Административное правонарушение

Совершенное административное правонарушение является основанием для привлечения к административной ответственности, за которое налагается административное наказание.

Для привлечения к административной ответственности необходимо:

1) наличие правового (юридического) основания, то есть правовой нормы, устанавливающей правовое поведение;

2) наличие фактического основания: должна быть нарушена норма, то есть совершено административное правонарушение.

В соответствии со ст. 2.1. административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Кодекс РФ об административных правонарушениях позволяет выделить следующие признаки административного правонарушения:

– антиобщественность. Она заключается в том, что административные правонарушения наносят вред охраняемым общественным отношениям;

– противоправность. Она заключается в том, что субъект совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом;

– виновность. Правонарушение совершено виновно, умышленно или по неосторожности. Деяние совершено сознательно, с присутствием воли. Или лицо не отдает отчета о своих действиях, не руководит ими в момент совершения правонарушения, так как оно находилось в состоянии невменяемости;

– наказуемость. Только то деяние, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением.

Данные признаки присущи не только административному проступку, но и другим правонарушениям. Их отличает друг от друга степень общественной опасности, то есть характер и тяжесть причиненного вреда, объект посягательства, виды наказания, круг лиц, правомочных их применять, и юридические последствия для правонарушителя.

В совокупности антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость характеризуют совершенное деяние (действие либо бездействие) как правонарушение. Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного введено в оборот понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения- это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение, за которое наступает административная ответственность.

Только при наличии определенных юридических элементов в деянии, субъект, совершивший правонарушение, будет привлечен к административной ответственности. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения – это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом.

Родовой объект – группа однородных общественных отношений, на которые посягает субъект, совершивший административное правонарушение.

Непосредственный объект – конкретное общественное отношение, которому может быть причинен вред.

Мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан1. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан.

Объективная сторона административного правонарушения – это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда? где? с помощью каких средств совершено административное правонарушение?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации необходимо учитывать время, место, способ и другие обстоятельства совершенного правонарушения.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется) и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия и бездействия, наступ-

1 Ст. 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ление вредных последствий и причинную связь между ними. При этом причина – это явление, порождающее другое явление, следствие – результат действия причины, а необходимая причинная связь – это связь между явлениями, в силу которых одно из них с необходимостью порождает другие. Признаки причинной связи:

1) действие должно предшествовать по времени наступлению последствий;

2) вред должен быть следствием именно этой причины;

3) действие должно привести (без вмешательства посторонних сил) именно к этому последствию.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть

основанием, усиливающим административную ответственность,

или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство составов административных правонарушений

имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения – это индивид или организация (коллектив людей), совершивший административное правонарушение.

Индивид - это физическое вменяемое лицо, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет субъект, который достиг 16-летнего возраста (общее правило). Время, с которого считается, что нарушитель достиг возраста ответственности, исчисляется с 0 часов, следующих за днем рождения суток. Лицо должно совершить административное правонарушение, а не другое деяние. Так раскрывается понятие «общего субъекта (индивида) административного правонарушения».

Помимо общего субъекта, принято выделять: специальный субъект – лицо, привлекаемое к административной ответственности, обладающее специальными признаками (совершеннолетний, судимый, должностное, юридическое лицо, иностранный гражданин, лицо без гражданства и иностранное юридическое лицо); особый субъект – на лицо, привлекаемое к административной ответственности, в соответствии с действующим законодательством может быть наложено дисциплинарное взыскание. К такой категории субъектов можно отнести военнослужащих и иных лиц, на которых распространяются действия дисциплинарных уставов. К этой категории не применяется административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административный штраф. Субъектами ответственности по новому Кодексу могут быть не только физические, но и юридические лица. Это вызвано процессами реформирования нашего общества и изменениями социально-экономической структуры. Особенной частью Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц1.

В соответствии с действующим Кодексом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Субъективная сторона административного правонарушения – внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотив и цель.

Вина – психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Формы вины – умысел и неосторожность.

Умысел – заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность, в свою очередь, может проявляться как: > небрежность (субъект, совершивший административное правонарушение не осознавало, не предвидело возможность наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела); к самонадеянность (субъект, совершивший административное правонарушение осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий). Необходимо отличать неосторожность от казуса, так как в последнем случае ответственность не наступает ввиду отсутствия вины. Казус (случай) – когда лицо не осознавало, не предвидело и по обстоятельствам дела не должно было предвидеть наступления вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

– мотив – внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

– цель – конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение). Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административной ответственности. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения лица, совершившего административное праванарушение к административной ответственности.

Владение вопросами юридического состава административного правонарушения имеет большое практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административное правонарушение, приведет к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения к административной ответственности.

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности. Юридическая ответственность – это сложное социально-правовое явление, рассматриваемое правоведами в двух аспектах: 1) в позитивном – за будущие действия. В данном аспекте ответственность возникает у человека уже тогда, когда он приступает к исполнению своих обязанностей; 2) в ретроспективном – за действия, уже совершенные. Наступает в результате нарушения нормы права, неисполнения юридической обязанности. Термином «юридическая ответственность» охватывается обязанность субъекта реализовать определенные действия, поведение: нести лишения имущественного характера.

Юридическая ответственность – это обязанность субъекта претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение. Она характеризуется следующими признаками:

– неразрывно связана с государственным принуждением;

– ее фактическим основанием является правонарушение;

– сочетается с официальным государственным осуждением субъекта, совершившего правонарушение;

– субъект, совершивший правонарушение, несет определенные отрицательные последствия.

Характерные особенности присущи всем видам юридической ответственности: уголовной, административной, материальной, гражданско-правовой и дисциплинарной.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности субъекта претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение. Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

– основанием административной ответственности является административное правонарушение;

– исключением является в определенных случаях совершение преступления – в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения последний подвергается административному наказанию;

– субъектами административной ответственности могут быть физические, юридические и должностные лица;

– административные наказания являются мерой административной ответственности и применяются за совершение административных правонарушений;

- административные наказания применяются широким кругом органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях1;

– административные наказания налагаются полномочными субъектами на неподчиненных им субъектов, совершивших административное правонарушение;

– применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;

– меры административной ответственности применяются в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях2.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, то есть происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой является:

– основание – административное правонарушение;

– мера – административное наказание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: