Теизм
Модели соотношения бытия абсолютного и относительного
1. Пантеизм (от греч.pan – всё, theos – бог; букв. «всё есть бог»)
3. Панентеизм (букв. «всё в боге») внимательно пишем термин: па-нен-теизм
Далее мы рассмотрим 3 типа мировоззрения, каждый из которых обнаруживает корни в той или иной модели:
1) Креационизм (от лат.creatio – творю) → в теизме
2) Эманационизм (от лат.emanatio – истечение) → в панентеизме
3) Материализм.
Применительно к материализму мы не можем говорить об «абсолютном бытии» и использовать приведенные схемы в чистом виде, хотя корни материализма можно обнаружить в креационизме (пояснение на лекции).
Креационизм | Эманационизм | Материализм | |
Ключевая идея | Идея творения мира Богом из «ничего» | Мир – это проявление духовного начала, его «эманация» (т.е. «излучение») | Духовное начало самостоятельно не существует, оно производно от материального и обусловлено им. |
Природа мира и существ | Все существа и мир в целом имеют «тварную» природу; она несоизмерима с природой Бога («ничтожество»). Мир – творение Бога, но между творением и творцом – непреодолимая пропасть. | Все существа и мир в целом имеют ту же природу, что и Абсолютное духовное начало; оно является основанием мира и присутствует во всех вещах. | Мир – случайное соединение элементов. Не сотворен, неуничтожим, вечен. Многообразие мира объясняется различными формами движущейся материи, наивысшая из которых – человеческое общество |
Проблема зла | Зло рассматривается как результат проявления свободной воли сотворенного существа. Воля человека свободна: он может выбирать между добром и злом. | То, что называют злом, есть лишь результат неведения, незнания подлинной природы мира. | Добро и зло относительны (их понимание зависит от условий общественно-исторического развития). |
Происхождение законов (законов природы, моральных принципов и норм) | Закон дан извне, сверхъестественным путем (принципы устройства и развития мира определены Богом, моральные принципы и нормы установлены им же «свыше», через откровение). Следовать закону – значит подчиняться внешнему принципу. | Закон понимается как внутренне присущий бытию. Следовать закону – значит быть в гармонии с собой (в высшем смысле – собой как проявлением Абсолюта), миром. | Закон понимается как внутренне присущий материи (самоусложнение, движение от простых форм к сложным). Моральные принципы выработаны людьми в процессе совместного бытия и служат сохранению рода. |
Сущность человека | Человек – «образ и подобие» Бога, существо духовно-телесное. Сущность духовна – душа. Каждая душа уникальна, вечна, сохраняет свою индивидуальность. | Сущность духовна – дух, тождественна универсальному духовному началу (Абсолюту). Индивидуально-личные психофизические особенности человека существуют временно и не являются выражением его подлинной природы. | Души нет. Сущность биосоциальна; духовное рассматривается как следствие взаимодействия биологического и социального начал. Может присутствовать понятие «души» – как обозначение совокупности психических проявлений. |
Конечность /бесконечность жизни | Телесное существование конечно и однократно, жизнь души – бесконечна (может иметь начало, но не имеет конца) | Жизнь духа бесконечна, телесные воплощения многократны | Жизнь конечна, однократна, завершается биологической смертью. |
Глобальная цель (смысл, назначение) человека | Спасение (достижение рая, нравственное совершенство) | Освобождение, просветление (познание подлинной природы мира, души, достижение совершенства) | Глобальной цели (предназначения) нет (за исключением самовоспроизводства человека как биосоциального существа); частные цели каждый определяет по-своему. |
Примеры философских воззрений и систем |
|
|
|
|