Тема 3 Методы психологии

Раздел № 1 Предмет психологии

Лекция №1 Общее представление о психологии как науке

Психоло́гия (от др.-греч. Ψυχή — „душа“; λόγος — „знание“) — гуманитарная наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.[1]

Психология – очень молодая наука, но достаточно прогрессивная.

Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году немецкий психолог

В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Естественные наук Философия

(изучение внешних по отношению (любовь+мудрость, изучает к человеку природных явлений: Физика бытие человека, отношение

Астрономия, Биология, География человека и мира)

Химия)

Психология (возникла на пересечении)

Задача – познакомить вас с основными понятиями и проблемами общей психологии и выделить, изучить специфику деятельности необходимой в вашей будущей профессии с точки зрения психологии.

Мы коснемся также немного ее истории, в той мере, в какой это будет необходимо для раскрытия некоторых фундаментальных проблем, например проблемы предмета и метода.

Мы познакомимся также с именами некоторых выдающихся ученых далекого прошлого и настоящего, их вкладами в развитие психологии.

Психология- это

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»:

мозг человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Древнегреческий философ Аристотель в своём трактате «О душе» говорил, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как «оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном».

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Младенец он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение – ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира – физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки.

И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы?????: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания.

Рисуем «Круг знаний»

Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями.

познавая себя, человек будет себя изменять (цели, состояния, переживания).

Раздел № 2 Соотношении научной и житейской психологии (Развенчиваем миф о том, что «Все мы немного психологи»).

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но!!!!! иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

Чем же отличаются житейские психологические знания от научных????????

1. Житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим – с отцом, и снова совсем иначе – с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы ( общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности).

Пример из жизни Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: «Это то, что следует проверить по документам».

2. Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

Дети в ходе ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3. Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи.

В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.

В науки: накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка.

4. Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями.

В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

5. Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато– и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др.

Пример из диссертации: Поиск взаимосвязи несформированности развития Э.О. В дошкольном детстве и её влияние на девиантное поведение в подростковом возрасте.

Исследования слепо-глухо-немых детей: Главный «канал», через который они могут вступать в контакт с внешним миром, – это осязание.

Помощь, организуемая психологами совместно с педагогами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей – развития восприятия, мышления, личности.

Психология – это не только теория, но и практика именно в практическом опыте Иван Петрович Павлов впервые зарегистрировал условно рефлекторное отделение слюны у собаки, он заявил, что через эти капли мы в конце концов проникнем в муки сознания человека.

Выдающийся советский психолог Лев Семёнович Выготский увидел в «курьезных» действиях типа завязывания узелка на память способы овладения человеком своим поведением.

Вашей основной задачей на протяжении всего периода обучения:

«Видеть главное в малом»

«Овладеть и применять знания правильно

и в нужное время»

Вывод: При изучении Психологии вы должны понять основное:

1. Психология-как самостоятельная наука, но и тесно соприкасаемая и проникающая практически во все сферы человеческого познания;

2. Психология всегда слияние теории с практики;

3. При изучении каких либо явлений связанных с человеком не допустимы «околонаучные» знания.

Раздел № 3 Предмет психологии. Методы изучения психики.

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche – «душа» + logos – «понятие», «учение»).

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т. п.

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» – одно и то же.

Изучая «Психику» необходимо рассмотреть психические явления ( факты внутреннего, субъективного, опыта).

Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства???????.

Мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях.

Психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются.

Два мнения на изучения психики и психических явлений

1. Психология, считали они, должна заниматься только тем, что переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию, а единственный метод (т. е. способ) изучения этих явлений – самонаблюдение. Однако этот вывод был преодолен дальнейшим развитием психологии.

2. Выделив – факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т. е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться.


Тема 2 История развития психологических знаний

1-й этап. Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности ви­дели причину развития явлений и движения. Аристотель распростра­нил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.

Позже сложились две противоположные точки зрения на психи­ку - материалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отли­чие от последней идеальна.

2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что живот­ные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздей­ствия извне, а человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д. Локк утверждал выдвинул принцип атомистического анализа сознания, соглас­но которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформиро­ваны через ассоциации более сложные образования. В XVIII в. английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики.

3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлек­сов в физиологии. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декартовско-локковской концепции со­знания и заявил, что психология должна отказаться от изучения созна­ния и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно на­блюдению, т. е. на поведении человека.

4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подхо­дов к сущности психики, превращение психологии в многоотрасле­вую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практи­ческой деятельности человека.

^ Основная литература: 9, 23, 52

Дополнительная литература: 14, 50, 51


3.6 Список литературы:

Основная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. –М.,1990.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.,1995.

3. Бодалев А.А. Психология личности.-М.,1988.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.-М.,1982.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т.-М.,1983.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.-М.,1996.

7. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т.-М.,1992.

8. Квинн В. Прикладная психология-СПб.,2001.

9. Изард. К.Е. Эмоции человека-.М.,1999.С.117-338

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.,1982.

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.,1981.

12. Немов Р.С. Психология. /В трех книгах.-М.,1994

13. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.Н. Рогов.-М.,1995.

14. Петровский А.В. Введение в психологию.-М.,1995.

15. Практикум по обшей психологии/Под ред. А.Е. Щербакова-М.,1990.

16. Психологический словарь.-2-е изд.-М.,1996.

17. Психология личности. Тексты.-М.,1982.

18. Психология от А до Я: Словарь персоналий.- М.,1997

19. Психология. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2002.

20. Словарь практического психолога. -Минск, 1997.

21. Столяренко Л.Д. Основы психологии.-Ростов,1995.

22. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. –М.,2001.

23. Ждан А.Н. История психологии. – М., 2000.

24. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним.- М., 1998.


Дополнительная:

25. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.,1977.

26. Белоус Б.С. Темперамент и деятельность:учебн.пособ.-Пятигорск,1990

27. Айсмастас Б. Психология и педагогика.- М., 1996

28. Андреева Г.М. Социальная психология.-М.,1989.

29. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.-М.,1999.

30. Аникеева Н.П. Психологичкский климат в коллективе.-М.,1989.

31. Бороздина Л.В. Исследование уровня прситязаний.-М.,1986.

32. Валлон А. Психическое развитие ребенка.-М.,1967.

33. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.-М., 1984.

34. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология.-М.,1982.

35. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.,1991.

36. Виденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека.-М., 1989.

37. Вилюнас В.К. психологические механизмы мотивации человека –М.,1990

38. Гозман Л.Я Психология эмоциональных отношений.-М.,1987.

39. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии.-Ростов,1994..

40. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности.-М.,1989.

41. Додонов Б.И. В мире эмоций. -Киев, 1987.

42. История зарубежной психологии.30-60-е годы 20 века. Тексты.-М., 1986.

43. Кан-калик В.А. Учителю о педагогическом общении. -М.,1987.

44. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы.-М.,1990.

45. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности.-Минск, 1976.

46. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М.,1979.

47. Лурия А.Р. Внимание и память. –М., 1975.

48. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие.-1975.

49. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию.-М.,1975.

50. Рубинштеин С.Л. Основы общей психологии. -М., 1989. Т.1.-С.62-104

51. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.1999

52. Ярошевский М.Г. История психологии.-М.,1985.


Наблюдение - метод, направленный на изучение психологических явлений в различных условиях без вмешатель­ства в их течение.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство ис­следователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших ус­ловий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим - когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим — в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

^ Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявле­ние и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

^ Анализ результатов деятельности - метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам тру­да, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

^ Опрос - метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются; устным, когда вопросы ставятся устно; в форме интервью, при кото­ром устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование - метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик), и тестирование психокоррекционное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсональ­ного подхода).

Основная литература: 12, 13,14,15

Дополнительная литература: 28, 35,39

Книга (Сергей Крутов Производство +Психология)

Идеальная схема


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow