Другие языки

ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ

Выделяется три последовательно сменяющихся исторически (но присутствующих в современной этносфере) типа ХКТ. Первый включает в себя охоту, собирательство и рыболовство – виды деятельности, характерные для первобытного человека. Его называют присваивающим ХКТ, поскольку он базируется на видах хозяйственной деятельности, которые предполагают присвоение готового природного продукта. Ведущей характеристикой выступает низкая продуктивность, зависящая от случайных факторов. В результате неолитической революции человек осваивает ручное земледелие и скотоводство. Так возник второй тип. В него входят занятия, связанные с обработкой земли при помощи еще примитивных ручных орудий, и скотоводство как относительно самостоятельная отрасль, дающая стабильный прибавочный продукт. Характерны оседлые группы охотников и рыболовов. На этой ступени появляется имущественное неравенство, ведущее к социальному расслоению и созданию государств. Третий тип – пашенное земледелие — появляется, когда люди научились соединять уже усовершенствованные орудия сельскохозяйственного труда с тягловой силой одомашненных животных. Каждая из групп делится на локальные ХКТ. Каждый тип ХКТ подразделяется на подтипы, зависящие от природного окружения.

Охотники, собиратели и рыболовы

Самые древние формы производства. Источником существования людей являются дикорастущие растения, дикие животные и рыболовство.

Собиратели и охотники лесов жаркого пояса - этносы или изолированные части этносов, живущие в тропической и субтропической полосе земного шара - индейцы р. Амазонки, пигмеи р. Конго, некоторые народы народы Индостана, ведда и др. Более 70% пищевого рациона составляет собирательство: грибы, гусеницы, сотовый мед, съедобные корни, орехи, всякие травы.

Охотники и собиратели степей и полупустынь - австралийские аборигены, некоторые народы Южной Америки, а также бушмены (юг Африки). Хотя и существует разделение труда по половому признаку (женщины и дети занимаются собирательством, мужчины - охотой), специализация мотивирована религиозными причинами и понятием престижности.

Собиратели, охотники и рыболовы умеренного теплого пояса - более благоприятные условия отделяют этот подтип от первых двух. Возникает полуоседлый образ жизни, как следствие - базовые поселения с постоянными постройками. Племена Северной Америки (в основном охотники), нивхи, ханты, манси, айны (собиратели и рыболовы) и др.

Охотники и рыболовы северных таежных лесов - распространены на всей северной таежной зоне Сев. Америки и Евразии. Охота и рыболовство являются основой существования этих народностей. Наравне с постоянными поселками существуют и промысловые временные. Полуоседлый и оседлый образ жизни.

Охотники лесотундры и тундры - имеют много общего с охотниками и рыболовами северных таежных лесов. Саамы, юкагиры, нганасаны и др.

Арктические охотники на морского зверя - д ля представителей этой группы характерен оседлый образ жизни. Живя в экстремальных условиях, главным средством пропитания была охота. Именно из шкур, костей и т.д. создавалась одежда, строились дома (иногда и с помощью снежных брусков – иглу). Алеуты, эскимосы и др.

Ручные земледельцы и скотоводы

Особенностью этой группы следует отметить более устойчивую экономическую базу, возникновение прибавочного продукта - излишка, который накапливается. В результате возможно возникновение классовых обществ, отделение ремесла от сельского хозяйства.

Ручные земледельцы жаркого пояса - данный вид был распространен у части индейцев р. Амазонки, банту и других народов тропической Африки, меланезийцы Океании и др. Система земледелия - подсечно-огневая, также использовались и постоянные поля. У некоторых народов использовался при сельскохозяйственных работах женский труд (например, о. Алор).

Ручных земледельцев жаркого пояса можно разделить на две группы: 1) Океаническая. Использование основным орудием труда палки-копалки. Развито мореходство. Основные с/х культуры – таро, хлебное дерево, суходольный рис. 2) Предгорная. Некоторые народы Филиппин, гаошань Тайваня, кхмероязычные кава в Юго-Восточной Азии и Южном Китае.

Ручные земледельцы и скотоводы горной зоны характеризуется выращиванием более холодоустойчивых культур (ячмень, ямс, гречиха) Наличие лесов даёт строить жилища из дерева и камня. Важное значение имеет выращивание домашнего скота. Народы Дагестана, Тибета, таджики, пиренейские баски.

Мотыжные земледельцы степей и сухих предгорий - один из самых распространенных типов (до начала колонизации). Был распространен у ацтеков, майя, чибча-муисков, современных пуэбло, большая часть Азии.

Ручные земледельцы лесной зоны умеренного пояса - большинство современных народов Европы, раньше принадлежали к этой подгруппе. Также часть народов Северной Америки - ирокезы, атапаски и др. Важную роль продолжает играть животновотство и собирательство, но как подсобное хозяйство.

Скотоводы-кочевники степей и полупустынь - невозможность заниматься земледелием и другими производствами привело к возникновению кочевого скотоводства. Большинство источников питания, орудий труда, временные жилища кочевые народы получают от скота - мясо, молоко, кожа и др. Наиболее распространен этот тип производства в Евразии - Передняя Азия (арабы бедуины, туареги), тюркские народы, монголы и др.

Высокогорные скотоводы-кочевники. Ярким представителем являются тибетцы, разводящие яков, сарлыков.

Таежные охотники-оленеводы. Возникает под влиянием оленеводства на древних таежных охотников, именно поэтому значение получило оленеводство, как транспортное средство, что позволяет значительно расширить район кочёвок. Наиболее яркие представители - эвенки, эвены.

Оленеводы тундры – используют богатую пастбищами тундру. Чукчи, коряки, нганасаны и др. народы Севера. В отличие от охотников-оленеводов, употребляют мясо домашнего оленя в пищу.

Пашенное земледелие.

Самой важной характеристикой этой группы является использование домашних животных в качестве тягловой силы. Производительность труда резко возрастает, именно эта форма являлась экономической базой стран Европы, Китая, колонизированной Америки. Пашенное земледелие начало свое распространение на восток от древнеегипетской цивилизации и цивилизаций Двуречья и к середине 1 тыс. до н. э. достигло побережья Тихого океана.

Пашенные земледельцы засушливой зоны. Преобладало у народов всего Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Северной Индии, Северного Китая и Кореи. Сложилось несколько типов: 1) Долинно-речной. Главная особенность - развитая ирригационная система. В основном бассейны крупных рек - Нила, Тигра и Евфрата и др. 2) Предгорный и приморско-береговой. Развитие виноделия и садоводства. Италия, Испания и др. страны Средиземноморья. 3) Оазисный. Финиковая пальма. Полупустыни и пустыни северной Африки и Аравии.

Пашенные земледельцы влажных тропиков и субтропиков. Ареал распространения Южная и Юго-Западная Азия. Главные особенности: интенсивное заливное рисоводство, орошение в условиях избытка воды, в качестве тягловой силы использование буйволов. Свои особенности пахотное земледелие имело в Южном Китае и Японии, где слабое внедрение пахотных орудий компенсируется широким применением удобрений, развитием ирригации и созданием грядковой системы земледелия, при которой сельскохозяйственные культуры выращиваются на узких, возвышенных полосах земли, разрыхляемой и унавоживаемой.

Пашенные земледельцы лесостепей и лесов умеренного пояса. До сегодняшнего дня, именно этот тип характерен для европейской части России, Урала, Южной Сибири и Дальнего Востока. Является традиционным для большинства народов Европы, современной Северной Америки. Важным моментом является использование дерева как основного строительного материала, высокое развитие домашнего производства и ремесла.

Однако даже у народов, которые относятся к одному и тому же хозяйственно-культурному типу, проявляются черты не только сходства, но и различия, которые с течением времени и по мере усиления независимости людей от природы становятся все более явственными и проявляются не только в материальной, но и духовной культуре. Практически в одно и то же историческое время народы, принадлежащие к одному хозяйственному типу (например, земледельческие народы), создают свои уникальные и своеобразные культуры. Таким образом, хозяйственно-культурная типология позволяет решить только некоторые исследовательские задачи и не является исчерпывающей классификацией культуры.

Только использование всех типологий в совокупности позволяет получить полноценное восприятие сложной этнической картины мира.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: