Определение арбитражного суда первой инстанции

Определение арбитражного суда - судебный акт, целью которого является решение вопросов, возникших в ходе судебного разбирательства, либо которым оканчивается дело без разрешения спора по существу.

Хотя определение, так же как и решение, содержит властное предписание, его основное правовое предназначение - решение процедурных вопросов. Определение, прежде всего, является основанием возникновения, изменения или прекращения процессуальных прав и обязанностей.

Определения арбитражных судов могут выноситься в виде отдельного документа (об отложении разбирательства, например), содержаться в другом определении (к примеру, определение о назначении экспертизы обычно совмещается с определением о приостановлении производства по делу) или решении (об обеспечении исполнения решения), заноситься в протокол (так называемое протокольное определение, например, об объявлении перерыва в заседании) и быть выражены в устной форме (о приобщении доказательств).

Определение суда первой инстанции - это вид постановления суда первой инстанции или судьи, которым дело не разрешается по существу.

1) По форме вынесения и фиксации определения могут выноситься:

• в виде отдельного акта - обязательно выносится, если предусмотрена возможность обжалования такого определения отдельно от обжалования судебного акта, которым разрешается рассмотрение дела по существу. Также обязательно вынесение определения в виде отдельного судебного акта в случаях, прямо установленных АПК, а также когда рассмотрение дела оканчивается без разрешения спора по существу.

• протокольные определения – выносятся по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства (например, определение об объявлении перерыва в судебном заседании). Такие определения объявляются устно и заносятся в протокол судебного заседания.

 

2) По правовым последствиям выделяют:

• определения, обеспечивающие развитие арбитражного процесса (о подготовке дела к судебному разбирательству);

• определения, которыми заканчивается производство по делу без вынесения решения арбитражного суда (об оставлении иска без рассмотрения и прекращении производства по делу). Также сюда относится определение о прекращении производства по делу в связи с утверждением арбитражным судом мирового соглашения сторон, поскольку указанное определение по своим последствиям также разрешает дело по существу, но на условиях, согласованных сторонами и утвержденных арбитражным судом.

3) По порядку обжалования выделяются:

• определения, которые могут быть обжалованы отдельно от решения арбитражного суда, например определение о приостановлении производства по делу.

• определения, которые отдельно от решения арбитражного суда не обжалуются, но соответствующие доводы могут быть включены заинтересованным лицом в жалобу, подаваемую в апелляционном, кассационном порядке либо в заявлении о принесении протеста в порядке надзора.

Содержание определения, выносимого в виде отдельного акта:

1) наименование арбитражного суда, номер дела, дата вынесения определения, состав суда, предмет спора;

2) наименование лиц, участвующих в деле;

3) вопрос, по которому выносится определение;

4) мотивы, по которым арбитражный суд пришел к своим выводам, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

5) вывод по рассматриваемому вопросу;

6) порядок и срок обжалования определения.

АПК придает законную силу определению, т.е. делает обязательным для исполнения, сразу же после вынесения.

Обжалование определений производится в вышестоящую инстанцию в месячный срок со дня вынесения определения. Обжалованию подлежат либо определения, о возможности обжалования которых прямо указано в АПК, либо определения, препятствующие дальнейшему движению дела.

59.Исправление недостатков судебного решения вы­несшим его арбитражным судом.

По общему правилу арбитражный суд, вынесший решение, не вправе изменить его содержание. Вместе с тем АПК устанавливает из общего правила три исключения, когда арбитражный суд может внести исправления в содержание объявленного решения:

1) Дополнительное решение - это способ исправления неполноты судебного решения. Основания, при наличии которых суд может принять дополнительное решение:

• по какому-либо требованию, в отношении которого лица, участвующие в деле, представили доказательства, судом не было принято решение;

• суд, разрешив вопрос о праве, не указал в решении размер присужденной денежной суммы, подлежащее передаче имущество или не указал действия, которые обязан совершить ответчик;

• судом не разрешен вопрос о судебных расходах.

Дополнительное решение может быть принято только до вступления основного решения в законную силу.

При принятии дополнительного решения суд обязан провести судебное заседание в порядке, установленном гл. 19 АПК, само дополнительное решение принимается в соответствии с правилами принятия решений: с удалением в совещательную комнату, соблюдением требований к изложению, объявлению и направлению решения.

2) Разъяснение судебного решения - дается судом, которым разрешено дело, в случае неясности вынесенного решения. Суд, разъясняя судебное решение, не должен изменять его содержание. При этом разъяснение может касаться не только резолютивной, но и мотивировочной части судебного решения.

Инициаторами дачи разъяснения судебного решения могут выступать лица, участвующие в деле, судебный пристав-исполнитель.

Разъяснение дается в форме отдельного определения, направляемого всем лицам, участвующим в деле, а также органам, исполняющим решение, если с заявлением обратились они. Определение выносится в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд. Проведения судебного заседания при этом не требуется.

Возможность разъяснения решения ограничена сроком его исполнения. Если решение исполнено, оно не может быть разъяснено. Не допускается разъяснение решения и по истечении срока, в течение которого оно может быть принудительно исполнено.

3) Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок. Указанные недостатки суд вправе исправить как по своей инициативе, так и по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации.

Под опиской понимается неправильное написание в решении слова, цифры, имеющих какое-либо значение для лиц, участвующих в деле, или для органов, исполняющих решение.

Опечаткой признается такая же самая ошибка, допущенная при изготовлении решения при помощи технических средств: на пишущей машинке или компьютере.

Арифметической ошибкой является ошибка, допущенная при подсчете, но никак не в результате применения методики подсчета.

Исправление судом описок, опечаток и арифметических ошибок допускается только без изменения содержания решения, тех выводов, к которым пришел суд на основе исследования доказательств, установления обстоятельств и применения закона.

Процедура исправления описок и явных арифметических ошибок, выявленных после объявления решения по делу сходна с процедурой разъяснения судебного решения.

60.Особенности производства по делам, возникаю­щим из публично-правовых отношений.

Рассмотрение споров из административных и иных публичных правоотношений осуществляется в арбитражном суде по общим правилам искового производства с особенностями, установленными разд. III АПК. Особенности производства диктуются неравноправием сторон в таких спорах, которое существует в материально-правовых отношениях между ними.

Одним из субъектов в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, является государственно-властный орган или должностное лицо, предписывающие другому субъекту правоотношений обязательные для исполнения действия, либо устанавливающие запреты, либо своим бездействием препятствующие реализации прав или законных интересов другого субъекта.

При рассмотрении дела из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд выполняет две функции:

1) защиты прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность в споре с органом, наделенным властными полномочиями по отношению к этим лицам;

2) судебного контроля за действиями государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

АПК предусматривает особенности производства по четырем категориям дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

• об оспаривании нормативных правовых актов;

• об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц;

• об административных правонарушениях;

• о взыскании обязательных платежей.

Дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются арбитражным судом, если они затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК, если разд. III АПК не установлено иное. Например, дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности подсудны по месту нахождения заявителя.

Специальное правило о распределении бремени доказывания в делах из административных и иных публичных правоотношений направлено на преодоление неравного положения субъектов этих дел: бремя доказывания законности принятого акта, решения, совершенного действия (бездействия) лежит на участвующем в деле государственно-властном органе или должностном лице.

Правовой статус представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, в делах из административных и иных публичных правоотношений также обладает определенной особенностью: арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание таких представителей и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. В случае их неявки арбитражный суд может наложить на них штраф.

Новеллой в арбитражном процессе является возможность примирения сторон в делах из административных и иных публичных правоотношений. Такое примирение оформляется соглашением сторон или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: