Налог на прибыль организаций

Тесты

Контрольные вопросы

Акцизы

Тесты

Контрольные вопросы

1. В чем заключается экономическая сущность НДС?

2. Кто является плательщиком НДС?

3. Какие условия необходимо выполнять лицам, претендующим на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС?

4. В чем заключается выгодность получения освобождения от уплаты НДС?

5. Почему плательщикам НДС невыгодно работать с лицами, получившими освобождение от уплаты НДС? Докажите.

6. Какие ставки НДС действуют в настоящее время?

7. j. Как следует понимать налогообложение по ставке о%?

8. При реализации каких товаров действуют ставки ю и i8%?

9. Что такое счет-фактура и какие реквизиты должны быть в нем указаны?

10. Что такое налоговые вычеты по НДС и какие виды налоговых вычетов вы знаете?

11. При соблюдении каких условий налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты по приобретенным товарам (работам, услугам)?

12. Как рассчитываются налоговые вычеты при наличии облагаемых и не облагаемых НДС операций?

13. Как учитывают НДС организации, перешедшие на специальные режимы налогообложения?

14. На основании каких документов проводятся налоговые вычеты по НДС?

15. Каковы основные операции, не подлежащие обложению НДС?

16. Каковы особенности определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления?

17. В чем состоит специфика обложения НДС экспортных операций?

18. Что является моментом определения налоговой базы по НДС?

19. В каких случаях суммы НДС относятся на затраты по производству и реализации продукции?

20. В каких случаях суммы НДС, возмещенные из бюджета, подлежат восстановлению и уплате в бюджет?

21. Каковы отчетные периоды по НДС?

22. Какие сроки установлены для уплаты НДС?

23. Как определяется сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет?

24. Какие вы знаете особенности определения налоговой базы по НДС?

25. Что не является объектом налогообложения по НДС?

1. Плательщиками НДС не могут быть признаны:

а) организации, имеющие статус юридического лица и занимающиеся производственной и коммерческой деятельностью;

б) физические лица, индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, граждане.

2. Освобождение от обязанностей плательщика НДС предоставляется если:

а) сумма выручки без учета НДС за полгода не превысила 2 млн. руб.;

б) сумма выручки без учета НДС за три последовательных календарных месяца не превысила 2 млн. руб.;

в) сумма выручки без учета НДС за три последовательных календарных месяца не превысила 3 млн. руб.

3- По ставке 0% облагается:

а) реализация товаров для детей;

б) перевозка пассажиров городским транспортом;

в) реализация товаров на экспорт.

4. Уплата НДС производится:

а) ежеквартально;

б) ежемесячно;

в) на усмотрение налогоплательщика.

5. К объектам обложения НДС относится реализация товаров (работ, услуг):

а) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

б) как на территории РФ, так и за ее пределами, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

в) на территории РФ — передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти.

6. К операциям, облагаемым НДС, относятся:

а) услуги по предоставлению напрокат аудио- и видеоносителей из фондов учреждений культуры;

б) реализация религиозной литературы;

в) передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд.

7. Перечислению в бюджет подлежит:

а) разница между полученным и уплаченным НДС;

б) сумма НДС, полученная от покупателей;

в) сумма НДС в стоимости приобретенных товаров.

8. Расчетные ставки применяются:

а) при удержании НДС налоговыми агентами;

б) при использовании освобождения от уплаты НДС;

в) при применении льгот по НДС.

9- При реализации на безвозмездной основе товаров (работ, услуг):

а) НДС не взимается;

б) плательщиком НДС признается передающая сторона;

в) плательщиком признается получившая сторона.

10. Налогообложение по ставке 10% проводится при реализации следующих товаров (работ, услуг):

а) продуктов питания;

б) строительных материалов;

в) работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке экспортируемых из РФ товаров.

11. По НДС установлены следующие ставки:

а) 0, 10, 1%;

б) 0, 10, 18%;

в) 0, 18, 20%.

12. Налоговым периодом по НДС признается:

а) только календарный месяц;

б) только квартал;

в) квартал или месяц — в зависимости от размера выручки от
реализации.

13- Налоговой базой для расчета НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления являются:

а) затраты налогоплательщика по проведению данных видов работ;

б) стоимость материалов, используемых для данных видов работ;

в) стоимость имущества, используемого для данных видов работ.

14- Перевозка пассажиров маршрутным такси:

а) не облагается НДС;

б) подлежит налогообложению по ставке 0%;

в) подлежит налогообложению по ставке 18%.

15. В каком случае невыгодно получать освобождение по НДС:

а) покупатели являются плательщиками НДС;

б) покупатели получили освобождение от уплаты НДС;

в) покупатели совершают операции, не облагаемые НДС?

16. Моментом определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) является:

а) момент отгрузки товара (работы, услуги);

б) момент оплаты товара (работы, услуги);

в) наиболее раний из наступивших моментов.

17. НДС в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) подлежит вычету из бюджета при соблюдении условий:

а) только оплаты товара (работы, услуги);

б) только оплаты и постановки на учет товара (работы, услуги);

в) оплаты, постановки на учет, наличия счета-фактуры, использования для производства налогооблагаемой продукции.

Акцизы — одна из древнейших форм косвенного налогообложения. акцизы устанавливаются в целях изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий.

Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и уплачиваемые покупателями. Акцизы устанавливаются на высокорентабельную продукцию и товары, не относящиеся к товарам первой необходимости, а также на социально вредные товары. Государство использует акцизы для регулирования спроса и предложения, а также для пополнения государственного бюджета. Акцизы устанавливаются также на импортные товары в целях защиты национального потребительского рынка. Это происходит рамках реализации регулирующей функции налогов.

Акцизы — федеральный косвенный налог, выступающий в форме надбавки к цене товаров, возникающий и уплачиваемый только в сфере производства. Исключением из этого правила являются акцизы по товарам, ввозимым на территорию РФ, поскольку плательщиками акцизов в данном случае выступают организации, закупившие подакцизные товары, в том числе для дальнейшей перепродажи.

К подакцизным товарам относятся, в частности, этиловый спирт, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, автомобили, бензин. С 1 января 2004 г. отменен акциз на природный газ.

Порядок расчета и уплаты акцизов регулируется гл. 22 НК РФ.

Плательщики акцизов перечислены на схеме.

В настоящее время подакцизными признаются товары:

· дизельное топливо;

· прямогонный бензин;

· бензин автомобильный;

· спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного);

· моторные масла;

· спиртосодержащая продукция;

· пиво;

· табачная продукция;

· автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с);

· алкогольная продукция.

Вместе с тем налоговое законодательство РФ выводит из состава подакцизных товаров некоторые виды спиртосодержащей продукции, в частности:

· лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства — при условии, что они прошли государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

· препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, которые разработаны для применения в животноводстве и разлиты в емкости не более 100 мл;

· парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти и разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей спирта до 80% включительно;

· отходы, образующиеся при производстве спирта этилового, из пищевого сырья, водок, ликеро-водочных изделий и подлежащие дальнейшей переработке и использованию для технических целей. Данные отходы должны соответствовать нормативной документации и быть внесены в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции.

К алкогольной продукции относятся питьевой спирт, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов. Прямогонным бензином считаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением автомобильного бензина и продукции нефтехимии.

Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале от 30 до 215 °С при атмосферном давлении 760 мм рт. ст.

Включение прямогонного бензина в перечень подакцизных товаров должно было способствовать решению проблемы его использования в целях нелегального производства подакцизных нефтепродуктов. Поскольку технология производства автомобильного бензина позволяет получать его не только путем переработки нефтепродуктов на нефтеперерабатывающем заводе, но и путем смешения прямогонного бензина с необходимыми химическими присадками, объемы полученного бензина выводились из-под налогообложения, так как прямогонный бензин не облагался акцизами. Включение прямогонного бензина в перечень подакцизных товаров означает, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган декларации по акцизам с указанием полученных объемов в натуральном выражении.

Объекты налогообложения. Акцизами облагается реализация (передача) на территории РФ произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в том числе в следующих случаях.

1. Непосредственно продажа произведенных подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и их передача по соглашению о предоставлении отступного или новации.

2. Передача произведенных подакцизных товаров па переработку на давальческой основе.

Пример 5.34. Организация передала произведенное вино для розлива другому предприятия на давальческой основе. Следовательно, организация должна начислить акциз.

3. Передача произведенных подакцизных товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (правопреемнику или наследнику) при его выходе из этой организации и передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику этого договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества. И хотя ст. 39 НК РФ указанные операции не признаются реализацией, в целях гл. 22 НК РФ они облагаются налогом.

4. Передача права собственности на произведенные подакцизные товары на безвозмездной основе, а также при натуральной оплате труда.

5. Передача произведенных подакцизных товаров в структуре организации, в том числе:

· для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

· для использования на собственные нужды.

Пример 5.35. Организация использует произведенное пиво в целях рекламы. Следовательно, организация должна начислить акциз.

В ряде случаев акцизами облагается реализация подакцизных товаров несобственного производства (за исключением нефтепродуктов):

· первичная реализация подакцизных товаров, происходящих с территории Белоруссии и ввезенных на территорию РФ;

· продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или)бесхозяйных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

· ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.

С 1 января 2006 г. объектом обложения акцизом признается получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

Операции, освобождаемые от налогообложения:

· передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации другому структурному подразделению той же организации, не являющемуся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров (например, передача из одного цеха организации в другой спирта для производства вина);

· первичная реализация (передача) конфискованных подакцизных товаров и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

· реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.

Данные товары освобождаются от акциза только при соблюдении следующих условий:

· экспорт осуществляется непосредственно плательщиками акцизов или иными лицами на основании договоров комиссии, поручения либо агентского договора, заключенных с плательщиком акцизов;

· в налоговый орган представлено поручительство банка или банковская гарантия.

Налоговое поручительство должно быть представлено не позднее установленного срока уплаты акцизов и предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и пени, если налогоплательщик не представил документы, подтверждающие Факт экспорта. При отсутствии документов налогоплательщик обязан уплатить сумму акцизов. После представления документов, подтверждающих факт их экспорта, уплаченная сумма возвращается.

Перечисленные операции не подлежат налогообложению, только если организация ведет раздельный учет операций по приобретению и реализации (передаче) указанных товаров.

Ставки акцизов и налоговая база. Налоговая база по подакцизным товарам определяется в зависимости от установленных ставок. Различают виды налоговых ставок, приведенные на схеме.

В настоящее время применяются в основном твердые ставки. Исключение составляет комбинированная ставка, установленная для сигарет.

Налоговые ставки акцизов в 2009 г.

Вид подакцизных товаров Налоговая ставка
Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе спирт-сырец из всех видов сырья) 27 руб. 70 коп. за 1 л безводного этилового спирта
Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке 0 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% 191 руб. 00 коп. за 1 л безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах
объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащая продукция (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке)  
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта). 121 руб. 00 коп. за 1 л безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах
Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта 2 руб. 60 коп. за 1 л
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие 10 руб. 50 коп. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5% включительно 0 руб. 00 коп. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно 3 руб. 00 коп. за 1 л
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6% 9 руб. 80 коп. за 1 л
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) 300 руб. 00 коп. за 1 кг
Сигары 17 руб. 75 коп. за 1 шт.
Вид подакцизных товаров Налоговая ставка
Сигариллы 255 руб. 00 коп. за 1000 шт.
Сигареты с фильтром 150 руб. 00 коп. за 1000 шт. + 6% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 177 руб. 00 коп. за 1000 шт.
Сигареты без фильтра, папиросы 72 руб. 00 коп. за 1000 шт. + 6 % расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 93 руб. 00 коп. за 1000 шт.
Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно 0 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1л.с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 к Вт (150 л.с.) включительно 21руб. 70 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВТ (150 л.с.) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) 214 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобильный бензин с октановым числом до «80» включительно 2657 руб. 00 коп. за 1 т
Автомобильный бензин с иными октановыми числами 3629 руб. 00 коп. за 1 т
Дизельное топливо 1080 руб. 00 коп. за 1т
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей 2951руб. 00 коп. за 1т
Прямогонный бензин 3900 руб. 00 коп. за 1 т

Таким образом, с 2007 г. установлена единая акцизная ставка для всей алкогольной продукции (за исключением пива и некоторых категорий вина)

Налогоплательщики — изготовители сигарет (папирос) обязаны подать в налоговый орган но месту постановки на налоговый учет либо в таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров уведомление о максимальных розничных ценах по каждой марке (наименованию) сигарет (папирос) не позднее 10 дней до начала календарного месяца, в котором эти цены будут применяться. Форма уведомления устанавливается Минфина России.

Налоговая база по подакцизным товарам представлена на схемах.

Случаи определения налоговой базы при адвалорной ставке

Операция Определение налоговой базы
Безвозмездная передача подакцизных товаров Стоимость подакцизных товаров по средним ценам реализации, действовавшим в предыдущем налоговом периоде, без учета акцизов или по рыночным ценам  
Товарообменные операции
Передача подакцизных товаров при натуральной оплате труда
Передача произведенных подакцизных товаров в структуре организации
Реализация товаров в части 8% Суммы полученные в форме: — финансовой помощи — авансовых платежей — для пополнения фондов специального назначения — проценты по векселю, товарному кредиту

При определении налоговой базы выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действовавшему на дату их фактического получения. Налоговая база по товарам, для которых установлены разные ставки акцизов, должна определяться применительно к каждой налоговой ставке. Если раздельный учет операций не ведется, определяется единая налоговая база по всем операциям, совершенным с указанными товарами.

Порядок исчисления акцизов. Сумма акциза по каждому виду подакцизных товаров исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Таким образом, сумма акциза рассчитывается но следующим формулам.

1. По товарам, на которые установлены твердые ставки:

С = О х А, (5.1)

где С — сумма акциза;

О — объем реализованной продукции и натуральном выражении; А — ставка акциза.

2. По товарам, на которые установлены адвалорные ставки:

С = СтхА:100%, (5.2)

где Ст — стоимость реализованной продукции: А — ставка акциза (в процентах от стоимости).

3. По товарам, на которые установлены комбинированные ставки:

С = Ос х Ас + Оа х Аа: 100%, (5.3)

где С — сумма акциза;

Ос — объем реализованной продукции в натуральном выражении; Ас — твердая ставка акциза (в рублях и копейках) за единицу измерения товара; Оа — стоимость реализованной продукции; Аа — адвалорная ставка (в процентах от стоимости).

Сложный расчет суммы акциза, надлежащей уплате в бюджет, согласно которому налогоплательщик сначала исчисляет сумму по комбинированной станке, затем соотносит ее с отпускной ценой, а если полученный результат ниже 20% отпускной цены, пересчитывает. При такой системе спрогнозировать налоговые поступления достаточно проблематично.

Заранее невозможно определить, какую налоговую политику выберет производитель табачной продукции: изготовлять недорогие сигареты и уплачивать смешанную ставку либо продавать дорогие сигареты по ставке 20%.

Общий размер акциза определяется по итогам налогового периода как величина, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных по каждому виду подакцизных товаров. Если налогоплательщик не ведет раздельный учет операций по реализации подакцизных товаров, облагаемых по разным ставкам, то сумма акциза определяется по максимальной ставке по отношению к единой налоговой базе, определенной по всем облагаемым акцизами операциям.

Пример 5.36. Организация производит алкогольную продукцию, ставка акциза на которую определяется в расчете на 1 л безводного спирта. Это значит, что при исчислении суммы акциза необходимо сделать пересчет в зависимости от крепости продукции. Допустим, организация отгрузила 1000 л водки с территории завода в розничную сеть.

Таким образом, рассчитанная сумма акциза, подлежащая уплате производителем, будет равна 76 400 руб. (1000 л х 191 руб. х 40%: 100%).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется по итогам каждого налогового периода как начисленные суммы акциза по облагаемым операциям, уменьшенные на налоговые вычеты, т.е. сумма акциза, подлежащая уплате в оюджет, рассчитывается с учетом налоговых вычетов согласно следующим формулам.

1. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые
ставки:

С = ОхА-НВ, (5.4)

где НВ — налоговые вычеты.

2. По подакцизным товарам, на которые установлены комбинированные ставки:

С = ОсхАс + ОахАа:100%-НВ. (5.5)

Вычетам подлежат суммы акциза:

· предъявленные продавцом и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, либо при ввозе подакцизных товаров;

· уплаченные собственниками давальческого сырья при его приобретении либо при его производстве:

· уплаченные налогоплательщиком в случае возврата покупателем подакцизных товаров или отказа от них;

· уплаченные при приобретении акцизных марок по подакцизным товарам, подлежащим маркировке;

· уплаченные на территории РФ по этиловому спирту, произведенному из пищевого сырья, израсходованному для производства алкогольной продукции.

Сумма, подлежащая вычету, не должна превышать суммы акцизов, исчисленных по формуле

С = А х К х О: 100%, (5.6)

где С — предельная сумма акциза, уплаченная по этиловому спирту, использованному для производства вина; А — ставка акциза на 1 л этилового спирта: К — крепость вина, %;

О — количество реализованного вина.

Пример 5.37. Организация приобрела 2000 л этилового спирта и произвела из него 10000 л вина крепостью 17%. Какова сумма налогового вычета? Ставка акциза по этиловому спирту — 27,7 руб. за

1 л безводного этилового спирта. Сумма акциза, уплаченная за 2000 л спирта, составила 54 400 руб. (27,7 руб. х 2000 л).

Максимальная сумма вычета, на которую организация имеет право, определяется по формуле (5.6) и составит 47 090 руб. (27,7 руб. х 10000 л х 17%: 100%).

Акцизы на нефтепродукты. Нефтепродукты являются традиционным подакцизным товаром во многих странах. Они облагаются акцизами в целях изъятия сверхприбыли, возникающей в сфере производства нефтепродуктов.

Лица, совершающие операции с нефтепродуктами, могут получить свидетельство о регистрации. Такое свидетельство служит основанием для применения налоговых вычетов при определении налогоплательщиком сумм акцизов, подлежащих уплате в бюджет. Оно выдается лицам, осуществляющим следующие виды деятельности:

· производство нефтепродуктов;

· оптовую реализацию нефтепродуктов;

· оптово-розничную реализацию нефтепродуктов;

· розничную реализацию нефтепродуктов;

· производство продукции нефтехимии.

Основное требование для получения свидетельства — наличие мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов.

Для получения свидетельства на производство необходимы мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов:

· оптовая реализация — при наличии мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов;

· оптово-розничная реализация — мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарные топливораздаточные колонки;

· розничная реализация — мощности по хранению и отпуску нефтепродуктов со стационарных топливораздаточных колонок.

Свидетельство может получить не только собственник мощностей, но и организации, которые распоряжаются такими мощностями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления или владеют ими на праве долевой собственности. Порядок выдачи свидетельства определяет Минфин России на один год.

Цель введения свидетельства — повышение собираемости акцизов, хотя получение свидетельства является добровольным.

Акцизами облагаются следующие операции с нефтепродуктами:

1) оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственных сырья и материалов;

2) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;

3) получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельства, в том числе:

· приобретение нефтепродуктов в собственность,

· оприходование нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственных сырья и материалов,

· оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов,

· получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этих сырья и материалов на основании договора переработки;

4) передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов, собственнику, не имеющему свидетельства.

Освобождена от налогообложения реализация подакцизных товаров на экспорт, а также реализация нефтепродуктов на территории РФ.

Сумма акцизов определяется в отдельности по каждому виду нефтепродуктов. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму акцизов.

Налоговая база представлена на схеме.

Налоговые органы вправе создавать налоговые посты у налогоплательщиков, имеющих свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Порядок работы постов определяет Минфин России. Налогоплательщик обязан по письменному требованию налогового органа предоставить помещение с ограниченным доступом, оборудованное программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор и систематизацию информации для целей налогообложения по установленным Минфином России формам. Сотрудники налоговых органов, выполняющие контрольные мероприятия, на основании решения руководителя налогового органа имеют право доступа в административные, производственные, складские и иные помещения на территории организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию нефтепродуктов и (или) переработку прямогонного бензина.

Задача налоговых постов — контролировать производство и реализацию нефтепродуктов налогоплательщиками, а также соблюдение ими налогового законодательства. В частности, контролируется соответствие поступившего для производства нефтепродуктов объема сырья фактически произведенному из этого сырья объему нефтепродуктов. Также сверяются объемы производства и реализации нефтепродуктов с данными, отраженными в декларациях.

Определение суммы акциза. При определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, проводятся налоговые вычеты. Налогоплательщики, имеющие свидетельство, вправе уменьшить начисленную сумму акцизов на величину налоговых вычетов, за исключением налогоплательщика, имеющего свидетельство на розничную продажу.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется в следующем порядке. При получении нефтепродуктов налогоплательщик, имеющий свидетельство, начисляет акциз. Затем при реализации (передаче) этих нефтепродуктов налогоплательщикам, также имеющим свидетельство, начисленная сумма акциза уменьшается на сумму акциза по фактически реализованным нефтепродуктам.

Чтобы получить вычет, необходимо выполнить следующие условия:

· продавец должен представить в налоговый орган копию договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство, а также счета-фактуры с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов;

· покупатель нефтепродуктов должен отразить в налоговой декларации объемы полученных нефтепродуктов.

Налоговые вычеты проводят для того, чтобы перенести бремя уплаты акцизов с производителей на продавцов и тем самым равномерно распределить сумму налога между бюджетами разных регионов. Акцизы могут быть уплачены на любой стадии реализации нефтепродуктов. Это зависит от наличия свидетельства у участников цепочки «от производителя до потребителя».

При реализации нефтепродуктов лицом, имеющим свидетельство, лицу, имеющему свидетельство, акциз в цену не включается и отдельной строкой в счетах-фактурах не выделяется. Если же лицо, имеющее свидетельство, реализует нефтепродукты лицу, не имеющему свидетельства, то акциз включается в цену нефтепродуктов.

Пример 5.38. Нефтеперерабатывающий завод, не имеющий свидетельства, произвел 1000 т бензина с октановым числом до «80». Весь бензин продан оптовику, не имеющему свидетельства. На момент оприходования завод должен начислить акциз в сумме 2 657 000 руб. (2657 руб. х 1000 т). У завода нет свидетельства, и он не имеет права на налоговый вычет, поэтому начисленную сумму акциза завод должен уплатить в бюджет и включить в цену реализуемого топлива.

ООО «Акрополь», имеющее свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, закупило у ООО «Лучик», имеющего свидетельство на производство нефтепродуктов, 2000 т автомобильного бензина с октановым числом «92» в объеме. В этом же месяце вся продукция была продана автозаправочной станции, имеющей свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов. Автозаправочная станция, в свою очередь, продала бензин населению. Какая сумма акциза и у кого подлежит уплате в бюджет? Ставка акциза на бензин — 3629 руб. за 1 т.

Сумма акциза, начисленная при оприходовании закупленного у ООО «Акрополь» бензина, равна 7 258 000 руб. (3629 руб. х 2000 т).

При реализации заправочной станции, имеющей свидетельство, оптовик принимает указанную сумму к вычету. Таким образом, сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, у ООО «Акрополь» по автомобильному бензину составит 0 руб. (7 258 000 руб. - 7 258 000 руб.).

Автозаправочная станция при получении бензина от оптовой организации начисляет акциз в сумме 7 258 000 руб. (3629 руб. х 2000 т).

Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, вычетам не подлежат. Следовательно, автозаправочная станция должна уплатить в бюджет всю сумму, начисленную при получении нефтепродуктов, т.е. 7 258 000 руб.

Очень важно правильно определить дату реализации подакцизных товаров.

Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров

Операции, осуществляемые с подакцизными товарами Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров
Реализация всех видов подакцизных товаров День отгрузки
Передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) Дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров
Получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции Дата получения (оприходования) денатурированного этилового спирта
Обнаружение недостачи подакцизных товаров (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли) День обнаружения недостачи

Не менее важны налоговый период и сроки уплаты акцизов. Налоговым периодом по акцизам признается календарный месяц.

Сроки уплаты акциза зависят от вида подакцизных товаров

Вид подакцизных товаров Срок уплаты налога
Все подакцизные товары, кроме указанных ниже Равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем
По прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту при наличии у (лица) организации, свидетельства на право совершение таких операций Не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом
По подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ Сроки уплаты устанавливаются таможенным законодательством РФ

Сроки представления налоговых деклараций

Категория налогоплательщиков Срок представления декларации
Все налогоплательщики за исключением, перечисленных ниже Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом
Налогоплательщики имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с денатурированным этиловым спиртом Не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным

Пример 5.39. При производстве водки крепостью 40% организация использует безводный этиловый спирт. За месяц было произведено и реализовано 2000 л водки. Сумма акциза, уплаченная по спирту, составила 13 000 руб. Какова сумма акциза, подлежащую уплате в бюджет?

Ставка акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% установлена в размере 191 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.

Следовательно, сумма начисленного акциза с реализованной водки будет равна 152 800 руб. (191 руб. х 2000 л х 40%: 100%).

Сумма акциза, подлежащая уплате — 139 800 руб. (152 800 руб. --13 000 руб.).

1. Каково экономическое содержание акцизов?

2. Каково определение акциза как косвенного налога?

3. Какие существуют виды подакцизных товаров?

4. Кто является плательщиком акцизов?

5. Какова необходимость выдачи свидетельства о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами?

6. Какие существуют объекты обложения акцизами?

7. В чем заключается методика определения налоговой базы при реализации подакцизных товаров?

8. Каков налоговый период для плательщиков акцизов?

9. - В чем отличие адвалорных акцизных ставок от комбинированных?

10.. Какие виды налоговых вычетов по акцизам в знаете?

11.. Каков порядок применения налоговых вычетов плательщиками акцизов?

12. Что такое налоговые посты и какова необходимость их введения?

13. Как отражается сумма акциза в расчетных документах плательщика?

14. Каковы сроки подачи декларации и уплаты акцизов при совершении операций с нефтепродуктами?

15. В чем состоят особенности уплаты акцизов при совершении операций с алкогольной продукцией?

16.. Каков порядок возврата сумм акциза из бюджета?

1. Плательщиками акциза признаются:

а) только организации, проводящие операции с подакцизными товарами;

б) организации и индивидуальные предприниматели, проводящие операции с подакцизными товарами;

в) организации и индивидуальные предприниматели, проводящие операции с подакцизными товарами, а также лица, осуществляющие перемещение товара через таможенную границу РФ.

2. Подакцизными товарами являются:

а) парфюмерно-косметическая продукция;

б) табачные изделия;

в) препараты ветеринарного назначения.

3. Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами выдается:

а) только организациям, осуществляющим производство и оптовую реализацию нефтепродуктов;

б) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство и оптовую реализацию нефтепродуктов;

в) организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляющим производство, оптовую и розничную реализацию нефтепродуктов.

4. Твердые ставки акцизов исчисляются:

а) в процентах к стоимости;

б) в абсолютной сумме плюс проценты к стоимости;

в) в абсолютной сумме.

5. Свидетельство при совершении операций с нефтепродуктами выдается:

а) налоговыми органами;

б) Минфином России;

в) таможенными органами.

6. Основным требованием для получения свидетельства при совершении операций с нефтепродуктами является:

а) наличие мощностей по производству нефтепродуктов;

б) наличие мощностей по производству, хранению и отпуску
нефтепродуктов;

в) наличие мощностей по хранению нефтепродуктов.

7. Налоговым периодом признается:

а) квартал;

б) календарный месяц;

в) календарный год.

8. Получение свидетельства при осуществлении операций с нефтепродуктами является:

а) добровольным;

б) принудительным.

9. Не облагаются акцизами:

а) автомобили отечественного производства;

б) алкогольная продукция;

в) парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.

10. На подакцизные товары устанавливаются следующие виды ставок:

а) адвалорные и специфические;

б)адвалорные и комбинированные;

в) адвалорные, специфические и комбинированные.

Налог на прибыль — прямой пропорциональный налог, т.е. его сумма находится в прямой зависимости от конечного финансового результата деятельности организации — прибыли. В связи с этим налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала.

В доходной части бюджета налог на прибыль занимает третье место после НДС и акцизов. В структуре налоговых доходов федерального бюджета он составляет около 15%. Налог на прибыль является федеральным налогом, однако доходы от его поступлений распределяются между бюджетами разных уровней.

Помимо фискального значения этот налог служит важным инструментом регулирования экономики, что особенно четко проявлялось в его версии в соответствии с ранее действующим Законом РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В частности, это касалось промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятий, которые в первые два года работы освобождались от уплаты налога, а в третий и четвертый годы уплачивали лишь его часть, а также организаций, осуществляющих капитальные вложения в свое развитие и расширение. С 1 января 2002 г. налог на прибыль организаций действует на всей территории РФ в соответствии с гл. 25 НК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: