double arrow

Износ и амортизация основных фондов

Различают физический и моральный износ основных средств.

Физический износ представляет собой утрату основными фондами своих производственно-технических качеств в процессе эксплуатации и влияния природно-климатических условий.

Моральный износ проявляется в потере экономической эффективности и целесообразности использования основных производственных фондов до истечения срока полного физического износа.

Моральный износ первого вида характеризуется уменьшением стоимости машин и оборудования вследствие удешевления их воспроизводства в связи с ростом производительности труда, повышением технического уровня заводов-изготовителей. Также вызван уменьшением рабочего времени для выпуска машин одной и той же конструкции.

Моральный износ второго вида является след­ствием создания более экономичных, технически совер­шенных и производительных машин в результате НТП.

Особенностью основных фондов является перенесение части их стоимости на стоимость готовой продукции. Это перенесение происходит таким образом, чтобы за период эксплуатации ос­новных фондов произошло их возмещение. Возмещение основ­ных фондов путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции (себестоимость) или на выполненную работу, называется амортизацией.Она осуществляется с целью накопле­ния денежных средств для последующего полного или частично­го воспроизводства основных фондов.

Амортизационные отчисления - это денеж­ная оценка износа основных фондов, как физическо­го, так и морального. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и при ее реа­лизации превращаются в денежную форму.

Норма амортизационных отчисленийопре­деляет долю балансовой стоимости основных фон­дов (%), которая должна быть перенесена на произ­водственную продукцию в течение года.

В условиях рыночных отношений величина амортизационных отчислений оказывает существенное влияние на экономику пред­приятия. С одной стороны, слишком высокая доля отчислений увеличивает величину издержек производства, а следовательно, снижает конкурентоспособность продукции, уменьшает объем получаемой прибыли и поэтому сокращает диапазон возможно­стей предприятия по его экономическому уровню развития.

С другой стороны, заниженная доля отчислений удлиняет срок оборачиваемости средств, вложенных в приобретение основных фондов, а это ведет к их старению и, как следствие, снижению конкурентоспособности, потере своих позиций на рынке.

Таким образом, величина амортизационных отчислений яв­ляется функцией многих переменных.

В амортизационной политике государства произошли суще­ственные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), предприятие получило право самостоятельно определять срок полезного использования обретаемых основных фондов.

ПБУ 6/01 ввело следующие способы начисления амортизации:

линейный;

• уменьшаемого остатка;

• списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного ис­пользования;

• списание стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Предприятие может одновременно применять несколько спо­собов начисления амортизации применительно к различным груп­пам объектов основных средств, например, по рабочим маши­нам - линейный способ, по вычислительной технике - способ уменьшаемого остатка и т.п. При этом принятый способ начис­ления амортизации нельзя менять в течение всего срока полезно­го использования объекта основных средств (машины, компью­теры и др.). Выбранные способы амортизации входят в учетную политику предприятия.

При линейном способе годовая сумма амортизации опреде­ляется по первоначальной стоимости объекта основных средств и принятой норме амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

При способе уменьшаемого остатка годовая сумма аморти­зационных отчислений определяется исходя из остаточной сто­имости основных средств на начало отчетного года и нормы амор­тизационных отчислений на основе срока полезного использо­вания объекта. Таким образом, в первый год эксплуатации списывается относительно большая часть стоимости, далее темп списания замедляется.

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных от­числений, определяется исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе сумма чисел лет срока службы объекта.

Так, при первоначальной стоимости станка 40 тыс. руб. и сро­ке его полезного использования 5 лет сумма чисел лет срока служ­бы составляет:

5 + 4 + 3 + 2+1 = 15 лет.

Начисление амортизации по годам использования объекта составило:

1-й год: 5/15 = 33,3%; 40 тыс. руб. • 33,3% = 13,32 тыс. руб.;

2-й год: 4/15 = 26,7%; 40 тыс. руб. • 26,7% = 10,68 тыс. руб. и т.д. При начислении амортизации пропорционально объему про­дукции исходят из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции за весь срок ис­пользования объекта.

По наиболее эффективным видам основных средств, перечень которых определяется отраслевыми органами, министерствами, предприятиям разрешена ускоренная амортизация, т.е. начисление амортизации по повышенным нормам (но не более чем вдвое). Малым предприятиям разрешена ускоренная амортизация по всем основным фондам со сроком службы более трех лет. В то же время на некоторых предприятиях начисление амортизации даже по действующим нормам приводит к низкой рентабельности и даже убыточности их продукции. Поэтому с 1 октября I 1998 г. предприятиям разрешена замедленная амортизация, т.е. начисление амортизации по заниженным нормам. Применение повышенных или пониженных норм амортизации должно быть предусмотрено в учетной политике предприятия, определяемой его руководителем на ряд лет, но не менее чем на год.

Методика определения величины амортизационных отчислений по подвижному составу отличается от методики определения амортизационных отчислений по другим основным производственным фондам. Норму амортизации устанавливают на полное восстановление (реновацию) и на капитальный ремонт (включая модернизацию).

Установление 2-х раздельных норм предусматривает учет взаимосвязи и взаимозависимости между ними.

Чем короче установленный срок службы группы основных производственных фондов, тем меньше при прочих равных условиях количество ремонтов, тем ниже должна быть норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт.

Нормы амортизационных отчислений для каждого вида установленных основных производственных фондов для всех предприятий и организаций страны едины и исходят из эксплуатации этих фондов в обычных условиях.

Нормы амортизационных отчислений установлены в процентах от балансовой стоимости подвижного состава по трем группам:

1. транспортные автомобили, прицепы и полуприцепы;

2. легковые автомобили;

3. автобусы и специальные автомобили.

Главным отличием методики построения новых норм амортизации состоит в том, что в основу определения нормы амортизации на полное восстановление положен пробег автомобиля, а не срок службы. Это относится ко всем автомобилям за исключением:

1. грузовые автомобили грузоподъемностью до 2-х т;

2. автобусы особо малого класса (по длине автобуса);

3. легковые автомобиле (кроме автомобилей-такси);

4. специальные автомобили.

Для выше перечисленных групп автомобилей, нормы амортизационных отчислений на полное восстановление устанавливаются в процентах от балансовой стоимости из расчета на год не зависимо от пробега.

По основной группе подвижного состава (за исключением 4 групп) нормы амортизационных отчислений на полное восстановление определяется в процентах от балансовой стоимости автомобиля на 1000 км пробега.

Нормы амортизационных отчислений на капитальный ремонт автомобиля определяются (за исключением специальных автомобилей) в процентах от балансовой стоимости на 1000 км пробега.

Нормы амортизационных отчислений на капитальный ремонт специальных автомобилей учитывается в процентах от балансовой стоимости автомобиля в год независимо от их пробега.

Нормы амортизационных отчислений в процентах на полное восстановление подвижного состава определяется по следующим формулам:

1. для основной группы подвижного состава, по которым нормы амортизационных отчислений зависит от пробега на 1000 км:

,

где Сб - балансовая стоимость автомобиля руб.;

Сп - ликвидационная стоимость основных производственных фондов равная полученной выручки от реализации списанных основных производственных фондов за вычетом стоимости по их демонтажу, руб.;

Lнп - нормативный амортизационный пробег автомобиля, км.

2. для второй группы нормы амортизационных отчислений на полное восстановление не зависит от пробега:

,

где Ан - амортизационный период (нормативный срок службы по данной группе автомобилей, годы.

Норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт автомобилей (кроме специальных автомобилей) определяется по формуле:

,

где Скр - стоимость капитального ремонта в течение всего амортизационного периода, руб.

К норме амортизационных отчислений на полное восстановление и капитальный ремонт есть поправочные коэффициенты. Амортизационный фонд на полное восстановление и капитальный ремонт начисляется ежемесячно в течении фактического срока службы основных фондов.

Нормы амортизационных отчислений должны определятся с максимальной точностью, не должно быть ошибок в определении срока службы т. к. эти недооценки приводят к искажению реальной себестоимости продукции предприятия, а также данным об обеспечении отрасли средствами труда.

Если норма амортизационных отчислений занижена, то сумма амортизационных отчислений не сможет возместить износ основных фондов, если завышена, то это повлечет увеличение затрат и повысит себестоимость продукции, т. к. сумма начисленной амортизации относится на себестоимость выпускаемой продукции.

Порядок начисления амортизации

Амортизационные отчисления ОсФ начисляется с первого числа месяца следующего за месяцем поступления.

По выбывшим ОсФ начисление амортизации прекращается с первого числа месяца следующего за месяцами выбытия.

Сумма амортизации на полное восстановление подвижного состава определяется:

1. для первой группы авто (основной группы п.с. авто транспорта,
по которым норма амортизационных отчислений зависит от
пробега):

где Нв – норма амортизационных отчислений на полное восстановление, %;

Lоб – общий пробег, км.

2. для второй группы, по которым норма амортизационных отчислений не зависит от пробега:

где Нв – норма амортизационных отчислений на полное восстановление для второй группы автомобилей, %.

Сумма амортизации на полный ремонт определяется по формуле:

где Нкр – норма амортизационных отчислений на капитальный ремонт, %.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: