double arrow

Структура личности в психоаналитической теории

В науке психологии было и есть множество различных подходов к изучению личности, разные ученые предлагали собственные структуры личности. Мы рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, это психоаналитическая теория личности З.Фрейда. Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признание теории Фрейда, ведь именно он создал первую развернутую теорию личности.

В течение длительного периода в развитии психоанализа З. Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознание и бессознательное. Рассматривая их в единстве, З. Фрейд использовал эту «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

Позже Фрейд вводит три основные структуры личности: ид (оно), эго (я) и супер эго (сверх я).

I. Ид – функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, и.т.д.), которые наполняют наше поведение энергией. Ид – это нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам.

Ид подчиняется принципу удовольствия (немедленная разрядка напряжения).

З. Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме.

II Эго – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремиться выразить и удовлетворить желания Id в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от Id, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Id для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности.

В отличие от Id, природа которого выражается в поиске удовольствия, Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности.

III. Супер эго. Для того чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»- посредством формирования супер-эго (сверх я).

Это последний компонент развивающейся личности, представляющие интернализованую версию общественных норм и стандартов поведения. Будучи морально-этической силой личности, супер-эго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей.

В супер эго выделяется совесть и эго- идеал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: