Традиционные культуры и мифологическое мышление

Задание:

1.​ Прочитайте Введение в кн. А.В. Юдина Русская народная традиционная духовность. – М.: Интерпракс, 1994. – С.7-51. Выпишите новые термины и непонятные слова, объясняя их значение.

2.​ Продумайте, почему Клод Леви-Стросс называл мифологическое мышление «природным», а современное «прирученным»? Как подходят к восприятию мира люди с «природным» и «прирученным мышлением».

3.​ Приведите примеры закона партиципации (лат. participot – участвую в чем-либо) [Леви-Брюль] – мистической сопричастности друг к другу (отождествление с животными, именем, портретами и т.д.) в фольклоре и культуре славянства.

Подготовьте ответы на вопросы:

1.​ Как ученые характеризуют первобытное мышление?

2.​ Какие точки зрения существуют в науке на первобытное мышление?

3.​ В чем особенности мифологического мышления по теории Клода-Стросса?

4.​ В чем суть традиции в обществе. Что понимал под традицией Рене Генон, какую цивилизацию считал традиционной?

5.​ Как вы понимаете разделение культур на «западные» и «традиционные»?

6.​ Что, по мнению ученых, объединяет все культуры? Возможно ли изучать основу культуры всех народов вообще и всех славянских народов?

7.​ Какое общество Рене Генон назвал традиционным? Как вы понимаете выражение «расцвет мифологической традиции»?

8.​ Чем отличаются письменные и бесписьменные культуры? Каковы истоки появления письменности? Какие древние священные тексты разных народов вы знаете. Расскажите о Велесовой книге славян. Что хранит и передает «коллективная память»?

9.​ Что было высшей ценностью мифологического общества? Что выполняло роль универсального регулятора коллективной и индивидуальной жизни этого общества? В чем ценность традиционного предания, традиционного знания? В чем функция мифов с точки зрения мифологического сознания? В чем смысл бытия человечества в критические моменты жизни людей?

10.​ Объясните значение терминов «первые времена», «первообраз» (архетип), «архетипические знания», ритуал.

11.​ Проанализируйте стихотворение Ф. Тютчева «Последний катаклизм», «Видение», «Бессонница» с учетом полученных знаний:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них! (1829)

Литература:

1.​ Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. – М., 2003.

2.​ Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1930.

3.​ Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1937.

4.​ Леви-Стосс К. Структурная антропология. – М., 1983.

5.​ Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры // Труды по знаковым системам. – Тарту, 1967.

6.​ Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1976.

7.​ Мифы народов мира. Энциклопедия, 2-е изд. – М., 1991.

8.​ Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

9.​ Топоров В.Н. Первобытные представления о Мире (общий взгляд) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. – М., 1982.

10.​ Тютчев Ф.И. Стихотворения. – М., 1972.

11.​ Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. – М., 1986


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: