Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Вопрос 64. Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда




Задачи построения правового государства, защиты прав и свобод граждан породили необходимость правовой регуляции возмещения морального вреда. Под моральным вредом, причиненным физическому или юридическому лицу, следует понимать утраты неимущественного характера, возникающие вследствие моральных, физических или психических страданий либо разлада обычного для определенного лица душевного состояния, способа жизни, нормальных жизненных связей, умаления чести, достоинства, престижа или деловой репутации, причиненных нарушением прав лица другим лицом (лицами). СПЭ дает один из доказательственных фактов, с учетом которого судебными инстанциями будет приниматься решение о причинении личности морального вреда или о его отсутствии.

В Украине правовое регулирование возмещения морального вреда осуществляется следующими актами: ГК Украины (ст.ст. 6,7, 440 в редакции от 15.12.93г.), законами Украины «О службе безопасности» (ст.5), «О защите прав потребителей» в редакции от 15.12.93г. (ст.24), «Об информации» (ст.49), «Об охране труда» (ст.12), Декретом Кабинета Министров Украины «О режиме иностранного инвестирования» (ст.10) и другими.

Безусловно, что моральный вред, приносящий нравственные страдания потерпевшему, не может быть возмещен деньгами, и при любой форме возмещение морального вреда всегда будет частичным, поскольку точно определить степень причиненного морального вреда и соответственно размер его возмещения невозможно.

Моральный вред можно классифицировать как:

– душевные страдания, соединенные с физическими;

– душевные страдания, связанные с причинением имущественного вреда;

– душевные страдания, связанные с причинением имущественного вреда и физическими страданиями;

– чисто душевные страдания вне их связи с физическим и имущественным вредом.

Среди видов, связанных с причинением морального вреда, можно назвать:

– причинение тяжкого вреда здоровью;

– то же, совершенное с особой жестокостью, издевательствами или мучениями;

– причинение средней тяжести вреда здоровью;

– то же, совершенное с особой жестокостью, издевательствами или мучениями;

– причинение легкого вреда здоровью;

– нанесение побоев;

– истязание;

– угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью;

– принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации;

– то же, совершенное в отношении зависимого или беспомощного лица;

– заражение венерической болезнью;

– заражение ВИЧ-инфекцией;

– похищение человека;

– незаконное лишение свободы;

– незаконное помещение в психиатрический стационар;

– распространение ложных порочащих сведений;

– оскорбление;




– половое сношение или иные насильственные действия сексуального характера с применением насилия, угроз или использованием беспомощного состояния потерпевшего и т.д.

Пример: похищение малолетней А. с целью вымогательства денежных средств у ее отца.

По сути происшедшего известно, что в квартиру Т. (учительницы, с которой А. занималась после школы) позвонила женщина – «работник коммунальных служб», а когда дверь открыли, в квартиру ворвались незнакомые мужчины. Дети, А. и сын учительницы, испугались и стали плакать. Им заклеили рот, а учительнице, кроме этого, надели наручники и вместе со связанным сыном отвели в спальню, уложили на кровать с угрозами не вставать, тихо себя вести.

А. же увезли и перевозили несколько раз из одного дома в другой, меняли местность (все это продолжалось более 2-х месяцев), пока ее не освободили работники милиции.

Вспоминать об этих событиях А. было тяжело и страшно; говорить об этом она не хотела, ссылалась на усталость, переходила на другую тему. Но вытесняемые воспоминания об этих прошедших днях периодически прорывались в сознании непроизвольно, что отражалось на ее речи, в высказываниях.

Обследование А. психологическими методами показало соответствие интеллекта и речи верхней границе возрастной нормы. Повышенного уровня фантазирования и внушаемости не было обнаружено.

У подэкспертной ярко проявлялись следующие механизмы психологической защиты в отношении случившегося: вытеснение как факт устранения личностью травмирующих переживаний, воспоминаний из области сознания на неосознаваемый уровень, сопровождающийся функциональной амнезией (забывание), и регрессия, как торможение и возврат к уже пройденному этапу развития личности (дошкольному возрасту).

В одном из пунктов заключения было указано, что А. была нанесена значительная психическая травма, связанная с:

– пережитым неоднократно чувством сильного страха и незащищенности;

– разрушением привычного образа жизни;

– изоляцией от родных, близких людей (матери и отца);

– изоляцией от привычного круга сверстников и взрослых людей;

– осознанием всех этих фактов.

Некоторые последствия травмы проявились у потерпевшей после происшедшего, другие могут проявляться по мере ее взросления.

Вопрос о причинении морального вреда может быть поставлен и по гражданским делам (см. 11.3.9.).





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 643; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9897 - | 7724 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
  2. I. Вопросы для проверки исходного, базового уровня знаний
  3. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  4. I. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
  5. I. ФИЛОСОВСКИЕ ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИИ
  6. II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
  7. II. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА 2 страница. Большой остроты в 1819—1820 гг. достиг конфликт по вопросу о раб- стве. Он возник в связи с петицией территории Миссури в конгресс о предоставлении ей прав
  8. II. Целевые задачи.. I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний
  9. III Учебные вопросы
  10. III Учебные вопросы. Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и военное время
  11. III. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА ШИЗОФРЕНИЯ
  12. IV. Построение вопросов в целях преодоления неспособности или нежелания респондента отвечать


 

3.234.214.113 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.