Знакомство с составом фонем русского языка

Звуки речи, служащие для различения смысла слов, называются фонемами. Когда ребенок осваивает речь, он вначале учится отличать звуки речи от всех остальных звуков, а затем начинает улавливать признаки звуков, благодаря которым мы различаем слова (формы слов) – в этом состоит овладение системой фонем родного языка.

Как известно, фонемы русского языка образуют две большие группы – гласные и согласные. Знакомство с ними проводится уже на подготовительном этапе обучения грамоте. Для объяснения различия между гласными и согласными используются следующие формулировки:

· Звуки, при произнесении которых струя воздуха проходит во рту свободно, не встречая никаких преград, называют гласными.

· Звуки, при произнесении которых струя воздуха встречает во рту преграды, называют согласными.

Может быть использовано и другое объяснение, на основе организации в классе небольшой исследовательской деятельности. Учитель сообщает, что гласные называют «ртораскрывателями». Чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные – «ртосмыкатели». Чем громче их произносим, тем плотнее сжимаются губы, язык стремится примкнуть к зубам и т.д. Это явление было исследовано В.А.Богородицким (1857-1941), когда он занимался изучением фонетики и предложил вести термины «ртораскрыватель» и «ртосмыкатель». Почему «согласные»? А потому что кричать их можно только с гласными – они «согласные».

Знакомство с составом фонем русского языка предполагает формирование умения характеризовать согласные по их словоразличительным качествам. В русском языке функцию словоразличения выполняют такие качества как звонкость-глухость, твердость-мягкость.

Парные по звонкости-глухости согласные различаются лишь наличием или отсутствием голоса, поэтому произнесенный шепотом звонкий шумный согласный воспринимается как парный ему глухой. На уроке учитель подзывает к себе ученика и говорит ему на ухо слово со звонким шумным согласным, например, жар. Затем обращается к классу: - Я сказала Саше на ухо слово. Он сейчас его произнесет очень тихо, шепотом, а вы отгадайте, какое слово я сказала Саше. Конечно, дети услышат слово шар. Тогда учитель просит Сашу произнести это же слово громче. После такого «эксперимента» учащимся легче понять, почему согласные ж –ш составляют пару, а также почему ж называют звонким, а ш – глухим.

В школьной практике широко используется прием определения звонкости-глухости согласных путем прикладывания руки к горлу или произнесения звука с заткнутыми ушами. Особенно этот прием полезен для определения звонкости-глухости непарных согласных ц, х, щ и т.д.

Различение твердости-мягкости согласных чрезвычайно важно для последующего овладения техникой чтения. Если еще в добукварный период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре (и обратно), то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению – слияние двух букв в слог.

Учащиеся легче улавливают различие между твердыми и мягкими согласными, сравнивая слова, например: жар – жарь, нос – нес, мыл – мил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: