УРОК 10
Цели урока
♦ обучающая: организовать учебно-познавательную деятельность по изучению предпосылок, подготовки и проведения Берестейского церковного собора 1596 г. и распространения униатства на белорусских землях в конце XVI - начале XVII в.;
♦ развивающая: способствовать развитию умений характеризовать исторические явления и деятельность исторических личностей, определять последовательность и продолжительность событий, раскрывать причинно-следственные связи между ними;
♦ воспитательная: создать условия для воспитания конфессиональной и национальной толерантности учащихся.
Тип урока - комбинированный.
Примерный ход урока
На этапе проверки домашнего задания учащимся можно предложить следующие вопросы и задания:
• Почему католическая церковь начала активную борьбу с Реформацией?
• Какое значение для развертывания Контрреформации имели решения Тридентского собора?
• Перечислите направления деятельности ордена иезуитов и охарактеризуйте его деятельность на территории Беларуси.
• Какие особенности Контрреформации на белорусских землях вы можете назвать?
• Объясните, почему короля Сигизмунда III Вазу называли «иезуитским королем».
• Обсуждение подготовленных в ходе домашнего задания ответов на вопросы;
• Докажите, что Контрреформация на белорусских землях имела успех.
• Объясните, почему параллельно с Контрреформацией шел процесс клерикализации культуры и в чем он выражался.
Изучение нового материала начинается с изучения пункта «Предпосылки заключения Брестской унии». Исходя из содержания пункта параграфа, можно организовать работу по составлению схемы «Этапы реализации церковно-религиозной унии в ВКЛ»:
Можно задать учащимся проблемный вопрос: почему все эти попытки заканчивались неудачей? В ходе беседы их необходимо подвести к выводу о том, что образование Речи Посполитой и реформационное движение значительно увеличили число сторонников унии, к тому же в ней все более были заинтересованы определенные силы. Для определения их позиций учащиеся заполняют таблицу по содержанию абзацев 4-6 п. 1 (с. 56-57):
Слои населения, которые поддерживали унию | Цель поддержки |
Деятели папского двора и католической церкви | |
Часть епископов православной церкви | |
Политическое руководство Речи Посполитой |
На основании проведенного анализа, учащиеся начинают понимать тот факт, что в 80-90-е гг. XVI в. на фоне успехов Контрреформации в Европе и кризиса православной церкви в ВКЛ сложились новые общественно-политические и религиозные условия для реализации церковной унии.
Изучение п. 2 «Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии» можно организовать следующим образом. Сообщить о том, что план унии был предложен в 1577 г. в книге иезуитского богослова П. Скарги (демонстрируется его портрет) «О единстве церкви Божьей». Далее учащиеся на основе предложенных фрагментов исторических документов должны определить, в чем состоял замысел унии и ее главная цель.
Документ 1
Задание: Прочитайте отрывок из Декларации об унии и ответьте на вопрос: как этот документ характеризует главную цель унии? Кто имеется в виду под «верховным пастырем»?
Из Декларации об унии: «Мы задумалi з Боскай ласк1 злучыцца, як было раней, з браццяю нашай рымлянамi пад адным вярхоуным пастырам. I даём сабе перад Госпадам Богам клятву, што мы сэрцам i з усёй руплiвасцю будзем клапаціцца аб прывядзенні іншага нашага духавенства i усяго народа да таго ж злучэння».
Документ 2
Задание: прочитайте фрагмент из папской конституции об унии от 21 января 1596 г. и определите основные условия объединения двух церквей.
«Позволяем им и разрешаем все священные обряды и церемонии, какие употребляют они при совершении божественных служб святейшей литургии, также при совершении прочих таинств и других священнодействий, если только эти обряды и церемонии не противоречат истине и учению католической веры и не препятствуют общению с римскою церковию, — позволяем и разрешаем».
(Мартос, А. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. Минск, 2000. С. 194).
Документ 3
Задание: прочитайте фрагмент королевского универсала от 14 июня 1596 г. и установите, кто и почему дал согласие на созыв церковного собора в Бресте.
«И как не мало знатных людей греческой веры, желающих св. Унии, просили нас, чтобы мы для окончания этого дела велели собрать собор, то мы и позволили вашему митрополиту Михаилу Рогозе созвать собор в Бресте,...будучи уверены, что вы, когда хорошо поразсудите, ничего полезнее, важнее и утешительнее для себя не найдете, как соединение с католическою цер- ковию».
(Мартос, А. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. Минск, 2000. С. 195).
Выяснив условия объединения двух церквей, учащиеся на основании содержания пункта 2 § 10 составляют хронологическую таблицу «Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии» и формулируют вывод о создании униатской (греко-католической церкви):
Год | Событие |
При изучении п. 3 «Распространение униатства» учащиеся должны усвоить характер антиуниатских выступлений в среде православной шляхты, мещан и крестьян, вызванных насильственным введением униатства. Также причины быстрого распространения новой религии с 30-х гг. XVII в. Для достижения данной задачи можно использовать фрагменты следующих исторических документов:
1. Из произведения польского феодала Шченсного:
«А откуда же распри, если соглашение состоялось? Пусть это говорят тому, кто этого точно не знает... Но отбирать церкви при помощи гайдуков, терзать исками в трибуналах, хватать попов, выгонять монахов - это не соответствует учению и воле Спасителя нашего. Скорее такие слова к таким относятся: «Ищешь своей пользы, а не Христовой».
(Белоруссия в эпоху феодализма. Т. I. Минск, 1940. С. 387).
2. Из жалобы на полоцкого архиепископа И. Кунцевича:
«Той жа епіскап полацкі пяць гадоу трымае у Оршы i у Маплёве цэрквы запячатаныя. У Полацку i Вiцебску няма ні царквы, нi дома, дзе дазволена у горадзе набажэнства. Таму гараджане мусяць па нядзелях i на іншыя святы слухаць службу у полi за горадам i то без святара, бо яму забаронена жыць у горадзе i у ваколiцах...»
(Лойка, П.А. История Беларусь XVI—XVIII стст.М1нск, 2004. С. 79).
3. Из письма канцлера ВКЛ Льва Сапеги от 12 апреля 1622 г. И. Кунцевичу о несогласии с ним в вопросах введения унии:
«Яурэям, татарам не забаронена у дзяржавах яго Вялікасці караля спрауляць сваю рэлтю, у той час як хрысц1янам забаронена гэта рабщь, ад- сюль i нараджаюцца словы, што лепш аддацца пад уладу паганцау турак, чым цярпець тага гвалт над сваiм сумленнем...»
(Памятники философской мысли Белоруссии XVII - первой половины XVIII в. Минск, 1991. С. 40).
Задание: на основании документов определите, каким образом первоначально распространялась новая вера. Подумайте, была ли от этого польза. К чему это могло привести в дальнейшем?
На основании ответов учащихся учитель отмечает, что дело доходило до насильственных действий с обеих сторон, и рассказывает о восстании жителей Витебска в 1623 г. и убийстве И. Кунцевича (демонстрируется его портрет). В случае, если позволяет время, учитель может предложить учащимся объяснить, почему Кунцевич, убитый витебчанами, которые больше не могли терпеть его издевательства, и прозванный «душехватом», был объявлен папой Пием IX святым.
С 30-х гг. XVII в. политика властей в отношении распространения новой религии несколько меняется. Для раскрытия данного тезиса учитель может использовать текст п. 3 § 10 на с. 59
Для первичного закрепления изученного материала с учетом фактора времени учащимся можно предложить заполнить таблицу «Образование униатской церкви»:
Причины образования | Условия объединения | Этапы распространения | Результаты унии |
При подведении итогов урока для осмысления учащимися собственной деятельности на этапе рефлексии учитель может предложить им заполнить и обсудить индивидуальные листы рефлексии:
|
Домашнее задание: § 10, повторить учебный материал по теме «Культура эпохи Возрождения» по всемирной истории.