Иди туда, где тебе страшнее всего

Пема ЧОДРОН

 

там, где страшно

 

 


 

Pema Chodron

The Places That Scare You

 

Перев. с англ. А. Сливковой М .: Гаятри,

 

Пема Чодрон первая женщина Запада, принявшая монашество в буддизме, выдающаяся ученица великого тибетского мастера Чогьяма Трунгпа. « Там, где страшно » — это беседы Чодрон с её учениками и послушниками монастыря Гампо ( Нова Скотия, Канада ). Цикл встреч « Там, где страшно » посвящён тому, что такое человеческие страхи и как они влияют на нашу жизнь, как находить точку опоры среди ежедневно возникающих проблем и неурядиц, как извлекать силы и мудрость из сложных, дискомфортных, даже критических жизненных ситуаций. Книга адресована широкому кругу читателей и, несмотря на насыщенность цитатами восточных мудрецов и ссылками на буддийские учения, вполне доступна и применима к жизни любого, даже далёкого от буддийских практик человека.

 

© Pema Chodron, 2001
© А. Сливкова, перевод, 2005
© « Гаятри », 2005


Содержание

1. Несколько слов от издателей. 5

2. Благодарности. 8

3. Пролог. 9

4. Бодхичитта. 10

5. Соединение с источником.. 15

6. Природа реальности. 22

7. Научиться присутствовать. 28

8. Заповеди воина, или наставления для воспитания ума. 35

9. Четыре безграничных качества. 40

10. Любящая доброта. 43

11. Сострадание. 49

12. Тонглен. 54

13. Способность радоваться. 59

14. Практики, помогающие культивировать радость. 64

15. Расширение сознания. 66

16. Знакомство с врагами. 70

17. Начать сначала. 75

18. Усилия. 77

19. Три вида лени. 82

20. Шесть совершенств воина-бодхисаттвы.. 86

21. Неизвестность, или отсутствие опоры.. 92

22. Обострение невроза. 98

23. Когда идти становится трудно (как избежать трудностей на пути) 101

24. Духовный друг. 105

25. Промежуточное состояние. 109

26. Заключительное пожелание. 112

27. Приложение: практики. 113

28. Наставления Атиши для воспитания ума. 113

29. Сутра четырёх безграничных состояний. 117

30. Практика любящей доброты.. 118

31. Практика сострадания. 119

32. Практика трёхшагового пожелания. 120


Несколько слов от издателей

Случилось так, что основной поток книг « Гаятри » — это художественная проза, рассчитанная на самый широкий круг читателей. При этом каждая книга « Гаятри » - чуть-чуть особенная по сравнению с подавляющим большинством существующих на русском языке книг. В книгах « Гаятри » — вместо действия ради действия, сюжета ради сюжета, красивых фраз ради красивых фраз всякий раз за чередой букв, слов и образов можно разглядеть приглашение. Приглашение для читателя взглянуть на мир и на свою жизнь по-новому, свежо и неожиданно, храбро и открыто, с доброй улыбкой.

В задачи издательства « Гаятри » не входит публикация « эзотерики » — книг о духовном росте и самопознании в силу того, что « эзотерика », по нашему мнению, является довольно специфическим жанром, предназначенным для тех немногих, кто разбирается в его понятиях и смыслах. Тем не менее, среди проектов « Гаятри » родилась и существует серия « Зов бесконечности », которую можно назвать « эзотерической » — с некоторыми оговорками.

« Зов бесконечности » — это коллекция избранных книг, каждая из которых достойна занять место в сокровищнице человеческой мудрости. Это тексты просветлённых мистиков, почитаемых мудрецов и философов. Однако даже в рамках этого, казалось бы, глубоко эзотерического направления мы стремимся выбирать для публикации такие книги, которые могут быть близки и интересны любому читателю, независимо от его подготовки и искушённости.

Книга Пемы Чодрон, замечательного человека с удивительной судьбой, приглянулась нам именно своей абсолютной доступностью и практической полезностью для любого, кому она попадётся в руки. Пема Чодрон первая женщина Запада, принявшая монашество в буддизме, выдающаяся ученица великого тибетского мастера Чогьяма Трунгпа. « Там, где страшно » — это беседы Чодром с её учениками и послушниками монастыря Гампо ( Нова Скотия, Канада ). Сборник конспектов этих бесед, получивший название « Там, где страшно », помогает разобраться в том, что такое человеческие страхи и как они влияют на нашу жизнь, как находить точку опоры среди ежедневно возникающих проблем и неурядиц, как извлекать силы и мудрость из сложных, дискомфортных, даже критических жизненных ситуаций. Для общения с этой книгой необязательно исповедовать буддизм или обладать заметной осведомлённостью в области восточной философии.

« Там, где страшно » — это книга для ка5ВДого из нас, живущего напряжённой, сложной жизнью, попадающего то и дело в сложные, стрессовые ситуации.

« Там, где страшно » — это простые рецепты мудрости и покоя на каждый день, рецепты, проверенные временем и тысячами людей во всём мире.

 

Таши МАРТЫНОВА

главный редактор издательства « Гаятри »


Признавайся в своих скрытых недостатках.

Не избегай того, что тебе не нравится.

Помогай другим, когда тебе кажется,

что ничем не можешь помочь.

Отпускай всё, к чему привязана.

Иди туда, где тебе страшнее всего.

 

[совет, полученный тибетской йогиней

Мачик Лабдрён от своего Учителя]

 

Посвящается шестнадцатому кармапе

Рангджунгу Ригпе Дордже,

Дилго Кхьентсе Ринпоче

и Чогьяму Трунгпа Ринпоче,

которые научили меня,

как быть бесстрашной.


 

Благодарности

В первую очередь хочу поблагодарить пятерых человек, благодаря которым эта книга увидела свет: брата по монастырю Тингдзин Ётро, оказавшего неоценимую помощь в подготовке моих лекций; Тамару Эллентук, превосходного секретаря, которая оставалась со мной в самые трудные моменты; Джиджи Симса, взявшего на себя труд по расшифровке записей; мою дорогую подругу Хелен Творкову, которая предоставила мне место для работы; и, конечно, давнюю подругу и редактора Эмили Хилбурн, которая вкладывала всю душу в эту книгу U проявляла истинное бесстрашие воина.

Хочу также поблагодарить многих других людей, которые на протяжении последних пяти лет расшифровывали мои лекции: Мигм Чодрон, Лин Ван де Бунт, Юджина и Хелен Ташима, Сьюзен Стоуэнз, Алексиса Шоу, Билла U Эйлин Фел, Рохану Гринвуд и Барбару Блоуин.

Благодарю Соледад Гонзалез за её любящую доброту.

Выражаю также глубокую признательность Джоко Бек U Эзре Байда, которые оказали значительное влияние на мою работу, особенно Эзре, во многом благодаря которой написана глава о медитации.

И, наконец, от всей души благодарю моих ныне живущих учителей Дзигара Конгтрул Ринпоче и Сакьонга Мифам Ринпоче. Со всем своим великодушием они помогали мне раскрывать природу моего ума и мои скрытые недостатки.


 

Пролог

Когда я читаю лекции, мною движет сочувствие, ибо надеюсь, что мы будем использовать это учение в повседневной жизни, благодаря чему освободим себя и других людей от страданий.

Во время лекции я побуждаю слушателей, быть непредубеждёнными и восприимчивыми. Для сравнения я привожу в пример, как ребёнок смотрит на мир без каких-либо идей и представлений. Как сказал мастер дзен Судзуки Роши: « Ум новичка открыт бесконечному числу возможностей, тогда как ум знатока лишь немногим из них ».

В конце лекции я посвящаю то, чего мы добились, всему живому. Чтобы лучше понять смысл этого дружественного жеста, можно провести аналогию с каплей свежей ключевой воды: если поместить каплю на камень под палящими лучами солнца, она вскоре испарится; но если она попадёт в океан, она никогда не исчезнет. Поэтому и мы не должны оставлять учение только для себя, а использовать его на благо всех существ.

Такой подход к чтению лекций отражает три благородных принципа: быть добродетельным в начале, быть добродетельным в середине и быть добродетельным в конце. Эти принципытам, где страшно можно применять ко всему происходящему в нашей жизни. Начиная любое дело новый день, приём пищи, практику мы приступаем к нему с намерением быть открытыми, гибкими и добросердечными. Затем, в продолжение всего действия, проявляем любознательность. Как говорит мой учитель Чогьям Трунгпа Ринпоче: « Относись к жизни как к эксперименту ».

Завершая начатое, независимо от того, преуспели мы или нет, мы думаем о других, обо всех, кто добился успеха или потерпел неудачу. И желаем, чтобы то, что мы узнали из своего опыта, послужило на благо всех живых существ.

Именно так я предлагаю вам читать эту книгу, рассказывающую о пути сострадательного воина. Пусть она принесёт пользу всем живым существам на трёх этапах пути. Пусть она поможет нам идти туда, где страшнее всего. И пусть она обогатит нашу жизнь и поможет умереть без сожаления.


Бодхичитта [*]

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Первый урок бодхичитты я получила от одной старушки, когда мне было только шесть лет. Она сидела на солнышке возле своего дома, а я шла мимо чувствуя себя ужасно одинокой, никому не нужной и несчастной, и пинала всё, что попадалось под ноги. Старушка засмеялась и сказала; « Милая, не позволяй жизни ожесточить твоё сердце ».

На самом деле, она передала мне важное знание, - мы можем позволить жизненным обстоятельствам ожесточать нас, если копим в душе обиды и страхи, или, напротив, становиться мягче и добрее, открываясь тому, что нас пугает у нас всегда есть выбор.

Если бы мы спросили Будду: « Что такое бодхичитта ?», наверное, он ответил бы, что это слово легче понять, чем перевести, и предложил бы попытаться найти его смысл в нашей собственной жизни.

Он также сказал бы, что только бодхичитта способна исцелять, трансформируя самые жёсткие сердца и самые предубеждённые и боязливые умы.

« Читта » можно перевести как « ум », а также « сердце » или « отношение ». « Бодхи » означает « пробужденный », « просветлённый », « полностью открытый ». Бодхичитту полностью открытое сердце и ум иногда называют также « чутким местом », местом, которое так же чувствительно и уязвимо, как открытая рана. Отчасти это качество можно соотнести с нашей способностью любить. Даже у самых жестоких людей есть это « чуткое место », даже самые агрессивные животные любят своих детенышей. Как говорит Трунгпа Ринпоче: « Каждое существо что-нибудь любит, пусть это даже только маисовая лепёшка ».

Бодхичитта также имеет отношение к состраданию, к способности чувствовать боль других существ. Не имея контакта с бодхичиттой, мы отгораживаемся от этой боли, потому что она пугает нас. Мы выстраиваем вокруг себя защитные стены из мнений и предубеждений, потому что боимся быть уязвлёнными. Ещё больше эти стены укрепляются нашими эмоциями: гневом, страстными желаниями, безразличием, ревностью, завистью, высокомерием, гордыней. К счастью, наше « чуткое место », наша врождённая способность любить и проявлять заботу о других образует трещину в этих стенах, в укреплениях, которыми мы окружаем себя из страха, появляется естественная брешь. И мы можем научиться находить эту брешь, замечать этот уязвимый момент любви, благодарности, чувства одиночества, смущения или неполноценности, чтобы использовать его для пробуждения бодхичитты.

Чтобы лучше понять бодхичитту, можно провести аналогию с разбитым сердцем. Хотя в разбитом сердце иногда рождается тревога и паника, гнев, обида или осуждение, за этими внешними защитами скрывается истинная глубокая печаль, которая связывает нас со всеми, кто когда-либо любил. И эта истинная печаль может научить великому состраданию. Она может смирить, когда мы высокомерны, смягчить, когда немилосердны. Она пробуждает нас, когда мы спим, и проникает сквозь наше безразличие. По существу, эта постоянная сердечная боль является благословением, когда мы принимаем её полностью, мы способны разделять её со всеми живыми существами.

Будда говорил, что просветление всегда присутствует в нас. Даже в самые тяжёлые моменты, когда мы совершенно замкнуты в себе и не видим никакого выхода, мы не отделены от пробужденного состояния. Это весьма революционное утверждение: даже у самых обычных людей, таких как мы с вами, эмоционально неуравновешенных и с замутненным сознанием, есть этот просветлённый ум, бодхичитта. Открытость и сострадательность бодхичитты составляют нашу истинную изначальную природу. И даже когда наши неврозы значительно преобладают над мудростью, и мы испытываем смятение и безнадёжность, бодхичитта, подобно ясному небу, всегда с нами, неподвластная временно набегающим облакам.

Конечно, мы так привыкли к этим облакам, что нам уже сложно поверить в учение Будды. Однако факт остаётся фактом: какие бы тяжёлые моменты мы ни переживали, какие бы страдания ни испытывали, мы всегда можем соприкоснуться с благородным сердцем бодхичитты. Оно всегда доступно нам, и в радости, и в горе.

Одна молодая женщина как-то написала мне, что однажды, находясь в небольшом городке на Ближнем Востоке, она оказалась вместе со своими друзьями в окружении людей, которые кричали и насмехались над ними, и угрожали забросать их камнями только потому, что они американцы. Конечно, женщина была сильно напугана, но она пережила интересный опыт. Внезапно ей что-то открылось, и она почувствовала боль миллионов угнетённых людей, отождествившись со всеми, кто когда-либо испытывал на себе презрение и ненависть. И эта женщина глубоко осознала, что значит быть презираемым за что-либо: за расовую, этническую или половую принадлежность, за сексуальное предпочтение. Она всё увидела по-новому и даже почувствовала общность с теми людьми, которые ненавидели её. Именно это чувство всеобщей связи, принадлежности одному сообществу и есть бодхичитта.

Существует два уровня бодхичитты. Первый абсолютная бодхичитта, непосредственный опыт, свободный от каких-либо концепций, мнений и нашего обычного стремления всё понять. Это некая благодать, которой мы не можем найти никакого объяснения. Так случается, когда в глубине души возникает чувство, что нам совершенно нечего терять. Второй уровень относительная бодхичитта, способность открывать свои сердце и ум страданиям, не замыкаясь в себе и не отгораживаясь.

Того, кто целенаправленно работает над пробуждением абсолютной и относительной бодхичитты, называют бодхисаттвой[†], или воином. Это не воин, который убивает, а воин, который проповедует не-агрессивность и слышит плач всего мира. Воин-бодхисаттва это тот, кто готов практиковать в пылу сражения, то есть участвовать в сложных ситуациях, чтобы облегчить страдание. Он также стремится разрушить личное сопротивление и самообман, чтобы раскрыть в себе незамутненную энергию бодхичитты. Нам известно много совершенных воинов, таких, как Мать Тереза и Мартин Лютер Кинг, которые пришли к полному пониманию, что наибольшее зло в мире происходит от наших собственных агрессивных умов, и посвятили свои жизни тому, чтобы помочь другим людям осознать эту истину. И есть много других, менее заметных людей, которые также всю свою жизнь стремятся открывать сердца и умы и помогать в этом другим. Подобно им, мы тоже можем научиться относиться к себе и к миру как воины, постоянно работая над пробуждением в душе храбрости и любви.

Существует много различных методов, которые помогают культивировать в себе эти качества. Одни практики развивают способность радоваться, отпускать, любить и плакать; другие учат быть открытыми неизвестности; третьи помогают сохранять присутствие духа в такие моменты, когда обычно мы закрываемся и отгораживаемся.

Где бы мы ни находились, в каких бы ситуациях ни оказывались, мы можем практиковать путь воина. Практики медитации, любящей доброты, сострадания, радости и невозмутимости помогают открыть в себе « чуткое место », бодхичитту. Мы можем находить его, когда охвачены горем или чувством благодарности, страхом или яростью; можем соединяться с ним, когда чувствуем себя одиноко или испытываем сострадание.

Часто мы предпочитаем такие практики, которые не вызывают неприятных ощущений и дискомфорта. И в то же время хотим исцелиться. Путь воина не таков. Воин должен принять, что невозможно узнать, что случится с ним в следующий момент. Обычно мы пытаемся контролировать то, что не поддаётся контролю, постоянно стремимся к предсказуемости, безопасности и комфорту. Но истина состоит в том, что мы не можем избежать неизвестности. И эта неизвестность интригует нас и в то же время пугает.

Путь воина не обещает « счастливого конца ». Просто это « я », которое всего боится и хочет безопасности, которое всё время стремится за что-то уцепиться, в конце концов начинает взрослеть. Суть практики воина состоит не в том, чтобы избежать неизвестности и страха, а в том, чтобы научиться взаимодействию в условиях дискомфорта. Основной вопрос, на котором мы фокусируемся в этой практике: как мы ведём себя в трудных ситуациях, как справляемся со своими эмоциями и непредсказуемыми событиями повседневной жизни?

Очень часто мы похожи на робких птенцов, которые боятся покинуть своё гнездо. Мы всё сидим и сидим в этом гнезде, где давно уже неуютно, куда никто не прилетает нас кормить, никто не защищает и не согревает, но мы всё продолжаем надеяться, что мама-птичка вернётся.

Мы совершили бы безграничное благо по отношению к себе, если бы покинули гнездо. Конечно, это требует храбрости. И, конечно, для этого нужны веские причины. Но даже если мы не собираемся практиковать путь воина, то можем задать себе вопрос: « Что я выбираю взрослеть и бесстрашно участвовать в жизни, или жить в страхе и умереть в страхе

Все существа без исключения способны испытывать глубокие чувства: сильное горе, боль, неуверенность. А значит просветлённое сердце, бодхичитта, есть у всех нас. Учитель медитации Джек Корнфильд стал свидетелем этого в Колумбии во время войны кхмеров. Пятьдесят тысяч человек были вынуждены стать коммунистами под дулами пистолетов: им угрожали расправой, если они будут продолжать буддийские практики. Однако, несмотря на опасность в лагере беженцев, был создан храм, и двадцать тысяч человек пришли на церемонию открытия. На этой церемонии не было ни речей, ни молитв, только непрестанно звучало одно из основных учений Будды:

 

Ненависть невозможно побороть ненавистью.

Только любовь может её исцелить.

Это древний и вечный закон.

 

Тысячи людей повторяли эти слова и плакали, осознавая, что истина, заключённая в них, сильнее, чем их страдание.

Вот какой силой обладает бодхичитта. Она способна вдохновлять и поддерживать как в светлые, так и в смутные времена. В нас как бы открывается источник храбрости и мудрости, о существовании которого мы даже не догадывались. Подобно тому, как путём алхимии любой металл можно превратить в золото, бодхичитта способна, если мы ей позволим, трансформировать любое действие, слово или мысль в средство для пробуждения сострадания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: