Черты, отличающих человечество от остального естественного мира

Социальные типологии личности

Социализация личности.

Структура и концепции развития личности.

Человек как объект и предмет социологии. Понятие личности.

Тема 6. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО


• представители теологии смысл земной жизни человека усматривали в подготовке к загробной жизни путем веры в Бога, в Его постижение. Так, Августин считал, что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом Божественного Откровения. Напротив, у Аквината, вера в возможность постижения существования Бога возможна с помощью не Божественного Откровения, а рациональных процессов;
в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) появилсяиндивидуализм как мировоззрение. Эта эпоха пытается реабилитировать естественные радости земного существования в качестве смысла жизни человека. Человек видит цель жизни в самом себе, а ее смысл - в получении удовольствия;
• гуманистические идеи Возрождения развивались в эпоху Просвещения (XVIII-XIX вв.). И.Кант видел смысл жизни человека в развитии его как самоцели. Однако достигать своего счастья человек может лишь согласно универсальных моральных законов. Человека никогда нельзя использовать как средство для достижения чужого счастья;
• по теории утилитаризма (И.Бентам, Дж.Милль) цель и смысл жизни определялись по принципу " как можно больше счастья как можно большему числу людей ". Был определен порядок " расчета счастья ", который выводился из соотношения удовольствия и страдания. На основе данного принципа предполагалось разрабатывать законы в государстве. Милль разделил все удовольствия на высшие (интеллектуальные) и низшие (плотские);
• русская философская мысль видела цель жизни в духовном совершенствовании человека, а смысл - в любви к людям;
• экзистенциализм в сер. XX в. обосновал понятие субъективнойцели, основанной на индивидуальном опыте. Каждый индивид сам для себя определяет цель и смысл жизни, которые заключаются в существовании, т.е. выборе каждым своего бытия и ответственности за свое будущее.

В повседневном и научном языке часто встречаются термины: «человек », «индивид», «индивидуальность», «личность».

1. «Человек» - понятие самое общее, родовое, указывающее на принадлежность данной особи к человеческому роду - высшей ступени развития живой природы, генетически связанной с другими формами жизни.

1) Человек - существо мыслящее.
2) Человек - существо общественное.
3) Человек - существо творческое.
4) Человек - существо духовное.
ЧЕЛОВЕКодин из представителей человеческого рода, ведущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens.

Человек - существо биосоциальное.

Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам. Но в отличие от других живых существ он обладает членораздельной речью, разумом, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности. Именно с этих позиций рассматривает человека как личность философия.


2. В противоположность термину человек как представителя человеческого рода вообще понятие

Ø ИНДИВИД (лат. individ - неделимый, конечный)характеризует конкретного человека как единичного представителя человеческого рода, носителя всех социальных и психологических черт человечества, или Ø отдельного, обособленного члена социальной общностисо всеми присущими ему чертами, качествами, позволяющими отличать его от других людей.  

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это совокупность черт, отличающих одного индивида от других на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Этому аспекту личности много внимания уделяет наука психология, которая исследует «внутренний мир» людей, представленный совокупностью эмоций, чувств, познавательных и иных психических процессов.


Понятие ЛИЧНОСТЬ вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на активном социальном начале.

Социальная сущность личности заключается в том, что в процессе взаимодействия личности и общества человек выступает как продукт социальной среды и одновременно как активный субъект, оказывающий влияние на общество.

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: