Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

IV. Последующее изменение государственности и судьба римского права




Реформа республиканского строя

Установившийся порядок скоро привел к заметному имущественному расслоению общины и, как следствие, к опасному социальному напряжению. Ввиду эгоистичной экономической политики правящего сословия произошло увеличения богатсва патрициев и обогатившейся части плебейства и резкое обеднение большей части земледельческого населения.

Передача государством сбора некоторых налогов в частные руки породила крупных капиталистов (откупщиков) и усилила влияние капитала в народном хозяйстве. Спекуляции землей, образование крупных хозяйств с широким использованием рабов подрывали среднее и мелкое землевладение: неоплатные долги превращали крестьян во временных арендаторов при кредиторах, в слуг и даже в рабов.

К тому же прекратились раздачи общинных земель государством. Казенные земли переходили в фактическое владение состоятельных членов общины; возник обычай захвата (oсcupatio) казенных земель, которые, не являясь собственностью пользователей, передавались ими по наследству.

Заметно оскудела казна, так как крайне небрежно взимались пошлины за пользование общинными выгонами и доходы с захваченных знатью земель. Это вело к усилению налогового бремени на общину, от которого, как и от возросших трудовых повинностей ввиду неудачных войн, страдало простое население.

Бедственное положение крестьянства, строгое применение жестокого долгового законодательства привели к политическим потрясениям 495 - 494 годов до Р.Х. Призванные для ведения предстоящей войны военнообязанные отказались повиноваться. Тогда консул временно отменил действие долговых законов, выпустил арестованных должников и прекратил дальнейшие аресты. Но по возвращении из победоносного похода люди увидели, что их ожидает прежняя долговая кабала. Через год война возобновилась, был назначен диктатор, которому крестьянство подчинилось. По окончании похода им был внесен проект реформы с целью облегчения положения крестьянства, но сенат ему воспротивился. Тогда войско, еще не распущенное полководцем, в боевом порядке удалилось на один из окрестных холмов с намерением основать там новый плебейский город. По сути, это было объявлением гражданской войны. Сенат уступил и последовали реформы, имевшие важные последствия.

Кроме временных мер, направленных на облегчение положения должников и основания нескольких колоний, диктатор (Маний Валерий) провел закон, учреждающий новую, плебейскую магистратуру. Постановлялось, что кроме двух патрицианских консулов будут действовать два плебейских трибуна (tribuni plebis), избираемые плебеями по куриям. Разделения власти, между тем, не произошло. Трибуны получили только право интерцессии (трибунское veto), то есть право заявить протест и отменить всякое отданное должностным лицом приказание, нарушающее права граждан. Отношения трибуната и консулата определялись принципом: между двумя равноправными лицами запрещающему принадлежит первенство над повелевающим.




Таким образом, власть трибунов заключалась в том, что они по своему усмотрению могли парализовать любое действие администрации и отправление правосудия; полномочия их не распространялись только на действия военных властей. Трибун был вправе своим словом аннулировать любое постановление общины. Всякое сопротивление трибуну было признано преступлением, караемым смертной казнью.

В помощь трибунам назначались два плебейских эдила (aediles - "домоначальники"), наделенные правом производить аресты, налагать штрафы, выносить решения по незначительным проступкам.

Апелляции на действия трибунов или эдилов поступали не в центуриатные комиции, а собрания плебеев по куриям. Таким образом, трибунат оказался орудием сугубо сословного (классового, если угодно) сопротивления и насилия.

"В форме трибунской юрисдикции появилась новая сила, которая, с одной стороны могла быть направлена против высшего должностного лица даже во время его состояния в должности, а, с другой стороны, действовала на знатных граждан исключительно через посредство лиц незнатного происхождения и была тем более тяжким гнетом, что ни преступления, ни наказания не были сформулированы законом. На деле оказывалось, что при параллельной юрисдикции плебейства и общины имущество, личность и жизнь граждан были предоставлены на произвол собраний враждовавших между собой партий". (19)



Введение трибуната, предоставив плебеям острое оружие в сословном противостоянии, не могло улучшить их экономического положения, так как причины обеднения - захват знатью общинных земель, плохая кредитная система и несправедливое налогообложение - не были устранены. Тем самым не были устранены основания гражданских раздоров.

И эти раздоры продолжались с ожесточением, которое равнялось социальному напряжению в общине, вызывая преступления и даже подводя саму общину к краю гибели. Одновременно предлагались и законодательные меры, нацеленные на погашение внутриобщинной вражды. Не все они имели одинаковую судьбу. Если законы Публилия (471 г. до Р.Х.) о введении собраний плебеев по трибам вместо курий и признания равной юридической силы между постановлением общины и "благоусмотрением массы" (plebiscita) имели важные социальные и чисто правовые последствия, то проект земельного законодательства Спурия Кассия (486 г. до Р.Х.), направленный на устранение одной из причин бедственного положения крестьянства, привел только к гибели этого выдающегося человека.

Но самым значительным по своим социально-экономическим последствиям и по влиянию на развитие самого римского права, оказалось предложение народного трибуна Гая Терентилия Арса (462 г. до Р.Х.) о назначении специальной комиссии для составления проекта общего гражданского уложения, которое сделало бы ясным для всех регулирование наиболее существенных отношений в общине и, с другой стороны, связывало бы произвол должностных лиц в применении обычного права при вынесении судебных решений.

Хотя первоначально сенат воспротивился этому проекту, в 454 г. до Р.Х. было решено приступить к составлению уложения и с этой целью избрать по центуриям комиссию из десяти человек, наделенных на время этой работы полномочиями консулов - комиссию децемвиров (decemviri consulari imperio legibus scribundis). Одновременно прекращалась деятельность народных трибунов.

Принятые меры говорят о том, что главным, может быть единственным, мотивом всей затеи было устранение произвола трибуната в обмен на ограничение писаным законом произвола консулата.

4. "Децемвиральная" революция и принятие законов XII таблиц

Децемвиры были выбраны только в 451 г. до Р.Х. после возвращения из Греции посольства, привезшего образцы эллинского законодательства, и в этом же году представили проект. Община одобрила его, текст был вырезан на десяти медных досках и выставлен на форуме. При обсуждении выявилась потребность в дополнениях и децемвиры были переизбраны на следующий год, в который они добавили к десяти еще две таблицы. Таким образом, было составлено первое и единственное римское гражданское уложение - законы "Двенадцати таблиц".

Будучи результатом компромисса между сословиями, это уложение не содержало существенных изменений предшествующего правопорядка и, возможно, именно поэтому представляется в истории примером если не мудрости, то здравого смысла народа. В кредитной сфере устанавливалось верхнее ограничение ссудного процента и строгие наказания за ростовщичество (более тяжкие, чем за воровство); долговое законодательство сохранило свои карательные черты; подтверждена незаконность брачных союзов между знатью и простыми гражданами; но - право апелляции по уголовным делам было отнято у триб в пользу центурий, что означало переход уголовной юрисдикции под контроль плебеев.

Стремление ограничить произвол должностных лиц вызвало к жизни и закрепило в уложении два великих юридических принципа: позднейший закон отменяет предшествующий (lex posterior derogat prior) и - должностные лица, как и простые граждане обязаны подчиняться в своих решениях опубликованному закону.

Сословная вражда не прекратилась выставлением на форуме таблиц с уложением. Децемвиры (все из патрициев) отказывались сложить полномочия, ссылаясь на незавершенность законов. Это упорство аристократии в удержании экстраординарной власти в соединении с драматическими событиями в Риме привели к новому восстанию. Войско отказалось повиноваться начальникам, вновь избрало народных трибунов и появилось на Авентине, угрожая гражданской войной. Децемвиры вынуждены были сложить узурпированную власть; двое, наиболее упорных, покончили самоубийством в тюрьме, остальные подверглись изгнанию, имущество всех было конфисковано. Помимо этого был восстановлен трибунат.

Последующий, хотя и длительный процесс реформирования государственного строя дает основания утверждать, что это первоначальное римское законодательство заложило основы того правосознания граждан и той государственности, которые совокупно обеспечили необыкновенную прочность римских политических и правовых механизмов, а вместе с тем и римское мировое господство.

5. Становление системы республиканских магистратур и социальная реформа. "Сенатское правление"

Влияние переменившегося правосознания сказалось быстро: уже через четыре года канулеевым плебесцитом было постановлено, что к римскому законному браку приравнивается брак между аристократами и плебеями. Тем самым уничтожалась главная основа аристократической сословной замкнутости.

В 435 г. до Р.Х. учреждена новая магистратура - двое "оценщиков" (censores), которым от консулов переданы полномочия по составлению бюджета, а также гражданских и податных списков. С течение времени цензура превратилась в оплот аристократического влияния, но также - в инструмент нравственного контроля в государстве.

Кроме приведенных, принимались иные частные меры к выгоде одной или другой стороны сословного противостояния. Решающее значение имело законодательство, предложенное народными трибунами Гаем Лицинием и Люцием Секстием, ибо оно привело к фактическому и юридическому уничтожению родовой знати в качестве политического учреждения, социальному выравниванию общины и послужило основанием для завершения построения действительного республиканского строя, основанного на свободно высказываемом мнении доминирующего в обществе среднего сословия.

Главным политическим пунктом проекта Лициния-Секстия было предоставление плебеям права занимать одну из консульских должностей. Предполагался доступ плебеев к важным жреческим должностям, что на протяжении веков составляло привилегию знати. Главным социальным пунктом - регулирование аграрных отношений: предполагались ограничения права захвата во временное владение (ius occupatio) казенных земель и права выпаса на общинных лугах. Кроме того, смягчалось долговое законодательство; предлагались меры для трудоустройства сельского пролетариата. "Упразднение привилегий, гражданское равенство и социальная реформа - вот те три великие идеи, которые предполагалось осуществить на деле". (20)

После многолетних проволочек предложения, сведенные в единый законопроект, утвержденный сенатом, вступил в силу в 367 г. до Р.Х.

Лициниева реформа, в силу упорного стремления знати сохранить за собой некоторые государственные привилегии, способствовала образованию институтов, оказавших громадное воздействие на развитие римского права. Так, осознавая неизбежную утрату монополии на консулат, знать, под предлогом того, что только она обладает знанием законов, отделила судебную функцию от консульской должности. Из этой акции возникла новая магистратура - претура, деятельность которой на протяжении более чем трехсот лет привела к формулированию основ римского классического права.

Равно и надзор за рынками и связанное с этим полицейское производство ("административная юстиция") было возложено на особую магистратуру - эдилов, которые, в отличие от упоминавшихся в связи с возникновением трибуната плебейских эдилов, стали называться курульными эдилами, стало быть оказались отнесенными к высшим магистратурам.

Однако конституционное законодательство к концу IV столетия до Р.Х. постепенно ликвидировало как все существенные, так и незначительные привилегии знати в области государственного управления, закрепив за плебеями право избираться в те же магистратуры, осуществлять те же управленческие функции, которые первоначально предназначались исключительно для патрициев.

Лициниевы законы способствовали улучшению положения крестьянства и, тем самым, предотвращали разорение среднего сословия; те же результаты имели усилия против ростовщичества и упорядочение налогообложения. Важное социальное и чисто правовое значение имело принятие закона Петелия (326 или 313 г. до Р.Х.), которым была устранена архаическая жестокость долгового процесса: им отменена личная ответственность неисправного должника и введена процедура, напоминающая банкротство (должник, клятвенно заявивший о своей несостоятельности, сохранял личную свободу уступкой своего имущества); передача должника в рабство могло быть теперь осуществлено только по приговору суда, а не по усмотрению кредитора.

Однако решающее значение в исправлении социальных недугов общины имело крепнущее политическое могущество Рима в Италии. После позорной капитуляции перед Этрурией, случившейся в разгар внутренних смут, Рим, по существу спасенный эллинами, разгромившими на востоке Персию, а на западе - союз этрусков с финикийцами, приступил к завоеванию северных от Тибра территорий. Это доставило пахотные земли для расселения колонистов, что вызвало отлив беспокойного элемента населения из метрополии; это обогатило казну, уменьшив налоговое бремя на крестьянство. К концу столетия отмечается заметный рост материально обеспеченного среднего сословия.

Достигнутое общиной благосостояние, во всяком случае, материальное равенство большинства ее членов, политическое равноправие сословий, явились основанием совершенно нового строя управления, который сложился в рамках республики после двухсот лет напряженной политической и сословной борьбы - сенатского управления.

"От сената зависели мир и война и заключение мирных договоров, основание колоний, раздача пахотных земель, общественные сооружения, вообще все дело постоянного и важного характера и главным образом финансовое управление. Сенат ежегодно составлял инструкции, которыми устанавливал для должностных лиц сферу их служебной деятельности и определял число войск и количество денег, предоставлявшихся в их распоряжение... Что это новое сенатское управление... было совершенным извращением старого общинного устройства, ясно само собой... свободная деятельность гражданства приостановилась и замерла, должностные лица снизошли на степень председателей собраний и исполняющих чужие приказания комиссаров, а чисто совещательная сенатская коллегия являясь преемницей обеих конституционных властей сделалась - хотя и в самых скромных формах - центральным правительством общины. Однако... самый строгий приговор истории должен признать, что эта корпорация сумела правильно понять и хорошо выполнить свою великую задачу. Сенаторы вступали в это звание не по праву рождения, а в сущности по свободному выбору нации; раз в четыре года они утверждались в этом звании нравственным судом достойнейших людей; они назначались пожизненно, не завися ни от истечения срока своей должности, ни от изменчивой народной воли; со времени уравнения сословий они составляли тесно сплоченную и замкнутую коллегию, в состав которой входили все самые способные люди, обладавшие политическим кругозором и практическим знакомством с делами управления... Таким образом, римский сенат был самым благородным выражением всей нации, а по своей последовательности и государственной мудрости, по своему единодушию и патриотизму, по своему полновластию и непоколебимому мужеству был первой из всех когда-либо существовавших политических корпораций, даже в ту пору был самым настоящим "собранием царей", умевшим соединять деспотическую энергию с республиканским самоотвержением. Никогда никакое государство не отстаивало своих интересов во внешних делах с такой твердостью и с таким достоинством, с каким их отстаивал в свои лушие времена Рим через псредство своего сената. ...При помощи сената римскому народу долее других народов удавалось осуществлять самое великое из всех человеческих творений - мудрое и успешное самоуправление". (21)

Эта государственность, выросшая из глубоко укорененных национальных оснований эллинско-италийской народности, сложенная усилиями крестьян, солдат и управленцев, желающих именно на этой земле и в соответствии с присущими ей законами взращивать семью, увеличивать имущество, устраивать и украшать дом, поклоняться своим богам и все это в целости защищать своею кровью, явилась той нравственной и материальной почвой, которая произвела римское право. Ведущий принцип этого права - всесторонняя охрана интересов личности в рамках правопорядка, способного такую охрану предоставить; но никак не поощрение индивидуализма, в ущерб интересам и ценой разрушения общего, то есть данного правопорядка и государства в целом.

Последущая после Лициниевой реформы эпоха, вплоть до Цезарианской революции, оказалась наиболее продуктивной для создания основ этого права. Изменение государственного строя в результате этой революции не повлияло отрицательно на данный процесс, но освободило ту социальную и интеллектуальную энергию громадного государства, которая позволила придать процессу создания универсального права законченный вид.

"Перемены в конституции были предопределены распространением римского владычество на огромные территории Европы, Африки и Азии, которые осуществились в эпоху Республики. Рим, вернув себе утраченную было в конце VI в. до н.э. гегемонию в Лации, подчиняет в IV в. до н.э. центральную Италию и выходит на арену Средиземноморья, где вступает в борьбу с Карфагеном (с 264 г.). Успехи в... пунических войнах положили начало власти Рима над заморскими территориями, где организовывались провинции (provincia) во главе с проконсулами и пропреторами... К середине II в. до н.э. Рим уже не имеет равных себе противников; в 146 г. до н.э. разрушены Карфаген и Коринф. Интенсивное вовлечение молодой державы в орбиту средиземноморской культуры способствовало развитию торговых связей римских граждан с иностранцами, усвоению науки и культуры, эллинистического образования. Рим превращается не только в политический, но и в торгово-экономический центр мира". (22)

Естественно, что освоение пространств, вовлечение в управленческую орбиту общины полиэтнического и поликонфессионального множества, перемена хозяйственной, идеологической и, в целом, культурной парадигмы не могло не вызвать перенапряжения всех сил государства. Четыреста лет - незначительный срок для превращения незначительной латинской общины в мировую державу, которое еще и сопровождается сменой натурального хозяйственного уклада интенсивным товарным производством и обменом. Политические потрясения и экономические кризисы при этом неизбежны.

После более чем столетней эпохи реформ, смут, революций и гражданских войн, в 27 г. до Р.Х. Октавиан Август объявил, что им восстановлена республика. В действительности началась новая эпоха в истории римской государственности - эпоха установления монархии.

Вначале возникло государственное устройство переходного периода - принципат или диархия (двоевластие), при котором в соперничестве проявлялись черты сенатского правления и нарождающегося самодержавия. Этот период, возможно из-за незавершенности политической организации громадного государства, оказался очень плодотворным в области правотворчества: было завершено формирование римского классического права. Ничто в системе и в реформах государственного управления не стесняло и не способствовало развитию того потенциала правотворчества, который образовался в нации в период республики. Единственным исключением можно назвать инициативу Августа, имевшую необыкновенно богатые последствия: предоставление наиболее видным знатокам права (prudentes) особой привилегии - права предлагать решение юридических коллизий, поддержанного силой государства.

В 284 г., с воцарением Диоклетиана, прекращается двоевластие. Государственный строй Рима приобретает черты абсолютной монархии (доминат). Нравственная, хозяйственная и политическая деградация страны в соединении с германской и готской агрессиями составляют содержание этой завершающей историю Рима эпохи. С точки зрения правового развития, она характеризуется усилиями, направленными на систематизацию, подведение итогов предшествующего юридического творчества. Но это уже не дело народа, а забота государственных чиновников и специалистов в области юриспруденции.

Поразительная сила именно народного творчества в этой области сказалась в том, что исчезновение с политической карты в 476 г. Западной Римской империи не уничтожило действия созданного в предшествующие эпохи права. Через полтора столетия оно было систематизировано в Восточной Римской империи и в этом виде передано народам Нового времени, то есть христианским народам.





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 1176; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8610 - | 7070 - или читать все...

Читайте также:

  1. B) потерю прав сословных, супружеских, родительских, а также права собственности
  2. I. Введение в Теорию государства и права (ТГП)
  3. I. Игра на изменение цены
  4. I. Изменение экономического курса
  5. I. О значении римского права
  6. I. Основные права граждан
  7. II. Понятие цивильного права, права народов, естественного права
  8. II. «Краткое изображение процессов и судебных тяжеб» (1715 г.) – общая характеристика правового документа. Место и значение документа в развитии российского государства и права
  9. III. Использование права
  10. III. Очерк римской государственности
  11. IV. Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей
  12. IV. Особенности советского исправительно-трудового права на основе анализа статей Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г


 

18.212.83.37 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.