Задание:
1. Прочитайте Введение в кн. А.В. Юдина Русская народная традиционная духовность. – М.: Интерпракс, 1994. – С.7-51. Выпишите новые термины и непонятные слова, объясняя их значение.
2. Продумайте, почему Клод Леви-Стросс называл мифологическое мышление «природным», а современное «прирученным»? Как подходят к восприятию мира люди с «природным» и «прирученным мышлением».
3. Приведите примеры закона партиципации (лат. participot – участвую в чем-либо) [Леви-Брюль] – мистической сопричастности друг к другу (отождествление с животными, именем, портретами и т.д.) в фольклоре и культуре славянства.
Подготовьте ответы на вопросы:
1. Как ученые характеризуют первобытное мышление?
2. Какие точки зрения существуют в науке на первобытное мышление?
3. В чем особенности мифологического мышления по теории Клода-Стросса?
4. В чем суть традиции в обществе. Что понимал под традицией Рене Генон, какую цивилизацию считал традиционной?
5. Как вы понимаете разделение культур на «западные» и «традиционные»?
|
|
6. Что, по мнению ученых, объединяет все культуры? Возможно ли изучать основу культуры всех народов вообще и всех славянских народов?
7. Какое общество Рене Генон назвал традиционным? Как вы понимаете выражение «расцвет мифологической традиции»?
8. Чем отличаются письменные и бесписьменные культуры? Каковы истоки появления письменности? Какие древние священные тексты разных народов вы знаете. Расскажите о Велесовой книге славян. Что хранит и передает «коллективная память»?
9. Что было высшей ценностью мифологического общества? Что выполняло роль универсального регулятора коллективной и индивидуальной жизни этого общества? В чем ценность традиционного предания, традиционного знания? В чем функция мифов с точки зрения мифологического сознания? В чем смысл бытия человечества в критические моменты жизни людей?
10. Объясните значение терминов «первые времена», «первообраз» (архетип), «архетипические знания», ритуал.
11. Проанализируйте стихотворение Ф. Тютчева «Последний катаклизм», «Видение», «Бессонница» с учетом полученных знаний:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них! (1829)
Литература:
1. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. – М., 2003.
2. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1930.
3. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1937.
4. Леви-Стосс К. Структурная антропология. – М., 1983.
5. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры // Труды по знаковым системам. – Тарту, 1967.
6. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1976.
7. Мифы народов мира. Энциклопедия, 2-е изд. – М., 1991.
8. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.
9. Топоров В.Н. Первобытные представления о Мире (общий взгляд) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. – М., 1982.
10. Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М., 1972.
11. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М., 1986