е. в плате за электрическую энергию учтены расходы по поставке (передаче и распределению) электроэнергии потребителю.

2. В современных условиях энергетическая система обладает естественной монополией на энергоснабжение обслуживаемой территории.

Эту монополию можно разрушить только частично, законодательно запретив мешать потребителям создавать относительно мелкие индивидуальные системы энергоснабжения и обязав энергосистему покупать избытки энергии у них.

Наличие монополии также является фактором, препятствующим конкурентной борьбе за сбыт продукции, т.е. борьбе, которая будет иметь место в других отраслях хозяйства.

Естественная монополия объективно приводит к необходимости государственного регулирования цен на электрическую энергию.

3. Социальная значимость энергетики также требует регулирования рынка в части поставок товара и цен со стороны государства.

Государство, учитывая интересы всех заинтересованных сторон, должно находить такие решения проблем и разногласий, чтобы избежать таких отрицательных проявлений ошибочной тарифной политики как ценовая дискриминация отдельных групп потребителей, завышение уровня тарифов, что приводит к убыткам потребителей и нарушению их финансового равновесия.

 

Ценовая (тарифная) политика – это искусство управления ценами и ценообразованием, искусство устанавливать на продукцию (товары, работы, услуги) такие цены и так варьировать их в зависимости от положения товара и фирмы на рынке, чтобы поставленные цели (стратегические, оперативные) были достигнуты.

 

В общем случае цена продукции формируется на основе себестоимости продукции:

,

где

S - полная себестоимости единицы продукции;

П - сумма прибыли в цене (денежное выражение прибавочной стоимости).

Управление прибылью следует считать отдельным элементов ценообразования, тесно связанным с ценовой политикой. Она может быть минимальной, нормальной, необходимой, максимальной.

 

Факторы, влияющие на выбор метода ценообразования

 

1. Особенности товара и тип рынка данного товара.

 

Особенности товара:

- простой товар или престижный;

- товар для всех одинаковый или в индивидуальном исполнении;

- качество товара, уникальные достоинства товара.

 

На рынке энергетического товара, включающего в себя как первичные энергоносители, так и вторичные виды энергии, электроэнергия стоит абсолютно обособленно из-за своей универсальности и практически не может быть заменена другими товарами даже при значительном изменении цены в долгосрочном периоде.

Можно отметить следующие особенности электроэнергетики и ее продукции.

 

● Невозможность осуществить запас и хранение электроэнергии.

Производство и потребление электроэнергии совпадают во времени, и эту продукцию по крайней мере в сколько-нибудь значительных количествах нельзя произвести и закупить впрок, например, в ожидании улучшения конъюнктуры, увеличения тарифов на электроэнергию или перебоев в энергоснабжении.

 

● Невозможность заранее точно оговорить объемы генерации и потребления электроэнергии.

Отсюда вытекает требование к большой точности прогнозов спроса, особенно учитывая высокую времяемкость, а также капиталоемкость отрасли.

Завышение спроса приводит к омертвлению крупных инвестиций, его занижение может быть связано с большими убытками для энергоснабжающих предприятий, тем более, что на обслуживаемой ими территории они не должны иметь право отказывать потребителю в присоединении к центрам питания или увеличении потребляемой энергии и мощности.

 

● Качество продукта (электрической энергии) стандартизировано.

Качество электроэнергии, если оно отвечает имеющимся стандартам, нельзя в отличие от других продуктов и товаров улучшить.

Это означает, что возможная в принципе конкуренция производителей электроэнергии может идти только за счет разницы в затратах на производство энергии и предложения ее по более низким ценам.

 

● В электроэнергетике товаром особого рода, следовательно, предметом спроса является не только электрическая и тепловая энергия, но и мощность.

 

● Невозможность с физической точки зрения определить, кто произвёл электроэнергию, использованную тем или иным потребителем.

Так как вся электроэнергия поступает в общую сеть, то электроэнергии как товара обезличена.

 

● В условиях естественной монополии отрасли рынок электроэнергии не является так называемым «рынком продавца», где более активны покупатели (по крайней мере, в недефицитных энергосистемах), и не является «рынком покупателя», где активным является продавец. Это рынок особого вида, где продавец и покупатели вынуждены быть партнерами не только в процессе купли-продажи энергии, но и в выявлении закономерностей спроса на нее.

 

● Имеют место территориальные ограничения по каналам сбыта, зависящие от ограничений по расстоянию передачи электрической энергии.

 

2. Государственная политика ценообразования в отношении данного товара.

 

В современных условиях энергетическая система обладает естественной монополией на энергоснабжение обслуживаемой территории.

Эту монополию можно разрушить только частично, законодательно запретив мешать потребителям создавать относительно мелкие индивидуальные системы энергоснабжения и обязав энергосистему покупать избытки энергии у них.

Естественная монополия объективно приводит к необходимости государственного регулирования цен на электрическую и тепловую энергию.

Кроме того, социальная значимость энергетики также требует регулирования рынка в части поставок товара и цен со стороны государства.

В Украине тарифы на электроэнергию регулирует НКРЭКУ, в ДНР – РЭРК.

 

3. Особенности текущего спроса и конкуренции.

 

Спрос на электроэнергию в решающей мере определяется следующими факторами:

- экономической динамикой страны (региона);

- эффективностью и темпами электрификации национального хозяйства, т.е. эффективностью и темпами внедрения электротехнологий;

- энергетической эффективностью использования электрической и тепловой энергии. Для роста этой эффективности имеются большие резервы.

 

Динамика и уровень спроса на электроэнергию в стране или регионе, пожалуй, как ни на один другой товар, являются зеркалом экономического роста, отражают уровень и темпы научно-технического прогресса и уже стали одной из важных косвенных характеристик качества жизни.

 

Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене) зависит от:

- наличия товаров-заменителей;

- фактора времени (в краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным);

- значимости товаров для потребителя (спрос на предметы первой необходимости, такие как продукты питания или электроэнергия, не эластичен).

 

Эластичность энергетического товара значительно меньше единицы, что позволяет отнести электроэнергию к разряду неэластичных товаров.

 

Безусловно, наличие естественной монополии на энергоснабжение обслуживаемой территории является фактором, препятствующим конкурентной борьбе за сбыт продукции, т.е. борьбе, которая будет иметь место в других отраслях хозяйства.

Вместе с тем, сейчас в энергетике существует как межотраслевая, так и внутриотраслевая конкуренция.

Межотраслевая конкуренция в энергетике проявляется в том, что энергоемкие потребители создают собственные источники электро- и теплоснабжения (конкуренция со стороны потребителя энергии), а также в том, что в тепловых процессах электроэнергия как энергоноситель испытывает конкуренцию со стороны других энергоносителей.

Внутриотраслевая конкуренция возникает как между производителями за поставки на оптовый рынок, так и между покупателями электроэнергии за поставки с оптового рынка, а также на региональном рынке энергии между ТЭЦ и децентрализованными источниками энергии.

 

4. Расчетная сумма издержек по изготовлению и реализации товара.

 

5. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей и особенности товаров конкурентов.

Монополия электроэнергии как энергоносителя существует в таких сферах как освещение, подавляющая часть силовых процессов в промышленности, мелкомоторная силовая нагрузка в домашнем хозяйстве и в сфере услуг (аппараты и электроприборы), информация и связь, а также электротехнологии.

Основные товарно-родовые конкуренты (тепловая энергия, нефть, уголь, газ) также дефицитны и потребление их ограничено.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: