double arrow

Типы торговых предприятий, и их характеристики

 

Тип предприятия розничной торговли В основу классификации розничных торговых предприятий, предусмотренную ГОСТ РФ 51773-2001 "Розничная торговля. Классификация предприятий", положены только видовой и типовой состав предприятий. Так, в соответствии с ГОСТ к универсальным магазинам относятся 7 типов предприятий, характеризующихся основными признаками. - предприятие определенного вида, классифицированное по ассортиментному профилю, торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей.

Таблица 1. Основные признаки, характеризующие типы универсальных магазинов

 
Тип Торговая площадь, м, не менее Ассортимент товаров Формы торгового обслуживания
Гипермаркет   Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров Преимущественно самообслуживание
Универмаг 3500 - городская торговля 650 - сельская торговля Универсальный ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок
Универмаг "Детский мир"   Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
Магазин-склад   Универсальный ассортимент продовольственных (или) непродовольственных товаров Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары
Универсам (Супермаркет)   универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса Преимущественно самообслуживание
Гастроном   Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии Индивидуальное обслуживание через прилавок
Товары повседневного спроса   Универсальный ассортимент Индивидуальное обслуживание через прилавок

 

Специализированные продовольственные магазины (Рыба, Мясо, Колбасы и т.п.), а также специализированные непродовольственные магазины (Мебель, Одежда, Обувь и т.п.) должны иметь торговую площадь не менее 18м. Ассортимент товаров определяется в соответствии со специализацией магазина. Они могут применять самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок или другие формы обслуживания в зависимости от ассортимента реализуемых товаров.

К магазинам прочей товарной специализации относят следующие типы: Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п. их минимальная торговая площадь - 18м. Ассортимент товаров в таких магазинах формируется с учетом их специализации. Здесь могут применяться различные формы торгового обслуживания.

Характеристики неспециализированных непродовольственных магазинов.

 

 

Таблица 2. Основные признаки, характеризующие типы неспециализированных непродовольственных магазинов

Тип Торговая площадь, м2 не менее Ассортимент товаров Формы торгового обслуживания
Дом торговли   Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия) Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров   Товарные комплексы соответствующей специализации Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
Промтовары   Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия  
Комиссионный магазин   Узкий ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок
         

Неспециализированные продовольственные магазины типа "Продукты" (минимаркет) должны иметь торговую площадь не менее 18 м. Они торгуют узким ассортиментом продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, вино-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки. В них применяется индивидуальное обслуживание через прилавок.

Магазины со смешанным ассортиментом товаров могут иметь торговую площадь не менее 18м и узкий ассортимент продовольственных товаров, не связанных общностью спроса. Они применяют индивидуальное обслуживание покупателей через прилавок.

При организации сети магазинов в городах и поселках городского типа пользуются Номенклатурой типов магазинов. Она включает основные и дополнительные типы магазинов.

Основные типы магазинов представляют собой предприятия, на основе которых в перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения. Магазины этой группы создаются за счет нового строительства и реконструкции действующих предприятий с изменением в случае необходимости их ассортиментного профиля.

Дополнительные типы магазинов предназначены для применения при реконструкции и использовании действующих торговых помещений.

Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов. Таким образом, можно выделить некоторые типы предприятий розничной торговли, которые не вошли в основной стандарт, но имеют широкое распространение, особенно в последние годы:

МОЛЛ - очень крупный торговый центр с хорошо развитой развлекательной системой и сервисным обслуживанием. Другими словами - это место, куда можно приехать на целый день всей семьей и сделать все одним разом. Например, сдать вещи в химчистку или прачечную, починить часы и т.п. Торговые комплексы подобного рода по площади могут достигать 100 тыс. м.

Торговый центр - совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Многофункциональный комплекс с торговой составляющей - это объект, сочетающий в себе сразу несколько функций - торговля, развлечение, спорт, жилье. Наиболее популярными МФК являются:

· Торгово-развлекательный центр,представляет собой совокупность предприятий торговли, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, предприятий общественного питания и развлечений, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое. В ТРЦ соседствуют две ключевые функции, взаимно дополняющие друг друга, - торговая и развлекательная.

· Торгово-офисный центр - многофункциональный нежилой объект, в котором соседствуют такие ключевые функции как торговая и офисная, причем обе функции нейтральны по отношению друг к другу. Основная функция - торговая.

· Офисно-торговый центр - многофункциональный нежилой объект, в котором основная функция офисная, при этом часть здания занимают торговые помещения.

· Торгово-гостиничный комплекс - многофункциональный нежилой объект, в котором основная функция торговая, при этом часть площадей занимают гостиничные номера любого класса.

Вендинг - понятие которое пришло к нам с Запада и означает автоматизированную торговлю. Продажа товаров происходит через торговые автоматы, которые в свою очередь могут реализовывать практически любой товар, принимать как монеты, так и банкноты, давать сдачу и разменивать деньги.

Интернет магазин представляет собой веб-витрину, собственную операционную систему и логистическую систему, склад, курьерскую службу. Интернет магазин может реализовывать самый различный ассортимент товаров.

Бутик - реализует товары ведущих производителей, поддерживает высокий уровень цен. Площадь составляет до 100м.

4. Особенности управления предприятием

В последние годы начали получать развитие розничные торговые сети, представляющие собой совокупность розничных торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Розничные торговые сети могут образовываться в основном за счет:

1. поглощения (покупки) существующей розничной торговой сети;

2. занятия свободной ниши;

3. агрессивного проникновения - создания специализированных торговых предприятий с отсутствующим на региональном рынке ассортиментом товаров и услуг.

Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:

1. концентрация аппарата управления сетью в едином центре;

2. централизация коммерческой деятельности по закупкам товаров;

3. сокращение коммерческих функций в магазинах и передача их менеджерам центра;

4. внедрение количественно-стоимостного учета в торговой сети;

5. оснащение магазинов, входящих в сеть, современными контрольно-кассовыми машинами;

6. использование метода штрихового кодирования;

7. внедрение информационной системы, соответствующей задачам выбранной модели управления.

При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления:

· "Инвестиционная" модель основана на создании инвестирующего и объединяющего финансового центра с самостоятельными объектами хозяйствования. При такой модели задачи управления в центре упрощены, а предприятия, входящие в сеть, могут быть более инициативными в плане коммерческой деятельности, зависимость от качества работы коммерческих служб участников сети не позволяет полностью использовать преимущества сетевой организации розничной торговли.

· В определенной степени этих недостатков лишена " холдинговая " модель, при которой центр определяет закупочную политику, но объекты торговли самостоятельны в оперативном управлении. Такая модель позволяет более гибко управлять магазинами, но ей присущ чрезмерный рост аппарата управления и, как следствие, высокие издержки.

· Наиболее эффективной моделью сетевой организации розничной торговли является "централизованная" модель. Она основана на том, что единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в операциях, связанных с заказом, инвентаризацией и переоценкой товаров. Использование такой модели позволяет снизить издержки и более эффективно использовать аппарат управления при его концентрации в едином центре, но при этом должна быть обеспечена надежная связь с магазинами, входящими в сеть.

· Наибольшая экономия технических и трудовых ресурсов обеспечивается при использовании так называемой " лоточной " модели управления, основанной на полной концентрации управления в центре и практически полном отсутствии функций управления в магазинах. Информационная система находится в центральном офисе, здесь же сосредоточен весь аппарат управления. При такой системе практически исключаются прямые поставки товаров в магазины.

· На практике также может быть использована " гибридная " модель, при которой часть магазинов управляется централизованно, а другая часть может работать по "лоточному" или "холдинговому" принципу.

Столица остается самым важным регионом для развития сетевой торговли. Именно отсюда осуществляется основная экспансия национальных сетей, здесь впервые начали работать иностранные сети, здесь же апробируются новые форматы и технологии. Москва в целом опережает Россию на 3-4 года. По уровню развития сетевой торговли столица приближается к Польше или Чехии. На сегодняшний день в столице действуют порядка 50 продовольственных и 40 непродовольственных розничных торговых сетей различных размеров, более половины которых отвечают всем современным требованиям. В современных супермаркетах Москвы продается в среднем 10 тыс. наименований товаров.

По некоторым оценкам, к 2010 г. доля объединенных торговых сетей России достигнет 40 - 60% общего розничного товарооборота. В Москве они развиваются более быстрыми темпами, уже сейчас доля торговых сетей превышает 60%. Обороты крупных компаний растут быстрыми темпами - совокупный торговый оборот нескольких розничных сетей превысил отметку в 1 млрд. долларов. Рост объемов продаж сопровождается снижением нормы рентабельности, которая достигла 10-20 процентов. Сегодня торговые компании зарабатывают, прежде всего, за счет оборот.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: