Тема 3. Ценообразование на электроэнергетических рынках и рынках тепловой энергии
План лекции
1. Ценообразование и ценовая (тарифная) политика в электроэнергетике.
2. Себестоимость электроэнергии как основа формирования тарифов на электроэнергию.
3. Особенности формирования затрат в энергоснабжающих компаниях.
4. Особенности калькулирования себестоимости производства, передачи и распределения энергии.
Ценообразование и ценовая (тарифная) политика в электроэнергетике
Цена – это денежная сумма, взимаемая за конкретный товар.
Одной из разновидностей цен являются тарифы на различные виды энергии, транспортные, почтово-телеграфные, коммунальные, таможенные услуги, услуги связи.
Тариф – это система ставок, определяющая размер платы за различные услуги (т.е. тариф – это цена услуг).
Главное отличие электроэнергии, транспортных, почтово-телеграфных и других услуг – процесс производства и процесс потребления этих видов продукции совпадают во времени, т.е. происходят одновременно.
Ценообразование – это процесс формирования и изменения цен.
Ценообразование на электроэнергию является сложным процессом, который зависит от многих факторов.
1. В ценообразовании должна быть учтена специфика производства и распределения электроэнергии.
В частности, на электрическую энергию устанавливается цена франко потребитель, т.е. в плате за электрическую энергию учтены расходы по поставке (передаче и распределению) электроэнергии потребителю.
2. В современных условиях энергетическая система обладает естественной монополией на энергоснабжение обслуживаемой территории.
Эту монополию можно разрушить только частично, законодательно запретив мешать потребителям создавать относительно мелкие индивидуальные системы энергоснабжения и обязав энергосистему покупать избытки энергии у них.
Наличие монополии также является фактором, препятствующим конкурентной борьбе за сбыт продукции, т.е. борьбе, которая будет иметь место в других отраслях хозяйства.
Естественная монополия объективно приводит к необходимости государственного регулирования цен на электрическую энергию.
3. Социальная значимость энергетики также требует регулирования рынка в части поставок товара и цен со стороны государства.
Государство, учитывая интересы всех заинтересованных сторон, должно находить такие решения проблем и разногласий, чтобы избежать таких отрицательных проявлений ошибочной тарифной политики как ценовая дискриминация отдельных групп потребителей, завышение уровня тарифов, что приводит к убыткам потребителей и нарушению их финансового равновесия.
Ценовая (тарифная) политика – это искусство управления ценами и ценообразованием, искусство устанавливать на продукцию (товары, работы, услуги) такие цены и так варьировать их в зависимости от положения товара и фирмы на рынке, чтобы поставленные цели (стратегические, оперативные) были достигнуты.
В общем случае цена продукции формируется на основе себестоимости продукции:
,
где
S - полная себестоимости единицы продукции;
П - сумма прибыли в цене (денежное выражение прибавочной стоимости).
Управление прибылью следует считать отдельным элементов ценообразования, тесно связанным с ценовой политикой. Она может быть минимальной, нормальной, необходимой, максимальной.
Факторы, влияющие на выбор метода ценообразования
1. Особенности товара и тип рынка данного товара.
Особенности товара:
- простой товар или престижный;
- товар для всех одинаковый или в индивидуальном исполнении;
- качество товара, уникальные достоинства товара.
На рынке энергетического товара, включающего в себя как первичные энергоносители, так и вторичные виды энергии, электроэнергия стоит абсолютно обособленно из-за своей универсальности и практически не может быть заменена другими товарами даже при значительном изменении цены в долгосрочном периоде.
Можно отметить следующие особенности электроэнергетики и ее продукции.
● Невозможность осуществить запас и хранение электроэнергии.
Производство и потребление электроэнергии совпадают во времени, и эту продукцию по крайней мере в сколько-нибудь значительных количествах нельзя произвести и закупить впрок, например, в ожидании улучшения конъюнктуры, увеличения тарифов на электроэнергию или перебоев в энергоснабжении.
● Невозможность заранее точно оговорить объемы генерации и потребления электроэнергии.
Отсюда вытекает требование к большой точности прогнозов спроса, особенно учитывая высокую времяемкость, а также капиталоемкость отрасли.
Завышение спроса приводит к омертвлению крупных инвестиций, его занижение может быть связано с большими убытками для энергоснабжающих предприятий, тем более, что на обслуживаемой ими территории они не должны иметь право отказывать потребителю в присоединении к центрам питания или увеличении потребляемой энергии и мощности.
● Качество продукта (электрической энергии) стандартизировано.
Качество электроэнергии, если оно отвечает имеющимся стандартам, нельзя в отличие от других продуктов и товаров улучшить.
Это означает, что возможная в принципе конкуренция производителей электроэнергии может идти только за счет разницы в затратах на производство энергии и предложения ее по более низким ценам.
● В электроэнергетике товаром особого рода, следовательно, предметом спроса является не только электрическая и тепловая энергия, но и мощность.
● Невозможность с физической точки зрения определить, кто произвёл электроэнергию, использованную тем или иным потребителем.
Так как вся электроэнергия поступает в общую сеть, то электроэнергии как товара обезличена.
● В условиях естественной монополии отрасли рынок электроэнергии не является так называемым «рынком продавца», где более активны покупатели (по крайней мере, в недефицитных энергосистемах), и не является «рынком покупателя», где активным является продавец. Это рынок особого вида, где продавец и покупатели вынуждены быть партнерами не только в процессе купли-продажи энергии, но и в выявлении закономерностей спроса на нее.
● Имеют место территориальные ограничения по каналам сбыта, зависящие от ограничений по расстоянию передачи электрической энергии.
2. Государственная политика ценообразования в отношении данного товара.
В современных условиях энергетическая система обладает естественной монополией на энергоснабжение обслуживаемой территории.
Эту монополию можно разрушить только частично, законодательно запретив мешать потребителям создавать относительно мелкие индивидуальные системы энергоснабжения и обязав энергосистему покупать избытки энергии у них.
Естественная монополия объективно приводит к необходимости государственного регулирования цен на электрическую и тепловую энергию.
Кроме того, социальная значимость энергетики также требует регулирования рынка в части поставок товара и цен со стороны государства.
В Украине тарифы на электроэнергию регулирует НКРЭКУ, в ДНР – РЭРК.
3. Особенности текущего спроса и конкуренции.
Спрос на электроэнергию в решающей мере определяется следующими факторами:
- экономической динамикой страны (региона);
- эффективностью и темпами электрификации национального хозяйства, т.е. эффективностью и темпами внедрения электротехнологий;
- энергетической эффективностью использования электрической и тепловой энергии. Для роста этой эффективности имеются большие резервы.
Динамика и уровень спроса на электроэнергию в стране или регионе, пожалуй, как ни на один другой товар, являются зеркалом экономического роста, отражают уровень и темпы научно-технического прогресса и уже стали одной из важных косвенных характеристик качества жизни.
Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене) зависит от:
- наличия товаров-заменителей;
- фактора времени (в краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным);
- значимости товаров для потребителя (спрос на предметы первой необходимости, такие как продукты питания или электроэнергия, не эластичен).
Эластичность энергетического товара значительно меньше единицы, что позволяет отнести электроэнергию к разряду неэластичных товаров.
Безусловно, наличие естественной монополии на энергоснабжение обслуживаемой территории является фактором, препятствующим конкурентной борьбе за сбыт продукции, т.е. борьбе, которая будет иметь место в других отраслях хозяйства.
Вместе с тем, сейчас в энергетике существует как межотраслевая, так и внутриотраслевая конкуренция.
Межотраслевая конкуренция в энергетике проявляется в том, что энергоемкие потребители создают собственные источники электро- и теплоснабжения (конкуренция со стороны потребителя энергии), а также в том, что в тепловых процессах электроэнергия как энергоноситель испытывает конкуренцию со стороны других энергоносителей.
Внутриотраслевая конкуренция возникает как между производителями за поставки на оптовый рынок, так и между покупателями электроэнергии за поставки с оптового рынка, а также на региональном рынке энергии между ТЭЦ и децентрализованными источниками энергии.
4. Расчетная сумма издержек по изготовлению и реализации товара.
5. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей и особенности товаров конкурентов.
Монополия электроэнергии как энергоносителя существует в таких сферах как освещение, подавляющая часть силовых процессов в промышленности, мелкомоторная силовая нагрузка в домашнем хозяйстве и в сфере услуг (аппараты и электроприборы), информация и связь, а также электротехнологии.
Основные товарно-родовые конкуренты (тепловая энергия, нефть, уголь, газ) также дефицитны и потребление их ограничено.