Распределение компетенции государственных органов и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности

Согласно конституционно закрепленному принципу раз­деления властей в РФ выделяются три ветви власти: законода­тельная (представительная), исполнительная и судебная.

Так, основной задачей судебных органов является осущест­вление правосудия в РФ защита законных прав и интересов субъектов финансовых правоотношений.

Прерогативой представительных органов государственной власти является принятие законов по вопросам финансов. Вме­сте с тем, согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусмат­ривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюд­жета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, пра­вительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к их реализации, исполняют бюджет под контролем предста­вительных органов.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Кон­ституции РФ и федеральных. законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ). Президент РФ издает указы и распо­ряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования го­сударственных расходов федерального уровня, денежно-кре­дитной политики, организации расходов, регулирования ва­лютных и других финансовых отношений, организации орга­нов Финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области экономических проблем в составе Администрации Президента РФ образовано Экспертное управ­ление Президента РФ. Его деятельность распространяется и на область общегосударственных финансов, бюджета, межбюд­жетных отношений и др. Согласно Указу Президента РФ от 20 августа 2004 Г. № 1086 основными функциями Экспертного управления Президента РФ в области финансов являются:

- анализ информации, разработка прогнозов и сценариев развития социально-экономических отношений, подготовка соответствующих предложений Президенту РФ и Руководителю Администрации Президента РФ;

- с участием других самостоятельных подразделений Ад­министрации Президента РФ сбор, анализ и подготов­ка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и для иных программных документов и выступлений Президента РФ;

- подготовка с участием других самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ проектов решений Президента РФ, касающихся реализации еже­годных посланий Президента РФ Федеральному Собра­нию РФ, бюджетных посланий Президента РФ;

- экспертиза проектов федеральных законов, регулиру­ющих отношения в социально-экономической сфере, а также направленных на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия федеральных ор­ганов исполнительной власти;

- участие в разработке концепций общенациональных проектов и президентских программ.

Министерство финансов РФ обеспечивает, проведение еди­ной политики в сфере бюджетной, налоговой, страховой, ва­лютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности, производства, переработки и обращения дра­гоценных металлов. и драгоценных камней, таможенных пла­тежей, определения таможенной стоимости товаров и транс­портных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и прове­дения лотерей, производства и оборота защищенной полигра­фической продукции, финансового обеспечения государствен­ной службы, противодействия легализации доходов, получен­ных преступным путем, и финансированию терроризма, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методи­ческие указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности (постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N2 329 «О Министерстве финансов Россий­ской Федерации»).

В ведение Министерства финансов РФ (Минфин России)

входят следующие федеральные службы:

§ Федеральная налоговая служба;

§ Федеральная служба страхового надзора;

§ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

§ Федеральная служба по финансовому мониторингу;

§ Федеральное казначейство (федеральная служба).

Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти - федеральными, органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

К основным задачам Минфина России относятся:

- составление проекта федерального бюджета;

- утверждение и ведение сводной бюджетной росписи фе­дерального бюджета;

- представление в Правительство РФ отчетности об испол­нении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

- управление в установленном порядке средствами Ста­билизационного фонда РФ;

- методическое руководство в области бюджетного пла­нирования;

- методологическое обеспечение кассового обслужива­ния органами Федерального казначейства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

- организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетно­го сектора;

- заключение от имени России договоров о предоставле­нии государственных гарантий РФи договоров обеспе­чения регрессных требований гаранта;

- управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

- ведение государственной долговой книги РФ и учет ин­формации о долговых обязательствах, отраженных в со­ответствующих долговых книгах субъектов РФ и муни­ципальных образований;

- выполнение функций эмитента государственных цен­ных бумаг;

- государственная регистрация условий эмиссии и обра­щения государственных ценных бумаг субъектов РФи муниципальных ценных бумаг;

- обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджет­ных кредитов;

- организация формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и дра­гоценных камней РФ;

- сбор, обработку и анализ информации о состоянии го­сударственных и муниципальных финансов;

- согласование решений Пенсионного фонда РФ об объ­емах и структуре размещения средств страховых взносов;

- принятие нормативно-правовых актов в сфере своей де­ятельности;

- осуществление иных функций в установленной сфере деятельности.

Таким образом, деятельность Минфина России распрост­раняется на все звенья финансовой системы.

Федеральное казначейство (федеральная служба). Указом Пре­зидента РФ от 8 декабря 1992 г. №1556 была образована система органов Федерального казначейства в подчинении Минфина России, а 1 декабря 2004 г. постановлением Правительства РФ №703 было утверждено Положение о Федеральном казначей­стве. В состав этой системы входят Центральный аппарат Феде­рального казначейства и подчиненные ему территориальные органы Федерального казначейства Минфина России.

Эти органы созданы в целях обеспечения исполнения фе­дерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ предварительного и теку­щего контроля за ведением операций со средствами федераль­ного бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:

- доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показа­тели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

- ведет учет операций по кассовому исполнению феде­рального бюджета;

- открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФустанавливает ре­жимы счетов федерального бюджета;

- открывает и ведет лицевые счета главных распорядите­лей, распорядителей и получателей средств федерально­го бюджета;

- ведет сводный реестр главных распорядителей, распоря­дителей и получателей средств федерального бюджета;

- ведет учет показателей сводной бюджетной росписи фе­дерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

- составляет и представляет в Минфин России оператив­ную информацию и отчетность об исполнении феде­рального бюджета, отчетность об исполнении консоли­дированного бюджета РФ;

- осуществляет распределение доходов от уплаты феде­ральных налогов и сборов между бюджетами бюджет­ной системы РФв соответствии с законодательством РФ;

- осуществляет прогнозирование и кассовое планирова­ние средств федерального бюджета;

- осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

- осуществляет в установленном порядке кассовое обслу­живание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

- обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соот­ветствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов;

- осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюдже­та главными распорядителями, распорядителями и по­лучателями средств федерального бюджета;

- осуществляет иные функции в установленной сфере де­ятельности.

Помимо государственной системы органов Федерального казначейства представительные органы местного самоуправ­ления вправе создавать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания испол­нения местного бюджета (ст. 14 Федерального закона от 25 сен­тября 1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»).

Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. №1635 Государ­ственная налоговая служба преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам, а позднее, в 2004 г., - в Федеральную налоговую службу (Указ Президента РФот 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»). Такое преобразование произведено в целях совершен­ствования структуры федеральных органов, деятельность кото­рых направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также в связи с этим за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной про­дукции.

В систему органов Федеральной налоговой службы входят его территориальные органы в районах и городах, именуемые в совокупности налоговыми органами. Это единая централизо­ванная система органов. Именно на них возложено осуществ­ление непосредственно контрольных функций. Исходя из это­го, построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с дохо­дов предприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и др.).

Подобно налоговым органам деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществ­ляет также Государственный таможенный комитет РФ, кото­рый в 2004 г. был переименован в Федеральную таможенную службу. В связи с этим таможенные органы пользуются права­ми и несут обязанность по взиманию налогов и сборов при пе­ремещении товаров через таможенную границу.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функ­ции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и админист­ративными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в сфере финансовой деятельности (постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. №429):

- осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правиль­ность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их при­нудительному взысканию;

- осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

- ведет таможенную статистику внешней торговли и спе­циальную таможенную статистику;

- осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением това­ров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

- осуществляет функции главного распорядителя и полу­чателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы, и реализацию возложенных на нее функций;

- осуществляет иные функции в установленной сфере де­ятельности.

Функции по надзору за страховой деятельностью выполня­ет Минфин России, в структуре которого создана на базе быв­шего Департамента страхового надзора Федеральная служба страхового надзора.

Основными функциями органов страхового надзора соглас­но Закону РФот 27 ноября 1992 г. №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» являются:

- лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев и ведение едино­го государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

- контроль за соблюдением страхового законодательства, а также за обеспечением страховщиками их финансо­вой устойчивости и платежеспособности;

- выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств ино­странных инвесторов, на совершение с участием иност­ранных инвесторов сделок по отчуждению акций (до­лей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иност­ранными инвестициями.

ЦБ РФ занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностя­ми. Это главный банк РФ, его имущество находится в государ­ственной федеральной собственности. Как и другие банки, ЦБ РФ имеет статус юридического лица. Однако получение при­были не является целью деятельности ЦБ РФ. Вместе с тем он как экономически самостоятельное учреждение осуществляет расходы за счет собственных доходов, делает отчисления в фе­деральный бюджет в размере 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с НК РФ. Оставшаяся прибыль ЦБ РФ направляется Советом директоров в резервы и фонды различ­ного назначения.

Вместе с тем ЦБ РФ является и самостоятельным звеном государственной власти, не входящим ни в одну из трех ветвей власти (несмотря на то, что он подотчетен Государственной Думе РФ). ЦБ РФ выступает в качестве органа государствен­ного регулирования, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений,

Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупатель­ной способности и курса по отношению к иностранным валю­там; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспе­чение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Соответственно этим целям ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и про водит единую государственную денежно- кредитную политику, устанавливает правила осуществления расчетов и банковских операций, осуществля­ет валютный контроль и др. ЦБ РФ имеет монополию на эмис­сию наличных денег и организацию их обращения.

ЦБ РФ регистрирует уставы банков, выдает лицензии на совершение ими банковских операций (в лицензии должны перечисляться операции, которые вправе осуществлять конк­ретный банк), ведет книгу регистрации банков, осуществляет надзор за их деятельностью, проверяет соблюдение банками установленных для них нормативов и банковского законода­тельства. Банки представляют ЦБ РФ бухгалтерскую и статис­тическую отчетность, необходимую для надзора.

Кредитные организации как составная часть банковской си­стемы подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлече­ния прибыли как основной цели своей деятельности на осно­вании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет пра­во осуществлять банковские операции, предусмотренные за­конодательством.

Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеют исключительное право осуществлять в сово­купности следующие банковские операции: при влечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; раз­мещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ве­дение банковских счетов физических и юридических лиц.

В отличие от банковской небанковская кредитная органи­зация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выдана лицензия).

Помимо перечисленных к банковским операциям отнесе­ны: осуществление расчетов, инкассация денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, купля-­продажа иностранной валюты, привлечение во вклады и раз­мещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий и др.

К иным государственным финансово-кредитным организа­циям относятся государственные внебюджетные фонды. Следу­ет иметь в виду, что под термином «фонд» в рассматриваемом случае понимается система органов, управляющих деятельнос­тью по образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов. В свою очередь и сами эти финансовые ресурсы также называются фондами (внебюджетными).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: