Многообразие форм знания и познавательной деятельности

Познание и практика.

Практика является источником познания: все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. Например, математические знания вызваны необходимостью измерять земельные участки, вычислять площади, делить урожай, астрономические – потребностями мореплавания и т.д. Конечно, не всегда открытия совершаются «по непосредственному заказу».

Практика является основой познания, его движущей силой. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые свойства и стороны действительности, все глубже проникает в сущность явлений. Практика же обеспечивает познание средствами, приборами, оборудованием.

Практика опосредованно является целью познания. Все знания, в конечном счете, возвращаются в практику и влияют на ее развитие.

Практика – критерий истины. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение.

Но необходимо помнить, что познание относительно независимо от практики. Новое знание можно получать, не только выводя его из эксперимента или материального производства, но и не обращаясь к практическому опыту. Исследователь заимствует понятия, созданные до него, и ставит их в принципиально иные отношения между собой, выводит знание из знания.

Приведите примеры из истории науки, когда открытия были сделаны «на кончике пера».

Деятельность

           
     
 


практическая духовно- духовно-

практическая теоретическая

       
   
 


Знание

Каждой форме деятельности соответствует своя форма познания.

Практическое знание – это знание, неотделимое от умения, опыта. Оно передается через личное общение, по принципу «делай как я». Это может быть производственное, политическое, спортивное и т.д. знание, в каждой сфере деятельности есть такие стороны, моменты, которые невозможно отразить в теоретической форме, они требуют непосредственных навыков и, если передаются, то не словесно, а через наблюдение, подражание.

Духовно-практическое знание. Если практическое знание отвечает на вопрос: «Как действовать?», то духовно-практическое – на вопрос: «Как относиться (к миру, к людям, к себе)?». Это знание об общении, бытовое, художественное, мистическое и т.д.

Теоретическое знание – исследовательская деятельность, где главная цель – производство самого знания. Оно возникло позже других форм, в условиях достаточно развитой культуры. К нему относятся идеология, философия, теология, магия, наука. Все средства осмысления мира имеют право на существование, т.к. каждое из них отражает то, что недоступно другим. Не должно быть высокомерия, огульного отрицания каких-либо форм. В наше время – со стороны науки. Но следует опасаться и некритической всеядности.

Попытайтесь сформулировать отличие вненаучного и антинаучного знания. Почему проблема их соотношения так остро стоит в современном обществе?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: