Берестейская церковная уния

УРОК 10

Цели урока

♦ обучающая: организовать учебно-познавательную деятельность по изучению предпосылок, подготовки и проведения Берестейского церковного собора 1596 г. и распространения униатства на белорус­ских землях в конце XVI - начале XVII в.;

♦ развивающая: способствовать развитию умений характеризо­вать исторические явления и деятельность исторических личностей, определять последовательность и продолжительность событий, рас­крывать причинно-следственные связи между ними;

♦ воспитательная: создать условия для воспитания конфессио­нальной и национальной толерантности учащихся.

Тип урока - комбинированный.

 

Примерный ход урока

На этапе проверки домашнего задания учащимся можно предло­жить следующие вопросы и задания:

• Почему католическая церковь начала активную борьбу с Ре­формацией?

• Какое значение для развертывания Контрреформации имели решения Тридентского собора?

• Перечислите направления деятельности ордена иезуитов и оха­рактеризуйте его деятельность на территории Беларуси.

• Какие особенности Контрреформации на белорусских землях вы можете назвать?

• Объясните, почему короля Сигизмунда III Вазу называли «ие­зуитским королем».

• Обсуждение подготовленных в ходе домашнего задания отве­тов на вопросы;

• Докажите, что Контрреформация на белорусских землях имела успех.

• Объясните, почему параллельно с Контрреформацией шел про­цесс клерикализации культуры и в чем он выражался.

Изучение нового материала начинается с изучения пункта «Пред­посылки заключения Брестской унии». Исходя из содержания пункта параграфа, можно организовать работу по составлению схемы «Этапы реализации церковно-религиозной унии в ВКЛ»:


 

Можно задать учащимся проблемный вопрос: почему все эти по­пытки заканчивались неудачей? В ходе беседы их необходимо под­вести к выводу о том, что образование Речи Посполитой и реформа­ционное движение значительно увеличили число сторонников унии, к тому же в ней все более были заинтересованы определенные силы. Для определения их позиций учащиеся заполняют таблицу по содер­жанию абзацев 4-6 п. 1 (с. 56-57):

Слои населения, которые поддерживали унию Цель поддержки
Деятели папского двора и католической церкви  
Часть епископов право­славной церкви  
Политическое руководство Речи Посполитой  
 

 

На основании проведенного анализа, учащиеся начинают пони­мать тот факт, что в 80-90-е гг. XVI в. на фоне успехов Контррефор­мации в Европе и кризиса православной церкви в ВКЛ сложились новые общественно-политические и религиозные условия для реали­зации церковной унии.

Изучение п. 2 «Подготовка и провозглашение Брестской цер­ковной унии» можно организовать следующим образом. Сообщить о том, что план унии был предложен в 1577 г. в книге иезуитского бо­гослова П. Скарги (демонстрируется его портрет) «О единстве церк­ви Божьей». Далее учащиеся на основе предложенных фрагментов исторических документов должны определить, в чем состоял замы­сел унии и ее главная цель.

Документ 1

Задание: Прочитайте отрывок из Декларации об унии и ответьте на вопрос: как этот документ характеризу­ет главную цель унии? Кто имеется в виду под «верховным пастырем»?

Из Декларации об унии: «Мы задумалi з Боскай ласк1 злучыцца, як было раней, з браццяю нашай рымлянамi пад адным вярхоуным пастырам. I даём сабе перад Госпадам Богам клятву, што мы сэрцам i з усёй руплiвасцю будзем клапаціцца аб прывядзенні іншага нашага духавенства i усяго народа да таго ж злучэння».

 

Документ 2

Задание: прочитайте фрагмент из папской конституции об унии от 21 января 1596 г. и определите основные условия объединения двух церквей.

«Позволяем им и разрешаем все священные обряды и церемонии, какие употребляют они при совершении божественных служб святейшей литур­гии, также при совершении прочих таинств и других священнодействий, если только эти обряды и церемонии не противоречат истине и учению като­лической веры и не препятствуют общению с римскою церковию, — позволя­ем и разрешаем».

(Мартос, А. Беларусь в исторической государственной и церковной жиз­ни. Минск, 2000. С. 194).

Документ 3

Задание: прочитайте фрагмент королевского универсала от 14 июня 1596 г. и установите, кто и почему дал согласие на созыв церковного собора в Бресте.

«И как не мало знатных людей греческой веры, желающих св. Унии, про­сили нас, чтобы мы для окончания этого дела велели собрать собор, то мы и позволили вашему митрополиту Михаилу Рогозе созвать собор в Бресте,...будучи уверены, что вы, когда хорошо поразсудите, ничего полезнее, важ­нее и утешительнее для себя не найдете, как соединение с католическою цер- ковию».

(Мартос, А. Беларусь в исторической государственной и церковной жиз­ни. Минск, 2000. С. 195).

Выяснив условия объединения двух церквей, учащиеся на осно­вании содержания пункта 2 § 10 составляют хронологическую табли­цу «Подготовка и провозглашение Брестской церковной унии» и формулируют вывод о создании униатской (греко-католической церкви):

Год Событие
   
   
   
   
 

 

При изучении п. 3 «Распространение униатства» учащиеся должны усвоить характер антиуниатских выступлений в среде право­славной шляхты, мещан и крестьян, вызванных насильственным вве­дением униатства. Также причины быстрого распространения новой религии с 30-х гг. XVII в. Для достижения данной задачи можно ис­пользовать фрагменты следующих исторических документов:

1. Из произведения польского феодала Шченсного:

«А откуда же распри, если соглашение состоялось? Пусть это говорят тому, кто этого точно не знает... Но отбирать церкви при помощи гайдуков, терзать исками в трибуналах, хватать попов, выгонять монахов - это не соот­ветствует учению и воле Спасителя нашего. Скорее такие слова к таким от­носятся: «Ищешь своей пользы, а не Христовой».

(Белоруссия в эпоху феодализма. Т. I. Минск, 1940. С. 387).

2. Из жалобы на полоцкого архиепископа И. Кунцевича:

«Той жа епіскап полацкі пяць гадоу трымае у Оршы i у Маплёве цэрквы запячатаныя. У Полацку i Вiцебску няма ні царквы, нi дома, дзе дазволена у горадзе набажэнства. Таму гараджане мусяць па нядзелях i на іншыя святы слухаць службу у полi за горадам i то без святара, бо яму забаронена жыць у горадзе i у ваколiцах...»

(Лойка, П.А. История Беларусь XVI—XVIII стст.М1нск, 2004. С. 79).

3. Из письма канцлера ВКЛ Льва Сапеги от 12 апреля 1622 г. И. Кунцеви­чу о несогласии с ним в вопросах введения унии:

«Яурэям, татарам не забаронена у дзяржавах яго Вялікасці караля спрауляць сваю рэлтю, у той час як хрысц1янам забаронена гэта рабщь, ад- сюль i нараджаюцца словы, што лепш аддацца пад уладу паганцау турак, чым цярпець тага гвалт над сваiм сумленнем...»

(Памятники философской мысли Белоруссии XVII - первой половины XVIII в. Минск, 1991. С. 40).

Задание: на основании документов определите, каким образом первоначально распространялась новая вера. Подумайте, была ли от этого польза. К чему это могло привести в дальнейшем?

На основании ответов учащихся учитель отмечает, что дело дохо­дило до насильственных действий с обеих сторон, и рассказывает о восстании жителей Витебска в 1623 г. и убийстве И. Кунцевича (де­монстрируется его портрет). В случае, если позволяет время, учитель может предложить учащимся объяснить, почему Кунцевич, убитый витебчанами, которые больше не могли терпеть его издевательства, и прозванный «душехватом», был объявлен папой Пием IX святым.

С 30-х гг. XVII в. политика властей в отношении распространения новой религии несколько меняется. Для раскрытия данного тезиса учитель может использовать текст п. 3 § 10 на с. 59

 

Для первичного закрепления изученного материала с учетом фак­тора времени учащимся можно предложить заполнить таблицу «Об­разование униатской церкви»:

Причины образования Условия объединения Этапы распространения Результаты унии
       
 

 

При подведении итогов урока для осмысления учащимися собст­венной деятельности на этапе рефлексии учитель может предложить им заполнить и обсудить индивидуальные листы рефлексии:

 

 
Вопросы для рефлексии Баллы
                   
Мною новый материал на уроке усвоен на...                    
Мое настроение на про­тяжении урока                    
Уровень моего интереса на уроке                    

 

Домашнее задание: § 10, повторить учебный материал по теме «Культура эпохи Возрождения» по всемирной истории.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: