double arrow

Понятие, статус, цели и задачи центрального банка

Национальный банк Республики Беларусь.

Денежно-кредитная политика центрального банка.

Функции и операции центрального банка.

Понятие, статус, цели и задачи центрального банка.

ТЕМА 11. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК И ЕГО РОЛЬ

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики государства. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Первые центральные банки появились более 300 лет назад. Однако повсеместное распространение и современное значение центральные банки приобрели только в ХХ столетии. Более того, в новое тысячелетие центральные банки вступили в полном расцвете сил. Если в 1900 г. эти учреждения существовали лишь в 18 странах, то в 2001 г. – в 172. Все большее число центральных банков получает независимый статус, предпринимаемые ими в рамках денежной политики шаги и высказывания руководителей привлекают пристальное внимание СМИ. Эффективность деятельности этих учреждений весьма высока – проводимые Федеральной резервной системой США объемы операций не превышают 5 млрд дол. в год, но они оказывают воздействие на рынок ценных бумаг объемом» 14 трлн дол.

Первоначально банки верхнего уровня (центральные банки) назывались эмиссионными и образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем они постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе они были национализированы. При этом акционерный статус центральных банков в ряде стран сохранился. Например, капитал Банка Италии принадлежит банкам и страховым компаниям, капитал Федеральной резервной системы (ФРС) США принадлежит банкам-членам ФРС.

Центральные банки могут иметь смешанную форму собственности на капитал, когда часть капитала центрального банка принадлежит государству, а часть находится в руках юридических или физических лиц. Так, например, 55 % капитала Банка Японии принадлежит государству, а 45 % – частным лицам; в Австрии 50 % капитала принадлежит государству, 50 % находится в собственности физических и юридических лиц-резидентов.

В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Англия, Беларусь, Дания, Россия, Франция и др.). Первоначально выделившись из числа коммерческих банков по размеру капитала, объемам проводимых операций, со временем центральные банки стали выполнять небольшой (в сравнении с коммерческими банками) объем операций, суммы их балансов и капиталов в сравнении с коммерческими банками сейчас невелики. Модифицировались также функции и методы воздействия на финансовую систему, а степень влияния на состояние денежно-кредитной системы неизмеримо возросла (при этом она неодинакова в разных странах и зависит от степени независимости, которой обладает центральный банк и его руководство).

Достаточно часто центральный банк подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центральным банком не входит в правительство и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового кабинета министров. Назначение может делаться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает).

Высшее руководство центрального банка может быть не ограничено в пребывании в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например, на 7 лет – в Канаде, Нидерландах, Австралии, 8 лет – в ФРГ и Европейском центральном банке.

Наиболее зависимыми от государственных органов являются центральные банки Франции и Италии, где законодательно закреплено право правительства на вмешательство в деятельность центрального банка. В законодательстве Великобритании, Японии, Нидерландов установлена четкая возможность государственных органов отменять решения центрального банка, инструктировать его. Центральный банк Германии является наиболее независимыми, и в законодательстве этой страны отсутствуют нормы, разрешающие правительству вмешиваться в денежно-кредитную политику, проводимую центральным банком.

Поскольку правительство, как правило, озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными планами, приближением очередных выборов, мнением избирателей и т.п., то деятельность правительства может входить в противоречие с долгосрочными интересами государства. В этих условиях независимый центральный банк обеспечивает стабильность экономического развития. Однако независимость центрального банка имеет свои пределы. Это связано с тем, что между правительством и центральным банком не должно быть принципиальных противоречий, поскольку в противном случае экономическая политика не будет эффективной.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами центрального банка. Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды). Так, например, в Законе об Австрийском Национальном Банке (1984 г.) указано, что органы государственной власти могут занимать у центрального банка только под стопроцентное обеспечение золотом и иностранной валютой. Единственное исключение сделано для учета краткосрочных казначейских сертификатов для помощи правительству в управлении наличными ресурсами, причем только по особой просьбе министра финансов в пределах 5 % налоговых доходов бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: