ЭПОХА | РАННЕЕ ДЕТСТВО | ДЕТСТВО | ОТРОЧЕСТВО | |||
СТАДИЯ | МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ | РАННИЙ ВОЗРАСТ | ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ | МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ | МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ | СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ |
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Эмоционально-непосредственное общение | Орудийно-предметная деятельность | Сюжетно-ролевая игра | Учебная деятельность | Личностное общение | Учебно-профессиональная деятельность |
СФЕРА ЛИЧНОСТИ | Мотивационно-потребностная | Операционально-техническая | Мотивационно-потребностная | Операционально-техническая | Мотивационно-потребностная | Операционально-техническая |
Кризис новорожденности | Кризис 1 года | Кризис 3лет | Кризис 7 лет | Кризис 12-13 лет | Кризис 15 лет | Кризис 18 лет |
Большие кризисы развития (кризисы отношений) | ||||||
Малые кризисы развития (кризисы мировоззрения) |
М.И.Лисина
М.И. Лисина проанализировала исследования о влиянии разлуки с матерью на психическое развитие ребенка. Дело не в биологической привязанности ребенка к матери, не в удовлетворении сексуальных влечений, не в механическом предъявлении стимулов и в отборе реакций, а в организации общения, в формировании специфически человеческих потребностей, в управлении ориентировочной деятельностью ребенка. Можно даже сказать, что все дело не в матери как в биологическом факторе, а во взрослом как конкретном носителе для ребенка всей человеческой культуры и способов ее освоения.
|
|
Благодаря этому общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно-деловым (Хрест. 7.1 и 7.2). Начиная со второго полугодия жизни, ребенок больше не соглашается просто "обмениваться со взрослым ласками". Ему теперь уже нужно, чтобы взрослый "сотрудничал" с ним в деле, организовывал его, помогал в трудную минуту, подбадривал при неуспехе, хвалил за достижения. Каждой матери хорошо известно, как ребенок, находясь у нее на руках, показывает пальчиком на окно или часы, приглашая полюбоваться заинтересовавшим его предметом. При ситуативно-деловом общении дети ищут присутствия взрослого, требуют его доброжелательного внимания, но и этого недостаточно - детям нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и активно участвовал в этом процессе.