Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды, что позволяет воспитателю предлагать детям интересные задания для самостоятельной работы.
В средней группе возможна организация уголков занимательной математики. При организации развивающей среды необходимо исходить из принципа доступности игр детям. В уголок занимательной математики рекомендуется помещать такие игры и игровые материалы, которые могут освоить дети с разным уровнем подготовки. Например, это могут быть:
• блоки Дьенеша;
• палочки Кюизенера;
• простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет», «Кубики для всех», «Игры с палочками»;
• мозаики;
• геометрические орнаменты;
• сюжетные изображения, составленные из геометрических фигур (сюжеты, действующими лицами которых являются герои детской литературы);
• рабочие тетради (из которых детям предлагаются некоторые задания на развитие мелкой моторики и закрепление математических представлений);
• счеты;
• наборы «Учись считать», «Счетные палочки», геометрических фигур (плоских и пространственных);
• пазлы, разрезные картинки;
• календарь года, часы, песочные часы, лупа, чашечные весы;
• альбомы с иллюстрациями «Времена года».
Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Рекомендуемая литература
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988.
Волина В.В. Праздник числа. М.: Мозаика-Синтез, 2003.
Данилова В.В., Рихтерман Т. Д. и др. Обучение математике в детском саду. – М.: Академия, 1997.
Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
Математика для малышей. Средняя группа. Рабочая тетрадь. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – СПб.: Акцидент, 1996.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
Сербина Е.В. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1992.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.