Кен Вилбер
(Уилбер)
был крупным теоретиком трансперсональной психологии
| - попытался интегрировать восточную и западную психологию в единую модель;
- духовное развитие помогает преодолеть целый ряд дихотомий человеческой психики:
1. разрыв между сознанием и подсознанием, или между персоной (persona) и тенью.
2. разделение между разумом и телом, разделение организма и окружающей среды.
- финальная стадия духовного развития — это достижение мистического единения с гармонией космоса.
- каждый уровень сознания имеет свои проблемы и соответствующие формы терапии или духовной практики.
- Разработал четырехчастную модель, представляющую собой мощную метатеорию, охватывающую большинство возможных подходов к изучению человеческого опыта и поведения
| Внутреннее
| Внешнее
| Индивидуальное
| Субъективный опыт
| Поведение
| Коллективное
| Культура
| Социальные
системы
|
|
Станислав
Гроф
известный теоретик трансперсональной психологии
| - европейский психиатр, много сделавший для исследования психоделиков и измененных состояний сознания;
- хотя все мы представляем собой отдельные индивидуальности, наш разум содержит не только личный опыт, но и универсальные модели (паттерны) и истины;
разделил опыты с психоделиками на четыре категории: абстрактные, психодинамичные, перинатальные и трансперсональные.
1. Абстрактные опыты — это главным образом переживания, связанные с органами чувств, необычно яркое восприятие цвета или звуков.
2. Психодинамичные опыты — это ожившие эмоционально окрашенные воспоминания. Сюда же относятся переживания, имеющие символический смысл, подобные тем образам, которые мы видим в своих снах.
3. Перинатальные опыты — переживания, связанные с рождением и смертью. Гроф говорит, что процесс рождения имеет четыре стадии. Первая начинается с периода, предшествующего началу схваток. Развивающийся ребенок спокойно лежит в утробе матери. Эта стадия ассоциируется с ощущением безграничности и с такими символами, как, например, океан. Вторая стадия, начало схваток, ассоциируется с тревогой и угрозой, ощущением западни. Во время третьей стадии ребенок продвигается по родовому каналу. С этой стадией может ассоциироваться борьба за существование, сильное давление и ощущение удушья. Четвертая стадия — это саморождение ребенка, борьба, которая в конце концов заканчивается освобождением и релаксацией. Сюда же можно отнести ассоциации с созерцанием прекрасного или света, чувство освобождения или спасения, а также переживания, связанные со смертью и новым рождением.
4. Трансперсональные опыты, связанные с чувством, что наше сознание простирается за пределы границ эго, за пределы пространства и времени. Среди других переживаний и ощущений можно назвать экстрасенсорное восприятие, видение архетипических образов, память предков, память более ранних реинкарнаций, ощущение полного единения с другими людьми.
- Гроф утверждал, что эти четыре уровня взаимосвязаны. Он отмечал, что работа с психодинамическими воспоминаниями, как правило, приводит практикующего к перинатальному и затем к трансперсональному опыту. Верно также и обратное; те, кто испытал глубокие духовные или трансперсональные переживания, находят, что им легче работать с психологическим материалом.
- разработал технику Holotropic Breathwork, дающую возможность входить в состояния сознания, подобные тем, какие бывают в результате воздействия психоделиков
|
Психосинтез
Роберто Ассаджиоли
| - итальянский психиатр, которому довелось учиться как с Фрейдом, так и с Юнгом, разработал систему, называемую психосинтезом;
- различает два уровня работы в психосинтезе: персональный (personal) и трансперсональный. Персональный психосинтез фокусирует внимание на интеграции личности вокруг личностного «я». Трансперсональный психосинтез занимается воссоединением личности с трансперсональным «я». Ассаджиоли подчеркивает, что личностное «я», в основном, представляет собой отражение трансперсонального «я».
- Психосинтез находит свое применение при лечении наиболее глубинных и ранних человеческих травм
|