Составление протокола измерений

Агалакова Л.М.

Кривошеин И.Л.

Семёновых Л.В.

 

Лабораторная работа №1

 

ЛИНЕЙНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Методические указания

к лабораторным работам по ТОЭ ч.1

 

 

Киров 2011
Печатается по решению редакционно-издательского совета Вятского государственного университета.

 

УДК

 

 

Авторы: к.т.н., доцент Агалакова Л.М., кафедра ЭиЭ

к.т.н., доцент Кривошеин И.Л., кафедра ЭиЭ

ст. преподаватель Семёновых Л.В., кафедра ЭиЭ

 

 

Агалакова Л.М., Кривошеин И.Л., Семёновых Л.В. Линейная электрическая цепь постоянного тока: методические указания к лабораторным работам по ТОЭ ч.1. – Киров: Изд-во ВятГУ, 2011. – 13 с.

 

Авторская редакция

 

Подписано в печать Усл.печ.л.

Бумага офсетная

Заказ № Тираж Бесплатно

Текст напечатан с оригинал-макета, предоставленного авторами

___________________________________________________________

610000, г. Киров, ул. Московская, 36.

Оформление обложки, изготовление – ПРИП ВятГУ.

 

 

© Вятский государственный университет, 2011

© Агалакова Л.М., 2011

© Кривошеин И.Л., 2011

© Семёновых Л.В., 2011


Введение

Общие указания и правила выполнения лабораторных работ

 

Выполнение лабораторных работ – важная часть учебного процесса, преследующая цель более глубокого усвоения теоретических положений изучаемой дисциплины и приобретения навыков исследовательской работы.

Перед началом лабораторных работ студенты должны изучить правила и технику безопасности работы в лаборатории.

Для успешного проведения лабораторных занятий каждая лабораторная работа выполняется бригадой в составе 2–3 человека. Бригада обязана проделать все лабораторные работы, предусмотренные учебным планом кафедры.

До начала очередной лабораторной работы студент должен ознакомиться с соответствующими указаниями и рекомендованной литературой. Перед выполнением работы необходимо иметь заранее заготовленную форму протокола измерений. Бланк протокола измерений должен быть подготовлен каждым студентом перед лабораторной работой с использованием множительной техники или переписан от руки.

Прежде чем приступить к выполнению работы, студент должен твердо знать теоретический материал темы, к которой принадлежит данная работа, ясно представлять поставленную в работе задачу, способы ее разрешения и ожидаемые результаты.

Вся экспериментальная часть работы выполняется в полном объеме и той последовательности, как это предусмотрено данными методическими рекомендациями, под наблюдением преподавателя.

Если составляются сложные схемы, следует придерживаться определенного порядка: сначала соединяются последовательно цепи всех приборов с соответствующей аппаратурой, а затем – все параллельные цепи приборов и аппаратура, относящаяся к ним. При соединении элементов цепи и измерительных приборов рекомендуется подключать к клеммам не более двух проводников. Соединяя элементы цепи, следует обратить внимание на правильное включение генераторных зажимов приборов (фазометра, ваттметра). В работах на постоянном токе, необходимо следить за правильным включением приборов, поскольку показания их зависят от направления тока.

Во всех случаях, когда возникает сомнение в правильности полученных результатов измерений, необходимо повторить их вместе с преподавателем.

Обращение с приборами и оборудованием требует большой осторожности и внимательности. Включать напряжение для выполнения опыта можно только после проверки цепи преподавателем или лаборантом.

Описание каждой лабораторной работы в данном учебном пособии включает теоретическую часть, практическую часть и образец бланка протокола измерений.

 


Составление протокола измерений

 

Протокол измерений должен вестись с особой тщательностью, так как он является единственным документом, остающимся в распоряжении экспериментаторов. В протоколе должны отмечаться содержание соответствующего пункта лабораторной работы по программе, электрическая схема, по которой производились измерения.

Запись измерений необходимо вести карандашом в таблицах, указывая в заголовках граф таблиц наименование измеряемых величин и единицы измерения.

Ошибочные записи, промахи и сомнительные наблюдения зачеркиваются, но так, чтобы зачеркнутое можно было разобрать.

Если проведение опыта требует выполнения предварительных расчетов, то в протоколе должны быть указаны формулы, по которым они производились и числовые значения, подставленные в формулы.

Рекомендуется после выполнения каждого пункта работы производить, хотя бы ориентировочно, требуемые программой расчеты и построения. Это дает возможность установить правильность проведения опыта.

После выполнения лабораторной работы заполненный протокол утверждается у преподавателя и является неотъемлемой частью отчета о лабораторной работе. Отсутствие у студента утвержденного протокола приравнивается к прогулу. Результаты измерений предъявляются для просмотра преподавателю до разборки исследуемой цепи, затем обводятся чернилами.

Если результаты наблюдений оказываются неудовлетворительными, то опыт необходимо повторить. Удовлетворительные результаты подписываются преподавателем.

 

Составление отчета

 

На основании протокола измерений составляется отчет о работе, который включает все данные, занесенные в протокол наблюдений, а также все необходимые вычисления, схемы, графики и диаграммы.

Отчет по выполненной работе составляется по соответствующей форме, приведенной в каждой работе, и должен содержать титульный лист с полной информацией об авторе(ах).

Представляя результаты в графической форме, следует пользоваться масштабами, которые давали бы возможность легко пользоваться графиком. Рекомендуется применять шкалы, масштаб которых выражается числами 1, 2 или 5, умноженными на 10 n, где n – целое число. Координатные оси должны быть обозначены с указанием единиц измерения.

На графиках экспериментальных зависимостей обязательно должны быть отмечены точки кривой, полученные в результате эксперимента. На расчетных кривых точки не ставятся.

Векторные и круговые диаграммы должны быть построены в масштабе с указанием его на диаграмме. Масштаб на векторных и круговых диаграммах обозначается указанием масштабного коэффициента. Например, если на диаграмме напряжений отрезку 1 см соответствует 5 В, то следует писать mU =5 В/см. Если на диаграмме токов отрезку 1 см соответствует 0,1 A, то следует писать mI = 0,1 A/см.

Отчет представляется преподавателю к следующему лабораторному занятию отдельно каждым студентом. Без сдачи отчета студент не допускается к выполнению очередной работы. Кроме того, вместе с отчетами каждый студент представляет протокол измерений, подписанный ранее преподавателем.


Цель работы

 

Цель работы является экспериментальная проверка законов Кирхгофа, принципа наложения и метода эквивалентного генератора.

 

I Общие сведения

 

Законы Кирхгофа являются основными законами электрических цепей.

Первый закон Кирхгофа устанавливает связь между токами, подходящими к узлу цепи: алгебраическая сумма токов ветвей, сходящихся в узле электрической цепи, равна нулю.

Второй закон Кирхгофа устанавливает связь между ЭДС и напряжениями в электрической цепи: алгебраическая сумма напряжений на пассивных элементах ветвей замкнутого контура равна алгебраической сумме ЭДС ветвей этого контура.

Принцип наложения применим к линейным электрическим цепям, и формулируется следующим образом: ток ветви линейной электрической цепи с несколькими источниками равен алгебраической сумме частичных токов, вызываемых в этой ветви действием каждого источника в отдельности.

При действии только одного из источников остальные источники в схеме замещаются их внутренними сопротивлениями. Внутреннее сопротивление идеального источника ЭДС принимается равным нулю. Внутреннее сопротивление идеального источника тока равно бесконечности.

Основные положения принципа наложения можно рассмотреть на примере схемы (рисунок 1.1а), которая имеет два источника ЭДС и , а также резисторы , и , включенные в ветви схемы.

а) б) с)

Рисунок 1.1 – Схемы замещения, используемые в методе наложения.

 

Сначала в схеме оставляют первый источник ЭДС (рисунок 1.1б) и находят создаваемые им частичные токи , и , например, по закону Ома для участка цепи, содержащего ЭДС:

, , ,

где межузловое напряжение определяют по методу двух узлов:

.

Затем оставляют в схеме второй источник ЭДС (рисунок 1.1в) и находят создаваемые им частичные токи , и :

, , ,

.

Полные токи , и в ветвях заданной схемы (рисунок 1.1а) находят алгебраическим суммированием частичных токов с учётом их направлений:

, , .

Потенциальная диаграмма позволяет наглядно представить распределение потенциалов в контуре электрической цепи. На плоскости по оси абсцисс откладываются в масштабе сопротивления резисторов в том порядке, в каком они следуют при обходе контура. Значения сопротивлений при этом суммируются, т.е. по оси абсцисс накапливается суммарное сопротивление контура. По оси ординат откладываются потенциалы соответствующих точек выбранного контура.

На рисунке 1.2 построена потенциальная диаграмма для контура цепи (рисунок 1.1а), включающего в себя элементы , , , .

 

Рисунок 1.2 – Потенциальная диаграмма.

 

Потенциал точки принимаем равным нулю. Тогда потенциалы точек выбранного контура запишутся:

, , , .

Наклоны прямых и на диаграмме (рисунок 1.2) к оси абсцисс различны. Тангенсы этих углов наклона пропорциональны токам соответствующих участков цепи.

Метод эквивалентного генератора позволяет определить ток в выделенной ветви или конкретном элементе электрической цепи, заменив остальную часть цепи активным двухполюсником (А), активный двухполюсник имеет два параметра: напряжение холостого хода на его разомкнутых зажимах и внутреннее сопротивление относительно этих зажимов.

Например, для определения тока в схеме (рисунок 1.1а) необходимо ветвь с сопротивлением , по которому протекает этот ток, установить на выходные зажимы активного двухполюсника А, под которым понимается остальная часть электрической цепи (рисунок 1.3а). Активный двухполюсник при расчете заменяется эквивалентным генератором (рисунок 1.3б), ЭДС которого равна напряжению холостого хода на разомкнутой ветви двухполюсника (рисунок 1.3в): , а внутренне сопротивление генератора равно внутреннему сопротивлению двухполюсника, то есть . Сопротивление генератора можно определить экспериментально из опытов холостого хода () и короткого замыкания () ветви (рисунок 1.3в, г):

.

В случае невозможности проведения опытов холостого хода или короткого замыкания (из-за недопустимого тока) проводят два опыта с различными сопротивлениями нагрузки, фиксируя каждый раз ток , и напряжение , на нагрузке. Тогда сопротивление генератора:

.

а) б) в) г)

Рисунок 1.3 – Метод эквивалентного генератора.

Ток в выделенной ветви, т.е. на сопротивлении , вычисляется по формуле:

.

Максимум мощности в выделенной ветви (нагрузке эквивалентного генератора) имеет место при и вычисляется как

.

Напряжение холостого хода , ток короткого замыкания и внутреннее сопротивление активного двухполюсника (А) можно рассчитать при наличии значений ЭДС и сопротивлений схемы рисунок 1.3а (используя метод двух узлов и метод наложения):

,

, .



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: