Вопрос 18. Аттракция и эмпатия

Вопрос 17. Социальный интеллект.

Вопрос

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 г. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания.

Создателем первого надёжного теста для измерения социального интеллекта стал Дж. Гилфорд. Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, не зависимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж. Гилфорд выделил одну операцию -познание (С) и сосредоточил свои исследования на познании поведения (СВ). Эта способность включает шесть факторов:

Познание элементов поведения (CBU)- способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность, близкая к выделению «фигуры из фона» в гештальтпсихологии).

Познание классов поведения (СВС)- способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.

Познание отношений поведения (CBR)- способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.

Познание систем поведения (CBS)- способность понимать логику развития целых ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.

Познание преобразований поведения (СВТ)- способность понимания исходного значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах.

Познание результатов поведения (CBI)- способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.. Также под эмпатией подразумевается способность чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его.

Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. [1] Психиатр Анатолий Крейнин определяет эмпатию в психиатрии как способность психиатра определить в себе самом те чувства, которые переживает находящийся с ним в интеракции пациент, и благодаря этому понять его и его переживания и помочь ему без того, чтобы идентифицироваться с ним (спутать свои переживания с переживаниями пациента).

Эмпат — человек, способный воспринимать переживания, эмоции и чувства другого человека, на уровне своих собственных эмоций. Можно сказать, что эмпат — эмоциональный телепат, ограниченно способный читать мысли, но воспринимающий эмоциональную картину состояния другого человека, причем нередко без упоминаемых в литературе «как будто» — а непосредственно как от первого лица, в связи с чем у людей с повышенным уровнем эмпатии нередки различные психологические проблемы, когда вследствие такого явления они перестают различать собственные эмоции и эмоции чаще всего родных и близких людей. Причем в ряде случаев в процессе такого самоотождествления с кем-то личность человека «выпадает в осадок»,[неизвестный термин] что может провоцировать состояние депрессии и склонность к крайней форме решения такого раздвоения личности — суициду.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.), что, однако, далеко не гарантирует наличия этого качества у перечисленных специалистов.

Эмпа́тия — способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.. Также под эмпатией подразумевается способность чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его.

Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. [1] Психиатр Анатолий Крейнин определяет эмпатию в психиатрии как способность психиатра определить в себе самом те чувства, которые переживает находящийся с ним в интеракции пациент, и благодаря этому понять его и его переживания и помочь ему без того, чтобы идентифицироваться с ним (спутать свои переживания с переживаниями пациента).

Эмпат — человек, способный воспринимать переживания, эмоции и чувства другого человека, на уровне своих собственных эмоций. Можно сказать, что эмпат — эмоциональный телепат, ограниченно способный читать мысли, но воспринимающий эмоциональную картину состояния другого человека, причем нередко без упоминаемых в литературе «как будто» — а непосредственно как от первого лица, в связи с чем у людей с повышенным уровнем эмпатии нередки различные психологические проблемы, когда вследствие такого явления они перестают различать собственные эмоции и эмоции чаще всего родных и близких людей. Причем в ряде случаев в процессе такого самоотождествления с кем-то личность человека «выпадает в осадок»,[неизвестный термин] что может провоцировать состояние депрессии и склонность к крайней форме решения такого раздвоения личности — суициду.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.), что, однако, далеко не гарантирует наличия этого качества у перечисленных специалистов.

Аттракция (влюбчивость, влюбленность) по отношению к кому-либо является основным критерием существования эмпатии. Эмпатия не работает в отношении к системам, которые причиняют боль организму, хотя это правило иногда может быть изменено под воздействием нарушения работы мозга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: