Пояснительная записка. Министерство образования Московской области

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Сергиево-Посадский аграрный колледж»

(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж»)

Рассмотрена на заседании

предметной (цикловой) комиссии

математических и естественно-научных дисциплин

Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______

Председатель ПЦК____________/ Ткаченко А.А./

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по учебной дисциплине:

«ФИЗИКА»

Для студентов 2 курса заочной формы обучения

Специальности: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Специальности: 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

(на базе основного общего образования)

Преподаватель: Ткаченко Андрей Анатольевич

Сергиев Посад

2016г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из-браной профессиональной деятельности и объективное осознание роли фи-зических компетенций в этом;

− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по реше-нию общих задач;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен-ку уровня собственного интеллектуального развития;

 

• метапредметных:

− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения,

описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окру-жающей действительности;

− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систе-матизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, фор-мулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реа-лизации;

− умение использовать различные источники для получения физической ин-формации, оценивать ее достоверность;

− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

−умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

 

• предметных:

− сформированность представлений о роли и месте физики в современной на-учной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Все-ленной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;

− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и де-лать выводы;

− сформированность умения решать физические задачи;

− сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;

− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

 

В соответствии с действующим учебным планом студенты-заочники по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства по дисциплине «Физика» выполняют на 2 курсе одну контрольную работу.

Контрольная работа включает два теоретических и восемь практических заданий, которые направлены на проверку знаний, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников, умения применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.

К выполнению контрольной работы следует приступать после изучения соответствующего материала по учебнику.

При выполнении контрольной работы следует строго придерживаться указанных ниже правил.

1. Контрольную работу следует выполнять в тетради. На титульном листе работы должно быть указано: название учебного задания и учебной дисциплины, номера контрольной работы и ва­рианта, фамилия, инициалы, шифр и учебная группа студента (приложение 1). В конце работы следует указать использованную литературу, поставить дату окончания работы и расписаться.

2. В работу должны быть включены все задания, указанные в варианте. Контрольные работы, содержащие не все задания, а также содержащие задания не своего варианта, не засчитываются.

3. Задания контрольной работы следует располагать в порядке возрастания их номеров. Перед выполнением каждого задания надо записать полностью его условие.

4. Задание следует излагать подробно, делая соответствующие ссылки с указанием формул, теорем, выводов, которые используются при выполнении данного задания. Не допускаются сокращения слов, кроме общепринятых. Все вычисления (в том числе и вспомогательные) необходимо делать полностью.

5. Контрольная работа должна выполняться самостоятельно, в противном случае студент лишается возможности проверить степень своей подготовленности по дисциплине. Если будет установлено, что контрольная работа выполнена не самостоятельно, то она не будет зачтена, даже если в ней все задания выполнены верно.

6. Получив прорецензированную контрольную работу, студент должен исправить все отмеченные рецензентом ошибки и недочеты и выполнить все рекомендации рецензента.

Если рецензент предлагает внести в выполнение задания те или иные исправления или дополнения и представить их для повторной проверки, то это следует сделать в короткий срок.

В случае незачета работы и отсутствия прямого указания рецензента на то, что студент может ограничиться представлением исправленных решений отдельных заданий, вся работа должна быть выполнена заново. При представленных исправлениях должны обязательно находиться прорецензированная работа и рецензия на нее. В связи с этим рекомендуется при выполнении контрольной работы оставлять в конце тетради несколько чистых листов для дополнений и исправлений в соответствии с указаниями рецензента. Вносить исправления в сам текст работы после ее рецензирования запрещается.

7. Во время сессии студент должен пройти собеседование по зачтенной контрольной работе.

8. Каждый студент выполняет контрольную работу своего варианта. Номер варианта определяется по двум последним цифрам шифра обучающегося, согласно таблице 1.

9. Задания, выпол­ненные не полностью или не по своему варианту, не засчитываются и возвращаются студенту.

Таблица 1. Таблица распределения вариантов контрольных работ

Последняя цифра шифра Предпос- ледняя цифра шифра                    
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Вариант 1

1. Идеальный газ. Уравнение состояния идеального газа.

2. Электромагнитные волны и их свойства.

3. За какое время автомобиль, двигаясь из состояния покоя с ускорением 0.6 м/с2 пройдёт 30м?

4. Мяч массой 0.5 кг после удара, длящегося 0.02с, приобретает скорость 10 м/с. Найти среднюю силу удара.

5. Импульс тела равен 8 кг*м/с, а кинетическая энергия 16 Дж. Найти массу и скорость тела.

6. Какое количество вещества содержится в газе, если при давлении 200 кПа и температуре 240° К его объём равен 40 л.

7. Конденсатору емкостью 10 мкФ, сообщили заряд 4 мкКл. Какова энергия заряженного конденсатора.

8. Расстояние от предмета до собирающей линзы в n = 5 раз больше фокусного расстояния линзы. Найти увеличение линзы.

9. Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли, а радиус Земли в 3,7 раза больше радиуса Луны. Как изменится период колебаний маятника при перенесении его с Земли на Луну?

10. Сколько фотонов попадает за 1 с в глаз человека, если глаз воспринимает свет с длиной волны 0,55 мкм при мощности светового потока 1,8*10^16 Вт. Постоянная Планка 6,6*10^34 Дж*с.

Вариант 2

1. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона.

2. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

3. Конденсатор ёмкостью 100 мкФ заряжается до напряжения 500В за 0.5с. Каково среднее значение силы тока.

4. На какой высоте потенциальная энергия груза массой 2т. равна 10 кДж.

5. Уравнение х=3+8t+2t2. Определить начальную координату, скорость тела и ускорение тела. Чему равна координата тела в момент времени 10 сек.

6. Какова внутренняя энергия 10 моль одноатомного газа при температуре 27°С.

7. Найти внутренне сопротивление и ЭДС источника тока, если при силе тока 30 А мощность во внешней цепи равна 180 Вт, а при силе тока 10А эта мощность равна 100 Вт.

8. Освещенная щель высоты h = 5 см проектируется с помощью собирающей линзы с фокусным расстоянием F = 10 см на экран, отстоящий от линзы на расстоянии l= 12 см. Найти высоту Н изображения щели на экране.

9. Один из маятников за некоторое время совершил 10 колебаний. Другой за то же время совершил 6 колебаний. Разность длин маятников = 16 см. Найти длины маятников l и 2.

10. Стеклянный баллон лампы дневного света покрывают с внутренней стороны люминофором — веществом, которое при облучении фиолетовым или ультрафиолетовым светом дает спектр, близкий к солнечному. Объяснить причину явления.

Вариант 3

1. Импульс тела. Импульс системы тел. Закон изменения и сохранения импульса системы тел в инерциальных системах отсчета.

2. Интерференция света.

3. Площадь каждой пластины конденсатора равна 520 см. На каком расстоянии друг от друга надо расположить пластины в воздухе, чтобы ёмкостью конденсатора была равна 46 пф.

4. Какую работу надо совершить, чтобы растянуть пружину жёсткостью 40 кН/м на 0.5см.

5. При температуре 27°С давление газа в закрытом сосуде было 75 кПа. Каким будет давление при температуре (-13°С).

6. На горизонтальном деревянном столе лежит деревянный брусок массой 5,0 кг. В брусок попадает пуля массой 9,0 г, после чего он проходит по столу расстояние 25 см и останавливается. Найти скорость пули.

7. При аварийном торможении автомобиль со скоростью 72 км/ч, остановился через 5с. Найти тормозной путь.

8. Изображение миллиметрового деления шкалы, расположенной перед линзой на расстоянии d = 12,5 см, имеет на экране длину L = 8 см. На каком расстоянии от линзы находится экран?

9. Эхо, вызванное ружейным выстрелом, дошло до стрелка через время t = 4 с после выстрела. На каком расстоянии s от стрелка находится преграда, от которой произошло отражение звука? Скорость звука в воздухе v = 340 м/с.

10. Каков импульс фотона, энергия которого равна 3 эВ?

Вариант 4

1. Внутренняя энергия. Внутренняя энергия идеального газа. Способы изменения внутренней энергии.

2. Второй закон Ньютона.

3. Уравнение движения мат. Точки имеет вид х=0.4t2. Какое это движение? Найти координату точки через 5 секунд и путь, пройденный за это время.

4. Какова внутренняя энергия 40 моль одноатомного газа при температуре 30°С?

5. С каким ускорением движется электрон в поле напряженностью 10 кВ/м.

6. Обмотка реостата Сопротивлением 84 Ом выполнена из никелиновой проволоки с площадью поперечного сечения 1 мм^2. Какова длина проволоки?

7. Какова кинетическая энергия тела массой 6.6 Т, движущегося со скоростью 7.8 км/с.

8. Собирающая линза дает на экране изображение предмета с увеличением к = 2. Расстояние от предмета до линзы превышает ее фокусное расстояние на величину а = 6 см. Найти расстояние/от линзы до экрана.

9. Найти разность фаз между двумя точками звуковой волны, отстоящими друг от друга на расстоянии l = 25 см, если частота колебаний v = 680 Гц. Скорость звука в воздухе v = 340 м/с.

10. При облучении алюминиевой пластины фотоэффект начинается при наименьшей частоте 1,03 ПГц. Найти работу выхода электронов из алюминия (в эВ).

Вариант 5

1. Равномерное движение по окружности.

2. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

3. Каково давлении сжатого воздуха, находящегося в баллоне вместительностью 20 литров при температуре 12°С, если масса этого воздуха 2 кг. (М=.029 кг/моль)

4. Балка, длинной 5м с площадью поперечного сечения 100 см^2 под действием сил по 10 кН сжалась на 1см. Найти относительно сжатие и механическое напряжение.

5. На каком расстоянии друг от друга заряды 1 мкКл и 10 нКл взаимодействуют с силой 9 мН?

6. С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолёт, массой 60 Т, если сила тяги двигателей 90 кН?

7. При перемещении заряда между точками с разностью потенциалов 1кВ электрическое поле совершило работу 40 мкДж. Чему равен заряд?

8. Предмет длины I = 8 см проектируется на экран. Какое фокусное расстояние F должен иметь объектив, находящийся на расстоянии l= 4 м от экрана, чтобы изображение предмета на экране имело длину L = 2 м?

9. Звуковые колебания частоты v имеют в первой среде длину волны X1, а во второй - длину волны Х2. Как изменяется скорость распространения этих колебаний при переходе из первой среды во вторую, если X1 = 2X2.

10. Найти красную границу фотоэффекта для калия.

Вариант 6

1. Упругие деформации. Закон Гука.

2. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей.

3. Какая сила действует на заряд 12 нКл, помещённый в точку, в которой напряженность электрического поля равна 2 кВ/м.

4. Автобус, масса которого с полной нагрузкой равна 15Т, трогается с места с ускорением 0.7 м/с^2. Найти силу тяги, если коэффициент сопротивления движения (коэф. трения) равен 0.03.

5. Какова потенциальная энергия ударной части свайного молота массой 300 кг, поднятого на высоту 1.5 м?

6. При какой температуре находился газ в закрытом сосуде, если при нагревании его на 140°К давление возросло в 1.5 раза?

7. Рассчитать общее сопротивление, если R=5 Oм, R=4 Ом, R=3 Ом, R=2 Ом.

8. Собирающая линза с фокусным расстоянием F = 0,06 м вставлена в отверстие радиуса г = 0,03 м в непрозрачной ширме. На экране, находящемся на расстоянии а = 0,16 м от ширмы, получено четкое изображение точечного источника света. Каков будет радиус R светлого круга на экране, если вынуть линзу из отверстия?

9. Звуковые колебания распространяются в воде со скоростью v1= 1480 м/с, а в воздухе - со скоростью v2 = 340 м/с. Во сколько раз изменится длина звуковой волны при переходе звука из воздуха в воду?

10. Длинноволновая (красная) граница фотоэффекта для меди 282 нм. Найти работу выхода электронов из меди (в эВ).

Вариант 7

1. Линзы. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Построение изображений в линзах.

2. Фотоны. Энергия и импульс фотона.

3. Самолет пролетел по прямой 600 км, затем повернул под прямым углом и пролетел еще 800 км. Чему равен модуль вектора перемещения (в км) самолета?

4. Два шарика из одного материала падают в воздухе. Отношение радиусов шариков равно 4. Во сколько раз больше скорость установившегося падения крупного шарика? Сила сопротивления пропорциональна площади поперечного сечения шарика и квадрату его скорости.

5. С кормы лодки массой 200 кг, движущейся со скоростью 1 м/с, прыгает мальчик в горизонтальном направлении в сторону, противоположную движению лодки. С какой скоростью (относительно земли) прыгает мальчик, если скорость лодки после его прыжка возросла до 3 м/с, а масса мальчика 50 кг?

6. Емкость плоского конденсатора равна 6 мкФ. Чему будет равна его емкость (в мкФ), если расстояние между пластинами увеличить в 2 раза, а затем пространство между пластинами заполнить диэлектриком с e = 5?

7. При перенесении математического маятника с Земли на другую планету период его колебаний увеличился в 3 раза. Во сколько раз масса Земли больше массы планеты, если радиус Земли в 2 раза больше радиуса планеты?

8. На дне сосуда с жидкостью с показателем преломления 5/3 помещен точечный источник света. Какого минимального радиуса (в см) должен быть непрозрачный диск, плавающий на поверхности жидкости, чтобы, глядя сверху, нельзя было увидеть этот источник? Высота слоя жидкости 12 см.

9. В калориметре смешиваются три химически не взаимодействующие незамерзающие жидкости массами 1 кг, 10 кг и 5 кг с удельными теплоемкостями 2, 4 и 2 кДж/(кг*К) соответственно. Температуры первой и второй жидкостей до смешивания были 6°С и -40°С. Температура смеси стала равной -19°С. Найдите температуру (в °С) третьей жидкости до смешивания.

10. Какую максимальную кинетическую энергию имеют фотоэлектроны при облучении железа светом с длиной волны 200 нм? Красная граница фотоэффекта для железа 288 нм

 

 

Вариант 8

1. Работа и мощность электрического тока.

2. Механическая энергия. Закон изменения и сохранения полной механическое энергии.

3. Определите скорость течения (в км/ч), если скорость теплохода вниз по реке равна 22 км/ч, а вверх 18 км/ч.

4. Тело массой 0,5 кг, падая без начальной скорости с высоты 9 м, приобрело вблизи поверхности земли скорость 12 м/с. Найдите среднюю силу сопротивления воздуха, g = 10 м/с2.

5. Шарик массой 0,1 кг упал на горизонтальную площадку, имея в момент падения скорость 10 м/с. Найдите изменение импульса шарика при абсолютно неупругом ударе. В ответе укажите модуль полученной величины.

6. На какой глубине давление воды в 3 раза больше атмосферного, равного 100 кПа? g = 10 м/с2.

7. Два точечных заряда взаимодействуют в вакууме на расстоянии 10 см с такой же силой, как в диэлектрике на расстоянии 5 см. Определите диэлектрическую проницаемость диэлектрика.

8. Длина первого математического маятника в 4 раза больше длины второго математического маятника. Найдите отношение частоты колебаний второго маятника к частоте колебаний первого.

9. Монохроматический свет с частотой 1,5*10^15 Гц распространяется в пластинке, прозрачной для этого света и имеющей показатель преломления 1,6. Чему равна длина волны (в нм) этого света в пластинке?

10. Какой длины волны надо направить свет на поверхность цезия, чтобы максимальная скорость фотоэлектронов была 2 Мм/с?

Вариант 9

1. Третий закон Ньютона.

2. Равноускоренное прямолинейное движение.

3. Скорость лодки относительно воды равна 4 м/с и направлена перпендикулярно берегу, а скорость течения реки - 3 м/с. Найдите скорость лодки относительно берега.

4. Нить с грузом подвешена на тележке, которая движется с ускорением 2,25 м/с2. Найдите силу натяжения нити после того как она займет устойчивое наклонное положение. Масса груза 4 кг. g = 10 м/с2.

5. С каким ускорением будет подниматься с поверхности земли ракета массой 1 т, если она выбрасывает вертикально вниз 10 кг раскаленных газов в секунду со скоростью 1500 м/с? g = 10 м/с2.

6. При повышении температуры газа на 300 К средняя квадратичная скорость его молекул возросла от 500 до 700 м/с. На сколько еще градусов надо поднять температуру, чтобы средняя квадратичная скорость возросла до 900 м/с?

7. Плоский воздушный конденсатор емкостью 1 мкФ соединили с источником напряжения, в результате чего он приобрел заряд 10 мкКл. Расстояние между пластинами конденсатора 5 мм. Определите напряженность поля (в кВ/м) внутри конденсатора.

8. На какую длину волны настроен радиоприемник, если его колебательный контур обладает индуктивностью 3 мГн и емкостью 3 нФ? п = 3,14.

9. Найдите длину волны света (в нм), если при нормальном падении света на дифракционную решетку с постоянной 4,4 мкм максимум четвертого порядка для этой длины волны наблюдается под углом 30°.

10. К вакуумному фотоэлементу, у которого катод выполнен из цезия, приложено запирающее напряжение 2 В. При какой длине волны падающего на катод света появится фототок?

Вариант 10

1. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести.

2. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

3. С какой скоростью надо бросить камень вдоль горизонтальной поверхности катка, чтобы он, скользя с ускорением 0,5 м/с2, остановился на расстоянии 100 м от начального положения?

4. С каким ускорением поднимают груз на веревке, если ее натяжение увеличилось втрое по сравнению с натяжением, создаваемым неподвижным грузом? g = 10 м/с2.

5. Пуля массой 10 г пробила стенку, при этом скорость ее уменьшилась от 800 м/с до 400 м/с. Найдите изменение импульса пули. В ответе укажите модуль полученной величины.

6. В цилиндре под поршнем находится некоторая масса газа при температуре 300 К, занимающая при давлении 0,1 МПа объем 6 л. На сколько градусов надо охладить газ при неизменном давлении, чтобы при этом была совершена работа 50 Дж по его сжатию?

7. Два удаленных друг от друга проводящих шара имеют радиусы 3 и 7 см и потенциалы 20 и 30 В соответственно. Каким станет потенциал шаров после соединения их тонким проводом?

8. Сколько полных колебаний совершит материальная точка за 5 секунд, если частота колебаний 440 Гц?

9. Во сколько раз увеличится расстояние между предметом и его изображением в плоском зеркале, если зеркало переместить в то место, где было изображение? Предмет остается неподвижным.

10. Какова максимальная скорость фотоэлектронов, если фототок прекращается при запирающем напряжении 0,8 В?

 

Рекомендуемая литература

Для студентов

  Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. Дмитриева В.Ф. М., 2014
  Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования Дмитриева В.Ф. М., 2014
  Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. М., 2014
  Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования Дмитриева В.Ф. М., 2015
  Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.- метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. Дмитриева В.Ф. М., 2014.
  Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. Дмитриева В.Ф. М., 2014.
  Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс Касьянов В.А. М., 2010.
  Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс Касьянов В.А. М., 2010.

Интернет-ресурсы

  www.fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  wwww.dic.academic.ru Академик. Словари и энциклопедии
  www.booksgid.com Воокs Gid. Электронная библиотека
  www.globalteka.ru Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов
  www.window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  www.st-books.ru Лучшая учебная литература
  www.school.edu.ru Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность
  www.ru/book Электронная библиотечная система
  www.alleng.ru/edu/phys.htm Образовательные ресурсы Интернета — Физика
  www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  https//fiz.1september.ru Учебно-методическая газета «Физика»
  www.n-t.ru/nl/fz Нобелевские лауреаты по физике
  www.nuclphys.sinp.msu.ru Ядерная физика в Интернете
  www.college.ru/fizika Подготовка к ЕГЭ
  www.kvant.mccme.ru Научно-популярный физико-математический журнал «Квант»
  www.yos.ru/natural-sciences/html Естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»

 

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: