Раздел «Теория организации»

4. Сущность термина «организация».

Термин организация (от франц. organisation от лат. organize – сообща, стройный вид, устраиваю)

1) объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением.

5. Понятие организации как объекта.

В этом понимании организация – это предприятие, учреждение, объединение, фирма и т.д.

 

Причина появления организаций

- Организации вырастают из человеческой потребности в кооперации усилий. – Честер Бернард

- Объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. – Мильнер

- Группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. - Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури

 

Необходимо выполнение 3 условий:

•Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.

•Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

•Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

 

6. Понятие организации как деятельности.

Организация (как деятельность) – является одной из основных функций менеджмента

 

 

 

А.Файоль: организовывать - значит «строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия».

Иначе говоря, организация - это построение хозяйственной структуры, отражающей материальные потоки, и построение структуры управления в широком смысле, отражающей социальные отношения.

 

Мильнер Б.З.: деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и в пространстве.

 

Раздел «Организационное поведение».

 

11. Двухфакторная теория мотивации Герцберга.

В основе двухфакторной теории Ф. Герцберга лежат две большие категории потребностей: гигиенические факторы и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие — с характером работы.

Герцберг назвал первую категорию потребностей гигиеническими, употребив медицинское значение слова «гигиена» (предупреждение), так как, по его мнению, эти факторы описывают окружение сотрудника и обслуживают первичные функции, предупреждая неудовлетворенность работой. Вторую категорию факторов Герцберг назвал мотивирующими или способствующими, так как они побуждают сотрудников к лучшему исполнению.

Гигиенические и мотивирующие факторы в теории Герцберга

Гигиенические факторы Мотивирующие факторы
Политика организации и руководства Успех
Условия работы Продвижение по службе
Заработная плата, социальный статус Признание и одобрение результатов работы
Межличностные отношения с начальником, коллегами и подчиненными Высокая степень ответственности
Степень непосредственного контроля за работой Возможность творческого и профессионального роста

 

12. Теория ERG К.Альдерфера.

Альдерфер согласен с Маслоу, что индивидуальные потребности можно разместить в виде иерархии. Однако предлагаемая им иерархия включает только три категории потребностей и названа ERG — по начальным буквам этих категорий:

1) существование (existence) — потребности, удовлетворяемые такими факторами, как еда, воздух,

вода, зарплата и условия работы;

2) родственность (relatedness) — потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями;

3) рост (growth) — потребности, удовлетворяемые личным творческим или производственным вкладом индивида.

ERG-теория мотивации Альдерфера отлична от теории Маслоу не только количеством категорий, но и представлением о том, как люди движутся от одной ступени потребностей к другой. Маслоу предполагал, что удовлетворенные потребности являются доминирующими и что каждая высшая ступень потребностей не задействуется до тех пор, пока не удовлетворены потребности более низкого порядка. В противоположность этому ERG-теория утверждает, что в дополнение к прогрессивно-последовательному восхождению Маслоу присутствует и регрессивный процесс, связанный с крушением планов и недосягаемостью поставленных целей.

13. Теория мотивации достижения Д.Макклелланда.

Дэвид МакКлелланд разделял все потребности на три большие группы. К ним относятся потребности во власти, потребности в успехе и потребности в причастности.

1. Потребность во власти. Потребности во власти являются наиболее приоритетными. Они обуславливаются обучением человека и его жизненным опытом и состоят в том, что человек тяготеет к контролю над действиями других людей как к способу оказывать на них существенное воздействие. Люди с преобладающей потребностью к власти, в свою очередь, разделяются на два типа.

К первому типу относятся люди, стремящиеся к власти ради самого властвования.

Ко второму типу принадлежат люди, стремящиеся к власти ради решения коллективных общественных задач или задач организации.

2. Потребность в успехе. Потребности в успехе удовлетворяются только тогда, когда начатая работа успешно доведена до конца. Люди, стремящиеся к успеху, ставят перед собой задачи повышенной сложности и желают получить отзывы о проделанной ими работе и своей деятельности вообще.

3. Потребность в причастности.

Потребности в причастности также называют партисипативными потребностями или потребностями в соучастии. Они могут выражаться в стремлениях к культурным, интеллигентным и дружественным отношениям с окружающими людьми. Но люди с преобладающими потребностями в причастности нередко стремятся не только к тому, чтобы установить с другими людьми хорошие отношения, но и желают найти поддержку и одобрение в глазах значимых и авторитетных для них людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: