Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема 1.2. Формы (источники) права




  1. Понятие формы (источника) права.
  2. Основные виы источников права.
  3. Правила действия НПА.
  1. Понятие формы (источника) права.

Нормы права устанавливаются в официальном, регламентируемом законом порядке, именуемом правотворчеством. В процессе правотворчества нормы права находят закрепление и выражение в особых юридических формах, называемых источниками права.

Под источником права в формально-юридическом смысле следует понимать формы выражения, закрепления, объективации юридических норм, действующих в данном государстве.

Под источником позитивного (исходящего от государства) права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

Форма права в идеале характеризуется рядом особенностей. Она призвана:

1. Выразить нормативно закрепляемую волю граждан и в конечном счете должна быть обусловлена существующим социально-экономическим базисом;

2. Закрепить и обеспечить политическую власть народа, служить его интересам;

3. Утвердить приоритетное значение наиболее демократических форм, какими являются законы;

4. Быть выражением демократической процедуры подготовки и прохождения нормативных актов в законодательном органе.

  1. Основные виды источников права.

Общепризнаными, сложившимися формами (источниками) права являются:

1. Правовой обычай. Был исторически первым источником права, регулировавшим общественные отношения в период становления государственности. Нормы обычаев достигают регулятивной цели благодаря тому, что люди эмоционально, духовно совершают действия и поступки, ставшие привычными, естественными, в конечном счете это становится своеобразной жизненной потребностью. Правовым становится лишь тот обычай, который получает официальное одобрение государства, санкционируется им, т.е. получает юридическую силу.

2. Правовой прецидент. Это решение юрисдикционного (административного) органа по конкретному делу, которое многократно используется при рассмотрении аналогичных дел в качестве общего обязательного правила, которое в конечном счете становится источником права. Прецедент как источник права доминирует в странах англо-саксонского права (Англия, США, Канада, Австралия).

3. Нормативный договор. Это такой источник права, который содержит в себе правила, нормы общего характера, предназначенные для многократного регулирования поведения неопределенного круга лиц.

4. Нормативно-правовой акт – основной, самый совершенный и распространенный источник права в странах континентальной Европы (Германия, Италия. Россия, Франция и др.).

ПодНПАпонимаются официально выраженные в письменной форме документы, решения компетентных государственных органов, содержащие в себе нормы права - юридические предписания общеобязательного значения.




Основные признаки НПА

► Каждый правовой акт имеет точное наименование, свидетельствующее об органе, его издавшем, что позволяет определить юридическую силу акта;

► Правовой акт издается в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа, что определяет легитимность акта;

► Правовой акт отличается четкостью и определенностью содержания юридических норм;

► Правовой акт носит общеобязательный характер, поддерживается возможностью государственного принуждения;

► Правовые акты имеют особый порядок опубликования и вступления в силу.

По юридической силе все НПА делятся на два вида: законы и подзаконные акты.

Закон –это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно народом, регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий свойства прямого действия.

Признаки закона:

► Закон – результат правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента) или всего народа;

► Закон – особый юридический документ общего и общеобязательного свойства, содержащий нормы права;

► Закон обладает высшей юридической силой, подзаконные акты должны соответствовать закону и не противоречить.

► Закон регулирует сущностные, типичные, устойчивые общественные отношения;

► Закон характерезуется особым и строгим порядком принятия;



► Закон – фундаментальный нормативный акт, лежащий в основе правотворчества иных государственных органов, он служит базой совершенствования и развития законодательства.

В РФ действуют следующие виды законов:

- Конституция РФ;

- Федеральные конституционные законы;

- Федеральные законы;

- Законы субъектов Федерации.

Подзаконный акт –это официальный нормативный акт, установленный компетентным органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления (иными структурами), содержащий обязательные юридические нормы.

Виды подзаконных актов:

- Нормативные Указы Президента РФ;

- Постановления и распоряжения Правительства РФ;

- Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;

- Решения и постановления органов исполнительной власти субъектов РФ;

- Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов

- Локальные нормативные акты – это предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь.





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 729; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10162 - | 7208 - или читать все...

Читайте также:

 

54.198.246.164 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.