Стандартными методами-стратегиями управления (разрешения) конфликтами, достигшими уровней, которые угрожают функционированию организации, являются:
• уход (уклонение) — отказ от каких-либо активных действий по разрешению конфликта или отказ от претензий;
• сглаживание — избегание точек разногласия под лозунгом «мы все — одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку»;
• поиск компромиссов — предполагает достижение компромисса и взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон под девизом «мы вам, а вы нам» или «ни вам, ни нам», путем:
- четкая формулировка требований к работе; - использование координирующих механизмов; - система поощрения;
- установление единых целей и формирование общих ценностей и т. п.;
• приспособление (уступка) — основывается на понижении своих стремлений и принятии позиции оппонента;
• силовое давление (принуждение) — конкурентное выделение одной точки зрения за счет других, навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения;
|
|
• конфронтация — открытое обсуждение, ориентированное на решение проблем, конструктивную работу с разногласиями;
• сотрудничество — поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны;
• идентификация общего «врага» — вовлеченные в конфликт стороны могут разрешить существующие между ними противоречия, объединившись в борьбе против общего «врага»;
• ответные действия и др.
Решение ролевого конфликта может заключаться в построении суперроли, интегрирующей в себя все отдельные роли, т. е. в координации различных ролей между собой.
В. М. Шепель классифицировал тактические действия по реализации перечисленных методов-стратегий, во-первых, на жесткие, нейтральные и мягкие, и, во-вторых, на рациональные и иррациональные:
• тактика захвата и удержания объекта конфликта применяется, когда объект материален (например, самовольное заселение в квартиру);
• тактика физического насилия (ущерба) применяется в форме таких приемов, как:
- уничтожение материальных ценностей;
- физическое воздействие;
- нанесение телесных повреждений (вплоть до убийства);
- блокирование чужой деятельности;
- причинение боли и т. п.;
• тактика психологического насилия (ущерба) нацелена на то, чтобы вызвать у оппонента обиду, задеть самолюбие, достоинство и честь; ее проявления:
- оскорбление;
- грубость;
- оскорбительные жесты;
- негативная личностная оценка;
- дискриминационные меры;
- клевета;
- дезинформация;
- обман;
- унижение;
- жесткий контроль за поведением и деятельностью;
- диктат в межличностных отношениях;
|
|
• тактика давления применяется чаще всего в конфликтах по вертикали; ее проявления:
- предъявление требований;
- указаний;
- приказов;
- компромата;
- угрозы;
- вплоть до ультиматума;
- шантаж;
• тактика демонстративных действий применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне; ее проявления:
- публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья;
- невыход на работу;
- заведомо неудачная попытка самоубийства;
- неотменяемые обязательства (бессрочные голодовки, перекрытие железнодорожных путей, автомагистралей, использование транспарантов, плакатов, лозунгов и т. п.);
тактика санкционирования предполагает воздействие на оппонента с помощью:
- взыскания;
- увеличения рабочей нагрузки;
- наложения запрета;
- установления блокад;
- невыполнения распоряжений под каким-либо предлогом;
- открытого отказа от выполнения;
• тактика коалиций нацелена на усиление своего ранга в конфликте; ее проявления:
- образование союзов;
- увеличение группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращений в СМИ, различные органы власти;
• тактика фиксации своей позиции основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции; ее проявления:
- убеждение;
- просьбы;
- критика;
- выдвижение предложений и т. д.;
- тактика дружелюбия имеет проявления:
- корректное обращение;
- подчеркивание общего;
- демонстрация готовности решать проблему;
- предъявление необходимой информации;
- предложение помощи;
- оказание услуги;
- извинение;
- поощрение;
• тактика сделок имеет проявления:
- взаимный обмен благами;
- обещания; - уступки; - извинения.
Этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликта.
Деятельность руководителя в процессе урегулирования конфликта имеет свою этапность. Каждый из используемых методов-стратегий и тактик имеет свои сильные и слабые стороны и может быть более или менее эффективным в зависимости от конкретных условий или ситуаций. Оценить усилия и эффективность использования в деятельности руководителя по урегулированию конфликта возможно по ряду признаков:
1. Проясняет интересы:
- путем содействия общим интересам
обеих групп; - информируя другую группу об интересах каждой группы,
устраняя опасность шантажа на основе таких интересов.
2. Создает нормальные рабочие отношения:
- позволяя группам эффективно устранять свои разногласия в
данном споре; - стимулируя такие отношения, которые группы хотели бы
иметь;
облегчая группам взаимодействие при возникновении следующего конфликта.
3. Помогает выявить удачные варианты:
- побуждая группы к поиску многих вариантов, прежде чем приступить к их оценке и выбору;
- стимулируя поиск группами путей формулирования ценностей, которые обеспечивают общую выгоду;
- считается легитимным:
- не давая группам повода считать, что баланс сил склоняется в одну из сторон;
- внушая группам чувство, что полученные решения будут честными и справедливыми.
4. Исходит из наличия у сторон процедурных альтернатив:
- позволяя обеим сторонам реально оценить свои варианты и
варианты другой стороны; - улучшает контакты:
- стимулируя проверку и оценку существующих допущений; - облегчая понимание и обсуждение представлений сторон; - устанавливая действенные двусторонние контакты между группами.
5. Ведет к разумным договоренностям:
- позволяя группам выработать договоренности, которые реалистичны и осуществимы;
- позволяя сторонам прибегнуть к тяжбе в случае, если им не удается достичь окончательного соглашения или если оно не выполняется.