Вернуться к содержанию

Расчет основных электрических величин для автотрансформатора имеет некоторые особенности. Типовая или расчетная мощность однофазного автотрансформатора

Sтип = U1I1·10-3 = U2I2·10-3 (3.11)

может быть определена по заданным проходной мощности Sпрох и номинальным напряжениям U и U':

Рис. 3.2. Схема соединения обмоток однофазного двухобмоточного повышающего автотрансформатора

Рис. 3.2. Схема соединения обмоток однофазного двухобмоточного понижающего автотрансформатора

для повышающего автотрансформатора (рис. 3.2)

Sтип = Sпрох = kв Sпрох (3.12)

для понижающего автотрансформатора (рис. 3.3)

Sтип = Sпрох = kв Sпрох

Коэффициент kв=(U'-U)/U' для повышающего или kв=(U-U')/U для понижающего автотрансформатора, показывающий, какую долю составляют типовая (расчетная) мощность Sтип от проходной мощности Sпрох, иногда называют коэффициентом выгодности автотрансформатора (<1).

—————

* Здесь и далее электрическая прочность понимается как способность изоляции трансформатора и его частей выдерживать без повреждений те воздействия электрического напряжения, которые возникают при проведении испытаний, установленных нормативными документами (ГОСТ, технические условия), и в эксплуатации.

Для трехфазного автотрансформатора (рис. 3.4) с обмотками, соединенными в звезду, под U и U' в (3.12) следует понимать линейные напряжения. Соединение обмоток в треугольник для силовых автотрансформаторов обычно не применяется.

Рис. 3.4. Схема соединения обмоток трехфазного двухобмоточного повышающего трансформатора

Коэффициент kв всегда меньше единицы и Sтип<Sпрох, т.е. автотрансформаторная схема требует меньшей расчетной мощности и, следовательно, меньшего расхода материалов, а также обладает более высоким КПД, чем трансформаторная. Применение автотрансформаторов в этом отношении тем выгоднее, чем ближе отношение U'/U к единице, т.е. чем меньше изменяется напряжение сети при помощи автотрансформатора.

Номинальные линейные токи для трехфазных и однофазных автотрансформаторов рассчитываются, так же как и для трансформаторов, по (3.3) и (3.4). Расчет токов отдельных обмоток со схемами по рис. 3.2 и 3.3 производится по формулам:

для повышающего однофазного автотрансформатора (рис. 3.2)

I2 = I'; I1= I - I2 = I - I',

для понижающего однофазного автотрансформатора (рис. 3.3)

I2 = I; I1= I - I2 = I' - I.

Для трехфазного автотрансформатора с соединением обмоток в звезду токи обмоток находятся также по этим формулам. В том и другом случае I и I' - номинальные линейные токи автотрансформаторов, найденные по (3.3) и (3.4).

Напряжения отдельных обмоток U1 и U2, В, для однофазного автотрансформатора:

повышающего (рис. 3.2)

U1=U; U2=U' - U,

понижающего (рис. 3.3)

U1= U'; U2=U - U',

Для трехфазного автотрансформатора с соединением обмоток в звезду под U и U' в этих формулах следует понимать фазные напряжения автотрансформатора:

U= Uл/ и U'= U'л/ ,

где Uл и U'л - номинальные линейные напряжения автотрансформатора по заданию.

Напряжение короткого замыкания ик для автотрансформатора обычно задается как сетевое ик,с т. е. относительно большего из двух сетевых напряжений U и U'. При расчете основных размеров автотрансформатора необходимо знать расчетное напряжение ик,p т. е. отнесенное к напряжению одной из обмоток U1 или U2. Для понижающего и повышающего автотрансформатора ик,р может быть найдено по формуле

ик,р = ик,с/ kв.

После определения расчетной мощности, токов и напряжений обмоток и расчетного напряжения короткого замыкания между обмотками ВН и СН расчет автотрансформатора производится по этим данным так же, как и обычного трансформатора.

Пример. Рассчитать основные электрические величины для понижающего трехфазного трехобмоточного автотрансформатора с автотрансформаторной связью обмоток ВН и СН и трансформаторной связью обмоток ВН и НН, СН и НН по рис. 2.9, б.

Проходная мощность Sпрох = 100000 кВ·А, мощности обмоток ВН и СН при автотрансформаторной связи Sпрох; мощность обмотки НН 0,5Sпрох. Номинальное напряжение: ВН 231 кВ; СН 121 кВ±8·1,5%; НН 38,5 кВ. Схемы соединения обмоток: ВН и СН — У, НН — Д. Напряжения короткого замыкания ик,с, приведенные к проходной мощности и отнесенные к сетевым напряжениям: ВН—СН 11 %; ВН—НН 31 %; СН—НН 19%.

Коэффициент выгодности

kв = (Uл - U'л)/ Uл = (231-121)/231 = 0,476.

Типовая мощность Sтип = kвSпрох=0,476.100000=47 600 кВ·А; мощность обмотки НН SНН=50000 кВ·А. Расчетная мощность обмотки одного стержня для обмотки ВН и СН

S' = Sтип/c = 47600/3 = 15867 кВ·А;

для обмотки НН

S =Sпрох/c = 0,5·100000 /3 = 16667 кВ·А.

Линейные токи

I = Sпрох·103/( U) = 100000·103/( ·231000) = 250 А;

I' = Sпрох·103/( U') = 100000·103/( ·121000) = 480 А;

Iл3= Sпрох·103/( UНН) = 50000·103/( ·38500) = 750 А;

Токи обмоток

I2 = I = 250А; I1 = I'- I=480-250 = 230 А;

I3= Iл3/ = 750/ = 432 А.

Фазовые напряжения

U= Uл/ =231000/ = 133000 В;

U'= U'л/ = 121000/ =69700 В.

Напряжения обмоток

U1= U'=69700 В; U2=U-U'=133000-69700 = 63300 В;

U3 = UНН = 385000 В.

Расчетное напряжение короткого замыкания между обмотками ВН и СН

ик,р = ик,с/ kв = 11/0,476 = 23,1 %.

Напряжения короткого замыкания между обмотками ВН и НН, СН и НН, имеющими трансформаторную связь, не пересчитываются, но при реально возможной нагрузке на обмотках ВН—НН или СН—НН, равной 0,5, Sпрох будут равны: для ВН — НН 0,5·31 = 15,5% и для СН— НН 0,5·19 = 9,5%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: