Типы мировоззрений

Теизм

Модели соотношения бытия абсолютного и относительного

1. Пантеизм (от греч.pan – всё, theos – бог; букв. «всё есть бог»)

 
 


 
 


3. Панентеизм (букв. «всё в боге») внимательно пишем термин: па-нен-теизм

 
 

 
 


Далее мы рассмотрим 3 типа мировоззрения, каждый из которых обнаруживает корни в той или иной модели:

1) Креационизм (от лат.creatio – творю) → в теизме

2) Эманационизм (от лат.emanatio – истечение) → в панентеизме

3) Материализм.

Применительно к материализму мы не можем говорить об «абсолютном бытии» и использовать приведенные схемы в чистом виде, хотя корни материализма можно обнаружить в креационизме (пояснение на лекции).


  Креационизм Эманационизм Материализм
Ключевая идея Идея творения мира Богом из «ничего» Мир – это проявление духовного начала, его «эманация» (т.е. «излучение») Духовное начало самостоятельно не существует, оно производно от материального и обусловлено им.
Природа мира и существ Все существа и мир в целом имеют «тварную» природу; она несоизмерима с природой Бога («ничтожество»). Мир – творение Бога, но между творением и творцом – непреодолимая пропасть. Все существа и мир в целом имеют ту же природу, что и Абсолютное духовное начало; оно является основанием мира и присутствует во всех вещах. Мир – случайное соединение элементов. Не сотворен, неуничтожим, вечен. Многообразие мира объясняется различными формами движущейся материи, наивысшая из которых – человеческое общество
Проблема зла Зло рассматривается как результат проявления свободной воли сотворенного существа. Воля человека свободна: он может выбирать между добром и злом. То, что называют злом, есть лишь результат неведения, незнания подлинной природы мира. Добро и зло относительны (их понимание зависит от условий общественно-исторического развития).
Происхождение законов (законов природы, моральных принципов и норм) Закон дан извне, сверхъестественным путем (принципы устройства и развития мира определены Богом, моральные принципы и нормы установлены им же «свыше», через откровение). Следовать закону – значит подчиняться внешнему принципу. Закон понимается как внутренне присущий бытию. Следовать закону – значит быть в гармонии с собой (в высшем смысле – собой как проявлением Абсолюта), миром. Закон понимается как внутренне присущий материи (самоусложнение, движение от простых форм к сложным). Моральные принципы выработаны людьми в процессе совместного бытия и служат сохранению рода.
Сущность человека   Человек – «образ и подобие» Бога, существо духовно-телесное. Сущность духовна – душа. Каждая душа уникальна, вечна, сохраняет свою индивидуальность. Сущность духовна – дух, тождественна универсальному духовному началу (Абсолюту). Индивидуально-личные психофизические особенности человека существуют временно и не являются выражением его подлинной природы. Души нет. Сущность биосоциальна; духовное рассматривается как следствие взаимодействия биологического и социального начал. Может присутствовать понятие «души» – как обозначение совокупности психических проявлений.
Конечность /бесконечность жизни Телесное существование конечно и однократно, жизнь души – бесконечна (может иметь начало, но не имеет конца) Жизнь духа бесконечна, телесные воплощения многократны Жизнь конечна, однократна, завершается биологической смертью.
Глобальная цель (смысл, назначение) человека Спасение (достижение рая, нравственное совершенство) Освобождение, просветление (познание подлинной природы мира, души, достижение совершенства) Глобальной цели (предназначения) нет (за исключением самовоспроизводства человека как биосоциального существа); частные цели каждый определяет по-своему.
Примеры философских воззрений и систем      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: