double arrow

Модель психической структуры личности в аналитической психологии К.Г. Юнга


Данная модель наглядно показывает, что, в отличие от Фрейда, К.Г.Юнг выводит сознание из бессознательных психических процессов, которые и «придают определенную форму содержаниям психики». Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации Самости, она может проявиться в утрате Персоны, в «личностной инфляции» (при идентификации личности с коллективом или группой как субъектами деятельности), в недооценке своей «Тени», в одержимости Анимой или Анимусом и других возможных потрясениях личности.

Возникающие в психической структуре комплексы Юнг объединяет с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками. В качестве таких установок он выделяет интроверсию и экстраверсию. У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других. А для интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект как таковой. Психическая энергия интроверта направлена вовнутрь, она рефлексивна.




О деловом общении. Энтроверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности. Интроверт старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.

У экстраверта ведущим является правое полушарие головного мозга, так как оно ориентировано на текущее время и пространство, наоборот, у интроверта ведущим является левое полушарие, связанное с внешним миром более опосредованно.

Типология Юнга, включающая интровертированную и экстравертированную установки психики личности, была дополнена им введением дополнительных различий внутри этих типов четырех психических функций: мышления, эмоций, ощущения, интуиции.

Следовательно, К.Юнг в типологии личностей выделил: мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов личностей ориентирован в своей деятельности на соответствующие психические функции.

О деловом общении. Мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства.

Эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством воздействия на партнера.



Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов.

Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, беспокойству.

Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности. Особое значение в деловом общении имеет закон конгруэнтности, наиболее обстоятельно разработанный в концепции американского психолога Карла Роджерса - одного из основателей ryманистической психологии. В отличие от Фрейда и Юнга К.Роджерс при рассмотрении психики личности опирается на принцип ее самоактуалиaции. Согласно этому принципу основным мотивом поведения личности является стремление к реализации личнстью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь - более удовлетворяющей ее.

Самоактуализация происходит в борьбе и преодолении препятствий в личной и социальной жизни. Ей более свойственны открытость, опора на себя. Самоактуализация личности происходит и в межличностном общении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания могут привести к более тесному психологическому взаимодействию. При этом общение является более согласованным тогда, когда у обоих партнеров наблюдается соответствие опыта, осознания и сообщения. Конгруэнтность и означает точное «соответствие опыта, осознания и сообщения».



О деловом общении. Чем больше один партнер (А) воспринимает общение со стороны партнера (В) на соответствие опыта, осознания и сообщения, тем больше их последующее взаимодействие будет отвечать психологической согласованности и взаимной удовлетворенности. Так формулирует закон конгруэнтности К. Роджерс. При этом он отмечает, что игнорирование данного закона ведет к ухудшению психологической согласованности в действиях обоих партнеров.

Концепция психики личности Дж. Келли (теория личностных конструктов). Джордж Келли, представитель когнитивного направления в психологии. Это направление выявляет влияние рациональных и интеллектуальных процессов психики на поведение человека. Оно придает особое значение когнитивным процессам - мышлению, осознанию, воображению, понятиям, суждениям, интеллекту. Джордж Келли рассматривает человека как ученого-исследователя, который судит о своем окружении, о жизненных ситуациях с помощью определенных понятийных систем моделей интерпретации действительности («личностные конструкты»).

По мнению Дж. Келли личностный конструкт – это набор идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осознать, интерпретировать или предсказать свой опыт. Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации, он сохранит его. Если же прогностическая эффективность конструкта мала, то он будет подвергнут пересмотру или вовсе отброшен.

О деловом общении. Например, если деловые партнеры по-разному интерпретируют одно и то же событие, то это означает, что каждый из них воспринимает его с помощью своих личностных конструктов, необходимых ему для создания непротиворечивой картины мира. Для того, чтобы понять партнера, надо знать о его личностных конструктах. Осмысление психологических качеств личности каждым из партнеров происходит в терминах схожести и контраста («дружеский - враждебный»,«умный - глупый», «мужской - женский», «хороший - плохой»).

Дж. Келли предполагал, что в основе формирования личностных конструктов лежит когнитивный процесс наблюдения сходства и различий. При этом в когнитивном акте необходимо присутствие трех элементов, два из которых должны быть схожи в пределах одного и того же контекста, а третий - отличаться от первых двух. (Например, партнеры Иванов и Петров - честны, а Сидоров - нет.) То есть все личностные конструкты биполярны и дихотомичны. Подобно магниту они имеют два противоположных полюса: полюс сходства (эмерджментный полюс) и полюс контраста (имплицитный полюс).

О деловом общении. Каждый конструкт имеет свой определенный диапазон применимости. Так, конструкты «хороший - плохой», «честный - нечестный» имеют широкий диапазон применимости в деловом общении, поскольку они предполагают множество деловых ситуаций, требующих личностных оценок.

Дж.Келли предложил и свою типологию конструктов, среди которых важное значение для делового общения имеют упредительный (констелляторный) конструкты.

Упредительный конструкт стандартизирует элементы жизненного опыта по типу мышления ригидного человека. Например, ярлыки, которые присваиваются деловым партнерам – «упрямец», «лжец», «делец» или этнические «кавказец».

Констелляторный конструкт ограничивает возможности для возникновения альтернативных мнений и суждений. Он подобен типу шаблонного, стереотипного мышления. Так, если деловой партнер - продавец автомобилей, то он скорее всего нечестен и склонен к махинациям.

О деловом общении. Модель Дж.Келли действенна в ситуации новой или неопределенной ситуации. Дж.Келли назвал эту ситуацию как цикл «ориентировка - выбор – исполнение». Сущность его состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации. Деловой партнер, оказавшись в неопределенной ситуации, может пройти через ряд циклов «ориентировка - выбор – исполнение» до того, как примет решение.

Важный аспект теории личностных конструктов Дж. Келли касается психологического взаимодействия партнеров, создания между ними эффективных межличностных отношений - отношений содружества. Достигнуть их можно тогда, когда один партнер психологически ставит себя на место другого, интерпретируя при этом какую-то часть его конструктной системы. Это позволяет лучше понимать и прогнозировать настоящее и последующее поведение партнера.

О деловом общении. Гармоничное психологическое взаимодействие партнеров более достижимо при совпадении их когнитивной ориентации, когда переживаемая деловая ситуация имеет для них приблизительно одинаковое психологическое значение. Важно при этом, чтобы партнеры были представителями одной культуры. Если же в деловой ситуации взаимодействуют представители разных культур, то возможно психологическое переживание «культурного шока», возникающего из-за резкого различия конструктов партнеров.

Индивидуальные психодинамические особенности и структурно-иерархические свойства индивидуальности. Для человека характерно огромное количество различных свойств и особенностей. Они включают специфику протекания познаватель­ных процессов, интеллектуальные и иные способности, стили мыш­ления, восприятия, общения, эмоционального отреагирования, мо­рально-нравственные качества и множество иных составляющих. Однако, при ограниченном объеме таких психологических качеств и свойств их сочетание может носить уникальный характер и фор­мировать специфический, не на что и ни кого иного не похожий человеческий образ.

Характерные различия индивида, т.е. отдельного человека, взято­го в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, фи­зических, социальных, психологических и др.), с другими инди­видами проявляются на разных уровнях индивидуальности. Это обус­ловлено тем, что индивидуальность представляет интегративное и многоуровневое образование, каждый из которых обладает набором | существенных признаков. Под индивидуальностью в современной пси­хологии понимается неповторимость, уникальность сочетания раз­личных свойств и качеств человека. По набору отдельных качеств и* свойств люди могут быть принципиально сходны (например, близ­нецы), однако по сочетанию этих качеств также кардинально раз­личаться.

Существует множество разнообразных классификаций уровней индивидуальности. Однако они сходятся в том, что уровни делятся на четыре принципиальных блока специфических качеств и свойств.

В.С. Мерлин включает в первый уровень (уровень индивидуальных свойств организма) биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, разделяя перечисленные свойства на основа­нии параметров интенсивности, скорости, регуляции и некоторых иных. Существенным является то, что биохимические свойства и свойства нервной системы обеспечивают создание индивидуального стиля, но не деятельности человека, а жизнедеятельности организ­ма, который косвенно способен влиять на психическую деятель­ность в целом. Особенно ярко данный тезис представлен в клинике, когда многие социально-опосредованные действия человека начи­нают учитывать и особенности жизнедеятельности, в частности, количественные и качественные параметры деятельность различных органов и систем организма (пищеварения, дыхания) и такой спе­цифичный для пациентов соматической клиники как переносимость боли.

Темперамент— это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. тем­па, ритма и интенсивности отдельных психических процессов и состояний

По У. Шелдону практически все имеющиеся у человека индивиду­ально-психологические свойства и качества опосредуются сомати­ческой конституцией и проявляются в зависимости от представлен­ное таких параметров, как эндо-, экзо- или мезоморфностъ, висцеро-, сомато- или церебротонии. Остановимся на классификации У. Шелдона, имея ввиду, что связь соматоморфотипа с параметрами психической индивидуальности не столь очевидна, как это пред­ставлено в его концепции.

Шелдон выделил три соматотипа и описал следующие их осо­бенности. Эндоморф-висцеротоник. Расслабленная осанка и движения. Привет­лив, добросердечен, легок в общении и ровен в выражении своих чувств. Любит сытость и покой, гостей, общество, комфорт и условности в об­ращении. Желает симпатии и признания, непосредственен в эмоциональ­ном контакте, тщеславен, но терпим. Гурман, хорошо спит, в состоя­нии опьянения мягок или сверхобщителен и несколько распущен. В тя­желую минуту, момент горя стремится к людям. Склонен воскрешать в воображении детские годы, семейные отношения.

Мезоморф-соматотоник. Уверенная осанка и движения. Непринужден, экстравертен в контакте и поступках, но скрытен в чувствах и эмоциях. Любит риск, соперничество, приключения, шум, спортивные состяза­ния. Властотолюбив, воинственен, игнорирует физическую боль. Агрессивен, настойчив и придирчив в состоянии опьянения. Испытывает потребность в физических упражнениях, голос повышен. Боится скованности, заточения. В тяжелую минуту, момент горя стре­мится к действию. Склонен воспроизводить в воображении цели и дей­ствия, связанные с юношескими годами.

Эктоморф-церебротоник. Скованная осанка и заторможенность в дви­жениях. Сдержан в общении, поведении и чувствах. Контролирует мими­ку и жесты. Обладает живым умом, наблюдательностью, прилежанием. Интраверт при контакте, скрытен, избегает и боится общества, боль­ших пространств. Отличается непредвиденностью поведения, понижен­ным голосом, чувствительностью к боли, плохим сном и утомляемос­тью. Любит одиночество и в момент горя, тяжелые минуты стремится к нему. Проявляет устойчивость к действию алкоголя и некоторых других депрессантов. Воображение обращено в будущее. Приведенная классификация Шелдона отражает позицию непос­редственной связи соматоморфотипа человека с высшими уровня­ми индивидуальности — характерологическими особенностями и личностными качествами, которая в настоящее время считается оши­бочной. К примеру, склонность эндоморфа-висцеротоника «воскрешать в памяти детские годы» и быть гурманом вряд ли связана с его биологическими особенностями.

Классификация темпераментов Шелдона также, как и система­тика Кречмера, может быть отнесена к разряду тех, в которых не обнаруживается четкого разделения индивидуальных свойств человека на социально и биологически обусловленных. К тому же, согласно убеждению Леонтьева, исходя из принципов социальной детерминации личности, свойства не способны породить личностные качества. Имеются достаточно убедительные факты, позволяющие утверждать, что при усвоении индивидуального стиля общения связи между психодинамическими темперамента сами по себе свойствами (темпераментом) и отношениями личности разрушается (В.С.Мерлин). В наиболее известной из отечественных классификаций И.П.Павлова темперамент приравнивается к типу высшей не­рвной деятельности, что также в значительной мере искажает пред­ставление о механизмах становления психической индивидуальности.

В настоящее время в рамках практической психологии темперамент можно описать четырьмя параметрами: эмоциональность; скорость мышления; скорость двигательных актов; общительность.

В параметр темперамента эмоциональность включается понятие скорости появления эмоциональной реакции, аффекта или переживания после начала действия раздражителя или появления значимой ситуации и т.д. Внешне эмоциональность проявляется такими альтернативными качествами как: впечатлительность — эмоциональная холодность (отличающимися по глубине переживаний),эмоциональная возбудимость — эмоцио­нальная невозбудимость (отличающимися по скорости появления аффекта),эмоциональная стабильность — эмоциональная лабильность (отличающимися по длительности сохранения эмоционально­го переживания одной модальности).

Вторым параметром темперамента является скорость мышления Данный параметр в клинике оценивается на основании скорости . появления ассоциаций (т.н. «быстрота ума») и скорости речи (имеется ввиду стиль речи). О них можно судить, властности, по скоро­сти ответов на поставленные вопросы или задачи и скорости проговаривания слов и фраз. Особенности мышления затрагивают лишь количественный показатель, в то время как качественные - целенаправленность, продуктивность и иные в расчет при оценке типов темперамента не берутся.

Скорость двигательных актов отражает сенсомоторную реактивность характеризующуюся быстротой появления ответа на раздражитель. Он, как правило, коррелирует с обшей реактивностью (скоростью возникновения ощущений, восприятия и воспроизведения). Однако, внешне именно на основании скорости двигательных ак­тов можно судить о реактивности. На основании сенсомоторной ре­активности выделяют лиц, у которых отмечаются средние показа­тели, а также превышающие или не превышающие их.

Некоторые ученые относят к параметрам темперамента, сходным с параметров скорости двигательных актов, активность человека, проявляющуюся частотой и выраженность к обыденной деятельности и готовности начать ее при любом удобном случае (импульсив­ность). Антиподом человеку, нацеленному на активность и посто­янное выполнение какой-либо деятельности, выступает пассивный, уклоняющийся от любой деятельности человек. Различаются они также на основании уровня их «энергетического потенциала» — энер­гичности и нацеленности на постоянную деятельность.

Общительность, понимаемая как выраженность субъективной или иным феноменом психической индивидуальности. С одной стороны, он входит в структуру темперамента и является биологически опос­редованным; с другой стороны, на процесс формирования общительности сказывается характер воспитания.

По данному параметру выделяют людей общительных (экстравертов) и замкнутых (интровертов). В рамках свойств темперамента отличают лишь количественные параметры, к которым относится направленность и выраженность.

С.Л. Рубинштейн считал наиболее важными свойствами темперамента человека впечатлительность и импульсивность, которые включают в себя все вышеперечисленные параметры. Согласно данной концепции впечатлительность равнозначна эмоциональности, а импульсивность, характеризую­щаяся силой побуждения, а также скоростью, с которой они овла­девают моторной сферой и переходят в действие, и устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу, близка по смыс­лу с иными параметрами. Используя свойства впечатлительности и импульсивности, можно достаточно точно описать и диагностировать различные типы темперамента.

Распределение типов темперамента.Исходя из вышеприведенных параметров, специфическими сходными особенностями холерического и меланхолического типов темпе­рамента считается сочетание впечатлительности, повышенной эмоциональной ранимости склонности к выраженному аффективному реагированию в конфликтных ситуациях, особенно возникающих неожиданно. Отличия же холерического и меланхолического типов темперамента заключаются в разной выраженности импульсивности, которая отражается даже на особенностях проявления эмоциональности. Так, у холерика повышенная эмоциональность сочетается с быстро возникающими и также быстро исчезающими аффектами различной модальности и нередко экстрапунитивной направленности — вспышками гнева, раздражительности; страха, ажитации и паники, радости и экстаза. У меланхолика эмоциональ­ные переживания носят, как правило, более длительный характер. Они возникают медленнее, но и медленнее редуцируются. Отмеча­ется склонность к застреванию на определенных эмоциональных переживаниях различной модальности и интрапунитивной направ­ленности — депрессия, тоска, печаль, чувство вины, стыда, застенчивости. По параметру пониженной эмоциональности (впечатлительности) сходны сангвиник и флегматик. Их эмоциональные пе­реживания не столько глубоки, как у холерика или меланхолика, однако не следует думать о том, что они отсутствуют вовсе. Внешне снижение уровня впечатлительности проявляется у них более спо­койным отношением к неприятностям, психотравмам, конфликтам. Их называют иногда «толстокожими», имея ввиду невозмутимость и отсутствие ярких эмоциональных реакций на внешние раздражи­тели. Различия эмоциональной сферы сангвиника и флегматика заключаются в преобладающей модальности немногочисленных и слабых проявлений эмоциональности. Флегматик, как правило ,безразличен ко многим сторонам жизни с силу инертности познава­тельных процессов, тогда как сангвиник реагирует на многие ситу­ации, но «не принимает близко к сердцу». Иногда говорят о внутренней холодности сангвиника при внешней общительности формальной эмпатичности. Параметр импульсивности, по которому схожими являются холерик с сангвиником (высокий уровень) и меланхолик с флегма­тиком (низкий уровень), клиническим отражается в быстроте сенсомоторных реакций и "быстроте ума", активности, настойчивости, решительности.

Наиболее общей особенностью темперамента является его немотивационный фактор, определяющий поведение человека, т.е. в самом темпераменте не существует побудительной основы. В отличие от характерологических и личностных реакций, основой который служит мотивационный ряд, который основывается на жизненном опыте, познавательном уровне, интересе и значимости внешних и внутренних процессов, реакции на уровне темперамента носят ин­стинктивную специфику.

"Темперамент" - писал Г. Олпорт, - обозначает род сырого материала, из которого складывается характер. Он относится к химического климату или внутренней погоде, в которой развивается личность».

Характер в психологии — это совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми, стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, зафиксированная в привычках и манерах, система взаимоотношений с окружающими. Если в |рамках темперамента параметры указывают на биологические стереотипы реагиро­вания (в первую очередь, эмоционально-волевого), то в чертах ха­рактера отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале носят осознанный характер (воспитываются, при­виваются, навязываются). Темперамент является устойчивой структурой, не склонной существенно изменяться в процессе жизни. Его девиации возможны только в случаях тяжелой и длительной психической или соматической бо­лезни, а также в условиях длительных угрожающих жизни событий.

Однако, спектру типов темперамента с повышенной эмоциональностью и импуль­сивностью будет соответствовать иной спектр характерологических особенностей по сравнению со спектром типов темперамента с по­ниженной эмоциональностью и не импульсивностью.

Суетливость, болтливость, неусидчивость, нетерпеливость или молчаливость, усид­чивость, терпеливость, как альтернативные черты характера, как правило базируются на психофизиологических особенностях в рам­ках типов темперамента. Между особенностями темперамента и ха­рактера, как нижерасположенными в иерархическом строении индивидуальности, и личностными особенностями связь значительно менее выражена, чем между темпераментом и характером.

Значимым для практической психологии является анализ пара­метров адекватных и неадекватных форм поведения, признаков от­клоняющегося и психопатологического стилей поведения. Именно поэтому центральным вопросом учения об индивидуальности в кли­нической психологии является вопрос о кардинальных признаках гармоничных черт характера.

Гармоничные черты характера — это совокупность индивидуаль­но-психологических стереотипов поведения, способствующих гар­монизации обыденных межличностных взаимоотношений и избега­нию межличностных и внутриличностных конфликтов. Таким обра­зом, основой оценки гармоничности и негармоничности характерологических особенностей служит параметр отсутствия у человека конфликтов, как внешних с участниками коммуникации, так и внутренних Условно можно говорить, что значимой для оценки характерологической гармоничности является сфера обыденных взаимоотношений, включающая сугубо психологические, тогда как гармоничность личностная определяется в большей степени соци­ально-психологическими параметрами — соответствием и следова­нием нравственным требованиям.

Гармоничный характер условно представляет собой блок из двух групп психологических параметров, включающих: адаптивность и самоактуализацию.

Перечисленные качества составляют сущность одной из наиболее существенных параметров гармоничного характера - зрелости. Зрелость (в психологическом смысле) — способность приспосабливаться к среде по законам житейского разума (Б.В.Зеигарник). Она подразумевает сочетание достаточно высоких идеальных уст­ремлений с готовностью выполнять скромные, земные задачи ради этих высоких устремлений. Зрелость включает психологическое умение человека разводить идеальные и реальные цели. В противовес зрело­сти характерным для дисгармоничного характера выступает инфантилизм (незрелость, «детскость»). К инфантильным свойствам отно­сят наивность, несамостоятельность, нездравомыслие и т.п.). Гармоничными чертами характера являются: адаптивность, зрелость, здравомыслие, гибкость, реализм в оценке окружающих, реальность самооценки, самостоятельность, автономность, естественность, проблемная центрация, самоуважение, разумное сочетание эгоистических и альтруистических целей.

Дисгармоничными чертами характера считаются: дезадаптивность, инфатилизм, нездравомыслие, ригидность, использование каузальной атрибуции, нереальность самооценки и т.д.

Проявления черт характера весьма разнообразны. В отличие от свойств темперамента они всегда мотивационно опосредованы, т.е. закрепление в процессе социализации характерологических привычек, манер, стилей мышления и поведения связано с требованиями окружающего об­щества (микро- и макросоциума), а также с целями, мотивами и потребностями человека.

Характерологические свойства можно разделить на две группы:
базисные (терминальные) и инструментальные. Первые должны способствовать удовлетворению сущностных потребностей человека (создавать, в первую очередь, внутреннюю гармонию) вторые - удовлетворять запросы общества (создавать внешнюю гармоничность). Н. Пезешкиан назвал их актуальными первичными и вторичными способностями. Дифференциально-аналитическая концепция Н. Пезешкиана позволяет оценивать как норму, так и аномалии характе­ра, а также выявить причины явных и скрытых межличностных конфликтов.

Феноменологически особенности характера представлены широ­ким спектром черт, формируемых в процессе воспитания. Вот лишь некоторые из них: пунктуальность, чистоплотность, организован­ность, послушание, вежливость, доверчивость, уверенность в себе, старательность, бережливость, надежность, точность, терпеливость, прямота. Каждая из них способны выступать в альтернативной фор­ме и отражать аномалию развития характера. Выраженность и на­правленность многих из черт характера оказывается значимой в кли­нической психологии при оценке типов психического реагирования на заболевание, выработке эффективного уровня взаимоотношения и взаимодействия между медицинским работником (врачом, меди­цинской сестрой, психологом или социальным работником) и па­циентом. К примеру, причиной конфликта в клинике может стать нечистоплотность или неорганизованность медицинского персонала или не пунктуальность или нетерпеливость больного, вызванного для проведения процедур.

Самоукина Н.В. называет факторы, которые оказывают влияние на социально-психологическую характеристику профессионала. Интеллект. В зависимости от уровня занимаемой должности человеком, различают особенности интеллекта. Так, служащие банков, фирм, педагоги, работники социальной сферы обслуживания более инициативны, общительны, обладают высоким социальным статусом, имеют деловые контакты и связи. Им характерен социальный интеллект, который отличается от интеллекта рабочих, занятых физическим трудом.

Личность. Для профессионала имеют значения личностные черты: 1) уверенность в себе (проявление самоуверенности и напористости); 2) эмоциональная уравновешенность (самоконтроль, спокойствие в стрессовой ситуации, сохранение непроницаемости); 3) стремление влиять на развитие производства (внесение предложений по улучшению организации труда, рацпредложений); 4) предприимчивость – умение выходить из проблемных ситуаций и находить компромиссное решение; 5) надежность в деловых, производственных контактах.

Образованность – способность современного специалиста в соответствии с образованием (непременное условие – средне специальное, а лучше – высшее образование) выполнять функции и обязанности.

Опыт. У современного специалиста желательно наличие опыта работы на производстве, житейского и чисто "человеческого" опыта. А также наличие определенных знаний, умений, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Возраст. Наличие акмеологического возраста (25-45 лет) способствует проявлению творчества, смелости, гибкости, способности к инновациям, умению адаптироваться к меняющимся условиям. Наиболее ценными считаются сотрудники 35-55 лет, а в области науки – 65-70 лет. Они имеют конкретные, прочные знания, сохранили активность, высокую работоспособность, признание ценностей нововведения, а также разумность, умеренность, уравновешенность.

Пол. Считается, что наиболее успешными в сфере производства являются мужчины, чем женщины. Это объясняется тем, что женщина обладает повышенной эмоциональностью, много времени посвящает себя семейным заботам, воспитанию детей, теряется в стрессовых ситуациях. Мужчина обладает логическим мышлением, больше отдается работе и имеет более высокую стрессовоустойчивость.

На современном уровне развития производства необходимо проявлять такие черты: интуицию, чувствительность, активность, напористость, волевые усилия.

Следовательно, наиболее эффективным будет такой специалист, который обладает следующими характеристиками: интеллект, ценностная ориентация, образованность, личностные особенности, опыт практической работы.

Коммуникативные качества: коммуникабельность — умение быстро устанавливать контакт с людьми; эмпатичность — умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания; способность кинтеграции социальных ролей — фактор, определяющий приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников социального контакта. Условием успешного руководства является всесторонний учет руководителем ролевых ожиданий подчиненных; контактность — способность к установлению позитивных социальных контактов. Этот интегральный фактор обусловлен такими социально-психологическими свойствами личности, как «открытый» характер в общении; стремление к информированности; высокий уровень притязаний; способность устанавливать деловые связи, располагать людей к себе; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами конфликтующих сторон; способность выслушивать и убеждать; способность к кооперации и групповой работе (рефлексия картины самого себя и своих действий, забота о развитии собственных способностей, ответственное перед самим собой выражение своих идей, интересов и чувств по отношению к окружающему миру, помощь и поддержка окружающих, умственная подвижность и открытость новым идеям, готовность экспериментировать и учиться, общая позитивная установка к групповой работе).

Способности— это индивидуальные особеннос­ти людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность вы­полнения различных видов деятельности. Способности делят на: природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей); специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности, как потенциал личности, имеют сложную структуру, включающую: 1) социальную сторону способностей, которая проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т. п.; 2) психологическую сторону способностей, т. е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образований и т. д.; 3) физиологическая сторонаспособностей — это анатомо-физиологические особенности организма и нервной системы человека, это — задатки, которые являются врожденными особенностями. Так как профессио­нальные способности работников есть достояние организации, то отношение к условиям их разви­тия требует самого пристального внимания.

Психологические тесты, применяемые для изучения психологических особенностей современного менеджера в мировой практике. В настоящее время в практической психологии разработано достаточно большое количество тестов и методик, позволяющих исследовать различные личностные особенности.

В качестве психодиагностических методик, применяемых для изучения психологических особенностей современного менеджера могут быть использованы различные методики: интеллектуальные и личностные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств личности, опросники, проективные методики и т.д.

Профессия менеджера относится к профессиям социальной сферы деятельности человека и связана с повышенными психоэмоциональными нагрузками, требует развития коммуникативных и организаторских способностей, устойчивости к стрессу, эмпатии и отзывчивости по отношению к окружающим, а также умения конструктивно разрешать возникающие конфликтные ситуации. Следовательно, для изучения психологических качеств менеджера может быть использован комплекс методик, среди которых: методика КОС, проективный рисуночный тест Э. Вартегга, методика К. Томаса для изучения стратегии поведения личности в конфликтной ситуации, методика для изучения уровня эмпатии А._Мехрабиана - Н. Эпштейна, а также тест «Прогноз»- методика для изучения уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации личности.

Тест-опросник КОС позволяет быстро определить отдельно уровень коммуникативных и организаторских способностей личности, способности человека четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские отношения с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, проявлять инициативу и т.д.

Для изучения поведения личности в ситуациях конфликта нами применялся тест К. Томаса, Р.Килменна.. Данный тест позволяет выявить стратегию поведения человека в конфликтных ситуациях. Согласно автору, существуют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях: приспособление, компро­мисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или кон­куренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, определяется той мерой, в которой вы хотите удов­летворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. Автор полагает, что ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно, использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Большие возможности для изучения особенностей личности в сочетании с опросниками дают проективные методики. Особенностью проективных методик, является необычность и новизна стимула для испытуемых, возможность самоактуализации при выполнении задания, а также неструктурированность предъявляемых стимулов. Интерпретация результатов проективных тестов может осуществляться только в совокупности с результатами объективных методик.

Рисуночный тест исследования личности Э.Вартегга является экспресс-методикой определения психоэмоционального состояния человека, включает в себя стандартный бланк с 8 квадратами, значение каждого из которых автор связывал с определенной чертой характера (Калиненко В.К., 2006).

Испытуемому необходимо в имеющемся пространстве выполнить рисунки с учетом изображенных знаков, при этом важно фиксировать последовательность выполнения рисунков. Обычно после выполнения задания испытуемому предлагается ответить на вопрос о том, какой из рисунков получился лучше, а какой хуже, каково содержание рисунков, что они обозначают. Интерпретация теста основана на положениях психоанализа, бихевиоризма и психофизиологии ВНД.

Для изучения уровня устойчивости личности по отношению к стрессу применяется тест «Прогноз». Данный тест представляет собой методику для подбора лиц, пригодных к работам с повышенными нервно-психическими нагрузками, в том числе для работы в экстремальных ситуациях. По результатам данного теста делается заключение о нервно-психической устойчивости личности по отношению к стрессу и степени адаптированности личности к социально-психологическому окружению.

Для изучения выраженности способности к эмпатии (сопереживание) может быть использован опросник А. Мехрабиана - Н. Эпштейна. Данный тест позволяет определить уровень эмпатии личности, способность к эмоциональному сопереживанию.

Обработка полученных в ходе исследования данных проводится с помощью методов математической статистики. Для обработки данных, полученных в ходе применения психодиагностических методик, могут быть использованы статистические методы. На основании частных показателей, полученных после применения психодиагностических методик (анкетирования, тестирования), отражающих результаты производимых измерений определяется выборочная средняя величина, которая характеризует степень развития изучаемого в исследовании качества. Эта оценка позволяет характеризовать степень его развития в целом у группы испытуемых, которая подвергнута психодиагностическому обследованию. Сравнивая непосредственно средние значения двух выборок, можно судить об относительном состоянии или уровне развития качества личности, доминантах в поведении.

Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, используют t - критерий Стъюдента.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика психологических качеств и способностей личности и их влияние на формы и методы общения.

2. Подходы к классификации индивидуальных особенностей личности.

3. Специфика модели психики З.Фрейда.

4. Психологическая структура личности в аналитической психологии К.Г.Юнга.

5. Особенности гуманитарного и когнитивного подхода к пониманию психики личности.

6. Характеристика теории личностных конструктов.

7. Темперамент как совокупность индивидуальных особенностей личности.

8. Особенности каждого типа темперамента с точки зрения деловых качеств личности и организации ее взаимоотношений с другими людьми. Сочетание качеств различных типов темпера­мента в одной личности и их проявление в деловых взаимоотношениях.

9. Со­вместимость и несовместимость личностей по темпера­менту.

10. Психофизиологические свойства личности, влияющие на характер деловых отношений (суточные и общие биоритмы и др.).

11. Характер как свойство человека. Проявление характера в деловых отношениях и в способах влияния на людей.

12. Методы изучения психологических свойств лич­ности. Основные психологические тесты, применяемые для этой цели в мировой практике.